Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
статья по логопедии по теме
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Применение методики" Мнемотехника" эффективно в коррекционной работе по устранению речевых проблем у детей с тяжелыми нарушениями речи(ОНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют проблемы: нарушение звукопроизношения, низкий словарный запас, нарушения в употреблении грамматических категорий, затруднения в составлении рассказа, правильно и логически рассказывать и пересказывать. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно словесно-логическое мышление. Кроме того, в связи с речевыми проблемами, затрудняется формирование процесса коммуникации.
Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Ребенок не может запомнить то, что ускользнуло от его наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового) запоминание возможно, только если его объект ассоциируется в сознании с чем – либо, что уже знакомо. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Мы не ощущаем развития процессов, которые протекают в подсознании. И тем не менее то, что прочно ассоциируется, запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить и говорить о том то, что не наблюдал, а наблюдая, запоминает только то, что его заинтересовало. В основном, деятельность ребенка построена на интересе.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна наряду с общепринятыми методиками. Искусственное запоминание определенного материала, рассказ и пересказ его, как показывает практика, возможно при использовании приемов мнемотехники. В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи 1- 3 уровня я несколько лет активно применяю методы мнемотехники.
Мнемотехника в переводе означает « искусство запоминания». К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу
Использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемоквадрат несет определенную информацию, например – яблоко сладкое. Мнемодорожка - алгоритм действия, например, схема последовательности одевания на прогулку. Мнемотаблица - это схема, которая несет информацию, связанную по смыслу о событии или несет развернутую информацию о чем-то определенном, например, информацию о животном, птице и т.д. Интересно наблюдать, как ребенок, буквально месяц назад не мог « двух слов связать» - смотрит на мнемотаблицу и составляет рассказ, например, о животном. Какое это животное ( домашнее или дикое, размер, форма, чем покрыто, что ест, где живет, чем питается, как называются детеныши, взаимодействие с человеком. Предварительно, в соответствии с тематическим планированием, набрав на всех видах образовательной деятельности в течении недели информацию по теме, словарный запас, (например « Домашние животные») в конце недели ребенок составляет развернутый рассказ о животном с использованием мнемотаблицы.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.
Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, я считаю, является наиболее актуальным, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; а в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников....
Проект«Применение методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Технологическая карта проекта...
Внедрение элементов цифрового обучения в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассказывается об опыте внедрения элементов цифрового обучения в логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...
Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....
Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."
Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...