КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novikova_i.a._statya.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Вопрос организации психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях дошкольной образовательной организации является актуальным. В настоящее время педагогами-психологами, учителями-логопедами и воспитателями групп, реализующими коррекционную и развивающую работу с данной категорией детей, осуществляется поиск более совершенных способов, направленных на социализацию и всестороннее развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Дети дошкольного возраста с ТНР – это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья, обладающих сохранным слухом, отсутствием первичного нарушения интеллекта, но имеющих значительные речевые нарушения, которые влияют на становление психики. Как отмечает Т. Б. Филичева [5] для данной группы детей характерно отставание в развитии словесно-логического мышления, в овладении операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Особенности их речевого развития оказывают влияние на формирование личности, что проявляется в нестойкости интересов, неуверенности в себе, повышенной раздражительности, обидчивости, сложности в выстраивании коммуникативных связей со сверстниками, недостаточности самоконтроля и саморегуляции.
Это определило необходимость создания в дошкольной образовательной организации МАДОУ «Детский сад №25» г.о. Верхний Тагил условий, способствующих развитию личностного и интеллектуального потенциала, а также профилактике и коррекции негативных эмоциональных тенденций. Работа с данной категорией детей требует особого подхода, включающего комплексные методы коррекционной организации деятельности, способной оказать эффективное воздействие на ведущие и сопутствующие отклонения в развитии ребенка.
Период дошкольного детства характеризуется активным развитием мозговых структур, что во многом обеспечивается межполушарным взаимодействием. Данное взаимодействие обеспечивает возможность передачи информации между полушариями для обеспечения эффективности и единства функционирования работы мозга. Одним из способов организации межполушарного взаимодействия является применение кинезиологических упражнений, которые отличаются своей доступностью и привлекательностью.
Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений описаны в трудах А. Л. Сиротюк [2; 3]. Кинезиологические упражнения – это определенным образом организованные движения, направленные на оптимизацию деятельности мозга и тела. Данные упражнения обеспечивают повышение уровня сформированности у ребенка памяти, внимания, мышления, речи, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.
Создание естественной стимулирующей среды является основным фактором, определяющим у ребенка ощущение комфорта и защищенности и способствующим проявлению творческой и познавательной активности. Исследования многих отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что использование игр и упражнений в песке позволяет повысить эффективность коррекционной и развивающей работы [1]. В связи с этим, взаимодействие с песком является одним из методов коррекции отклонений в эмоциональном и волевом развитии, профилактики нежелательных негативных проявлений и создания условий для развития личностного и интеллектуального потенциала детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
С учетом особенностей познавательного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР возможно использование кинезиологических упражнений в песке в условиях образовательной организации.
Игры и упражнения, используемые в песочнице, могут быть самыми разнообразными, но главной их особенностью является задействование одинаковых пар предметов и организация любой деятельности с одновременным привлечением обеих рук. В начале работы допускается использование каждой руки по отдельности, затем поочередная работа рук при выполнении упражнений, итоговый этап подразумевает одновременное использование обеих рук.
Для работы с детьми могут использоваться следующие упражнения:
- Зигзагообразные и круговые движения по поверхности песка ладонями, ребром, отдельными пальцами.
- «Ходьба» пальцами.
- Игра на пианино.
- Рисование на песке линий, фигур, сюжетных картинок.
- Пересыпание песка из емкостей с помощью ложек, ладошек.
- Выстраивание сюжетных картин в песке с использованием плоскостных и объемных фигур.
- Одновременное выкладывание обеими руками рисунков из камней по заданному образцу либо по замыслу самого ребенка.
- Поиск мелких игрушек в песочнице с описанием характеристик найденного предмета.
- Поиск одинаковых картинок, картинок с предлагаемой позицией рук с помощью кисточек.
- Зеркальное рисование.
Систематическое и целенаправленное использование песка при активизации межполушарного взаимодействия при помощи кинезиологических упражнений способно обеспечить возможность для всестороннего развития ребенка. Игры с песком стабилизируют психоэмоциональное состояние детей, способствуют развитию тактильной чувствительности, являются мотивирующим фактором для решения познавательных задач.
Литература
- Бурачевская, Т.В. Песочные технологии как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речевого развития // Дошкольное и начальное школьное образование – развивающее и развивающееся. 2017.№1. С. 40-42.
- Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2010. 48 с.
- Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014. 60 с.
- Тинникова, О.А. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников / О.А. Тинникова, М.Е. Хакимова // Молодой ученый. 2016. №17. С. 172-174.
- Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников....
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)
Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...
Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....
Система взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."
Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....