Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  старшего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 12.docx18.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка
    у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
     

    автор: Асташенкова Наталья Валентиновна учитель-логопед

    ГБОУ школа № 297
    тема: Путешествие в деревню к бабушке Наташе 

    коррекционно-образовательные цели:

    • расширить и углубить представления детей о домашних животных

    коррекционно-развивающие цели:

    • развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику
    • закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
    • развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат
    • совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы
    • развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы

    коррекционно-воспитательные цели:

    • воспитывать любовь и заботу о домашних животных
    • формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе


    организационный момент

    Логопед: 
    Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
    (Дети здороваются)

    Логопед: 
    А как ещё мы можем поприветствовать наших гостей, как ещё мы можем поздороваться?

    Дети: 
    - Доброе утро!
    - Хорошего дня!
    - Я вас приветствую!
    - Мы рады вас видеть!

    Логопед:
    Я приглашаю вас в гости в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом - на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».


    проведение дыхательной гимнастики «моторчики»

    Дуй нам ветер, ветерок,
    Дуй не в спину, а в лицо,
    Дуй сильней, сильней, сильней,
    Чтоб ковёр летел быстрей.
    (Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)


    дидактическая словесная игра «домашние животные»

    - Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?
    (На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака...)
    - Кто это?
    - Животные.
    - Давайте их назовём.
    (Дети дают полный ответ):
    - Это корова, это собака и т. д.
    - А как вы думаете, какие это животные?
    - Почему?


    игра «узнай силуэты»

    Логопед:
    Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Наташе, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Наташе разобраться кто где.
    (Использование зашумлённых силуэтов домашних животных)


    речевая игра с мячом «большой-большущий»

    Логопед:
    А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.

    У щенка лапки, а у большой собаки - лапища.
    У котёнка усики, а у большого кота...(усищи).
    У жеребёнка хвостик, а у лошади...(хвостище).
    У поросёнка пятачок, а у свиньи...(пятачище).
    У телёнка глазки, а у коровы...(глазищa).


    дидактическая игра-упражнение «праздник»

    Логопед:
    Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Наташи сегодня день рождения. Она хочет приготовить ему сюрприз - пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас выясним.
    (Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются)


    пальчиковая гимнастика «хавронья»

    Логопед:
    Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.

    Вот двор.
    (Показывает ладонь)
    Во дворе лужа.
    (Круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой)
    В луже Хавронья.
    Она всегда спросонья
    Делает зарядку:
    Поднимает по порядку
    Ножку переднюю левую,
    Ножку переднюю правую,
    Ножку заднюю левую,
    Ножку заднюю правую.
    Потом хвостиком махнёт,
    И снова заснёт.
    (Сгибают-разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; соответствующее движение мизинцем)


    дидактическая игра «что забыли» 
    упражнение «скажи одним словом»

    Логопед:
    Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
    (Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее)

    Логопед:
    - Это кто?
    Ребёнок:
    - Это 
    кролик, у него нет ушей. Он безухий.
    Логопед:
    - Ты дорисовал уши, и теперь кролик какой?
    Ребёнок:
    - Ушастый.


    дидактическая игра «найди отличия»

    Логопед:
    Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.


    дидактическая словесная игра «кто чем защищается»

    Логопед:
    Вы знаете, у бабушки Наташи хозяйство большое. Не уследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.
    Чем защищается корова, коза - копытами.
    Кошка защищается (чем?) - когтями.
    Лошадь защищается (чем?) - копытами.
    Собака защищается (чем?) - зубами.
    Кролик защищается (чем?) - лапами.


    речевая подвижная игра «кошечка»

    Логопед:
    Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.

    Села кошка под кусточек.
    (Сесть на корточки)
    Сыра скушала кусочек.
    (Похлопать, погладить себя по животику)
    Встала кошка, потянулась.
    (Встать, потянуться)
    Её шёрстка развернулась.
    (Погладить друг друга)


    итог

    Логопед:
    Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Наташе помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии. А ещё бабушка Наташа прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать.


    упражнение на релаксацию  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

    Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

    Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"

    Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»

    КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»Программное содержа...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

    НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...