Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающее занятие с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)

Тема занятия: «Осень»

Цель: стимулировать развитие интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ при использовании методов и приемов мнемотехники, способствующих освоению основной образовательной программы дошкольного образования и предупреждению возможных трудностей в освоении программы начальной ступени образования.

Задачи.

Коррекционные задачи: актуализировать процессы памяти, внимания, мышления, активизировать словарный запас, развивать речемыслительную деятельность детей.

Развивающие:

- развитие зрительной и речеслуховой памяти;

- развитие умения классифицировать признаки времен года;

- развитие концентрации и распределения внимания;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

- развитие образного и речевого воображения, зрительного восприятия.

Образовательные:

 - продолжать учить составлять и работать по мнемотаблицам; привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

- способствовать усвоению приемов запоминания, их осознанному применению;

- повышать умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, используя приемы мнемотехники.

Воспитательные:

- содействовать подчинению своих действий инструкциям взрослого;

- формировать и закреплять внимательность, находчивость, усидчивость, самостоятельность. 

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, мнемотехника

Приемы: приемы мнемотехники (ассоциации, схематизация), словесные приемы (чтение и рассказывание стихов, рассматривание картинок), игровые приемы (воображаемая ситуация, дидактическая игра, загадывание загадок, создание игровой ситуации). 

Материалы и оборудование: книга Осени, карточки со стихотворениями; мнемотаблица большая на доску, на каждого ребенка разрезана на квадраты, указка; корзины (4 шт.), мячи разного цвета много, картинки времен года большие; карандаши простые и листы бумаги ½ листа в виде листика клена – заготовки для мнемотаблиц из 4 квадратов, музыкальное сопровождение

Предварительная работа: разучить речевку приветствия, провести работу с мнемоквадратами, закрепить понятие схема, объяснить детям, как можно нарисовать хмурую осень, как можно нарисовать дождик, как листья в лесу осыпаются, светлое небо с землей может прощаться. Подготовить материал и оборудование для занятия.

ХОД

1. Вводная часть.

Ритуал приветствия с детьми! Здравствуйте, дети! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по страницам Книги Осени. Дети, стоя по кругу, берутся за руки и декламируют речевку:

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Наш девиз поможет преодолеть все трудности, которые встретятся на пути.

Основная часть (основное содержание занятия).

  1. Загадка про осень.

«Что же мы видим на первой странице нашей книги?! Здесь загадка! Ребята, вы умеете отгадывать загадки?» (Читаю загадку, дети ее отгадывают).

Опустел скворечник,        улетели птицы,        листьям

на деревьях         тоже не сидится.        Целый день сегодня

всё летят, летят.        Видно, тоже в Африку        улететь хотят.

(Осень)

  1. Работа с мнемотаблицей

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. «Дети, в книге есть картинки и задание. Нужно разложить картинки в соответствии с текстом стихотворения. Я буду читать стихотворение, а вы подбирать картинку к тексту. И раскладывать их по порядку. Садитесь за столы. Посмотрите на каждую картинку, и скажите, что на ней нарисовано (скворечник, птицы, листья, деревья, стул зачеркнутый, солнце и месяц, самолет, пальма, крыло птицы.)».

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. «Теперь разложим картинки в соответствии с текстом стихотворения. Я буду читать текст, а вы поднимать ту, картинку, которая больше подходит к тексту». (Дети выбирают картинки в соответствии с текстом). «Молодцы! Разобрались».

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. «Теперь нужно по картинкам вспомнить текст стихотворения. К доске пойдет Маша». (Приглашать к доске детей по очереди, где они самостоятельно проговаривают текст стихотворения с опорой на мнемотаблицу). «Молодцы! Вы справились с заданием Книги Осени».

«Осень»

http://www.studfiles.ru/html/2706/285/html_EHauS5cx7Q.vFl2/img-SlufFE.png

Опустел скворечник,

улетели птицы,

листьям

на деревьях

тоже не сидится.

Целый день сегодня

всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

улететь хотят.

  1. Разминка – игра с мячами

«Открываем следующую страницу в Книге Осени. Здесь лежит задание. Нужно по приметам отгадать время года и бросить мяч в корзину. Соответственно, если это весна, то бросаем зеленый мяч, если лето- синий мяч, осень-желтый мяч, зима-белый мяч. Например, если я скажу, листья пожелтели, то какого цвета бросим мяч? (оранжевого). Правильно. Желтые листья бывают осенью. И так начали» (Звучит негромко активная музыка) Мячи разного цвета (Зеленый, голубой, оранжевый, белый).

Послушать примету, выбрать мяч и бросить его в нужную корзину.

- «Солнце светит, но не греет. Когда это бывает?» (осень)

- «Солнце жаркое палит, снять нам курточки велит» (лето)

- «Много зелени кругом, птицы вновь вернулись в дом» (весна)

- «Серый зайчик стал вдруг белым» (зима)

- «А медведь вылезает из берлоги и давай себе реветь» (весна)

- «Про солнце. Греет плохо, солнечных дней стало меньше» (осень)

- «Небо стало хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное» (осень)

- «Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают, засыхают» (осень)

- «Деревья в снегу» (зима)

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с",    (дуем)

Все листочки с веток сдул...             (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"              (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

5.        Мнемодорожка. Игровое задание «Нарисуй схемы к стихотворению»

«Смотрим следующее задание Книги Осени. Нужно нарисовать схемы к стихотворению. Вот лежат листочки. Это листья какого дерева? (клена) Верно! Молодцы! Я зачитаю вам стихотворение, а вы нарисуйте в квадратах схему. Итак… (Музыка мелодичная спокойная фоном).

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землею прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Вспоминайте, как мы рисуем схематично изобразить каждую строчку стихотворения».

 6. Рефлексия. «Понравилось вам наше путешествие по страницам книги Осени? Чему вы научились? Молодцы, вы отлично справились! Посмотрите, в книге есть еще что-то? (подарки детям)

7. Ритуал прощания. Пожмем друг другу руки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...

Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."

Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....