Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
статья по логопедии по теме

Дащенко Ольга Мироновна

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Применение методики" Мнемотехника" эффективно в коррекционной работе по устранению речевых проблем у детей с тяжелыми нарушениями речи(ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

  Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)                                            

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

  Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют   проблемы: нарушение звукопроизношения,  низкий словарный запас,  нарушения в употреблении грамматических категорий, затруднения в составлении рассказа,  правильно и логически рассказывать и пересказывать.   У большинства детей нарушено  внимание, несовершенно словесно-логическое мышление.  Кроме того, в связи с речевыми проблемами, затрудняется  формирование процесса коммуникации.    

    Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.   В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

  Ребенок не может запомнить то, что ускользнуло от  его наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового) запоминание возможно, только если его объект ассоциируется в  сознании с чем – либо, что   уже  знакомо. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно.  Мы не ощущаем развития процессов, которые протекают в подсознании. И тем не менее то, что прочно ассоциируется, запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку.  Ребенок не может запомнить и говорить о том то, что не наблюдал, а наблюдая, запоминает   только то, что его  заинтересовало. В основном, деятельность ребенка   построена на интересе.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна наряду с общепринятыми методиками.  Искусственное запоминание определенного материала, рассказ и пересказ его, как показывает практика, возможно при использовании приемов мнемотехники. В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи 1- 3 уровня я  несколько лет активно  применяю методы мнемотехники.

Мнемотехника в переводе означает « искусство запоминания». К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу

Использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц   на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее  воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемоквадрат несет определенную информацию, например – яблоко сладкое. Мнемодорожка - алгоритм действия, например, схема последовательности одевания на прогулку. Мнемотаблица - это схема, которая несет информацию,    связанную по смыслу о событии или несет развернутую информацию о чем-то определенном, например,  информацию о животном, птице и т.д. Интересно наблюдать, как ребенок, буквально месяц назад не мог « двух слов связать» - смотрит на мнемотаблицу и  составляет рассказ, например, о животном. Какое это животное ( домашнее или дикое, размер, форма, чем покрыто, что ест, где живет, чем питается,  как называются детеныши, взаимодействие с человеком. Предварительно,     в соответствии с тематическим планированием, набрав на всех видах образовательной деятельности  в течении недели информацию по теме,  словарный запас, (например « Домашние животные») в конце недели  ребенок составляет развернутый рассказ  о животном с использованием мнемотаблицы.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

 Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей,  я считаю, является наиболее актуальным,  так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;приемы   мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; а в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов цифрового обучения в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассказывается об опыте внедрения элементов цифрового обучения в логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...

Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."

Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...