Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
 

автор: Асташенкова Наталья Валентиновна учитель-логопед

ГБОУ школа № 297
тема: Путешествие в деревню к бабушке Наташе 

коррекционно-образовательные цели:

  • расширить и углубить представления детей о домашних животных

коррекционно-развивающие цели:

  • развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику
  • закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат
  • совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы
  • развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы

коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать любовь и заботу о домашних животных
  • формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе


организационный момент

Логопед: 
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются)

Логопед: 
А как ещё мы можем поприветствовать наших гостей, как ещё мы можем поздороваться?

Дети: 
- Доброе утро!
- Хорошего дня!
- Я вас приветствую!
- Мы рады вас видеть!

Логопед:
Я приглашаю вас в гости в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом - на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».


проведение дыхательной гимнастики «моторчики»

Дуй нам ветер, ветерок,
Дуй не в спину, а в лицо,
Дуй сильней, сильней, сильней,
Чтоб ковёр летел быстрей.
(Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)


дидактическая словесная игра «домашние животные»

- Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?
(На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака...)
- Кто это?
- Животные.
- Давайте их назовём.
(Дети дают полный ответ):
- Это корова, это собака и т. д.
- А как вы думаете, какие это животные?
- Почему?


игра «узнай силуэты»

Логопед:
Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Наташе, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Наташе разобраться кто где.
(Использование зашумлённых силуэтов домашних животных)


речевая игра с мячом «большой-большущий»

Логопед:
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.

У щенка лапки, а у большой собаки - лапища.
У котёнка усики, а у большого кота...(усищи).
У жеребёнка хвостик, а у лошади...(хвостище).
У поросёнка пятачок, а у свиньи...(пятачище).
У телёнка глазки, а у коровы...(глазищa).


дидактическая игра-упражнение «праздник»

Логопед:
Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Наташи сегодня день рождения. Она хочет приготовить ему сюрприз - пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас выясним.
(Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются)


пальчиковая гимнастика «хавронья»

Логопед:
Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.

Вот двор.
(Показывает ладонь)
Во дворе лужа.
(Круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой)
В луже Хавронья.
Она всегда спросонья
Делает зарядку:
Поднимает по порядку
Ножку переднюю левую,
Ножку переднюю правую,
Ножку заднюю левую,
Ножку заднюю правую.
Потом хвостиком махнёт,
И снова заснёт.
(Сгибают-разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; соответствующее движение мизинцем)


дидактическая игра «что забыли» 
упражнение «скажи одним словом»

Логопед:
Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
(Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее)

Логопед:
- Это кто?
Ребёнок:
- Это 
кролик, у него нет ушей. Он безухий.
Логопед:
- Ты дорисовал уши, и теперь кролик какой?
Ребёнок:
- Ушастый.


дидактическая игра «найди отличия»

Логопед:
Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.


дидактическая словесная игра «кто чем защищается»

Логопед:
Вы знаете, у бабушки Наташи хозяйство большое. Не уследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.
Чем защищается корова, коза - копытами.
Кошка защищается (чем?) - когтями.
Лошадь защищается (чем?) - копытами.
Собака защищается (чем?) - зубами.
Кролик защищается (чем?) - лапами.


речевая подвижная игра «кошечка»

Логопед:
Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.

Села кошка под кусточек.
(Сесть на корточки)
Сыра скушала кусочек.
(Похлопать, погладить себя по животику)
Встала кошка, потянулась.
(Встать, потянуться)
Её шёрстка развернулась.
(Погладить друг друга)


итог

Логопед:
Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Наташе помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии. А ещё бабушка Наташа прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать.


упражнение на релаксацию  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»Программное содержа...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...