Главные вкладки

    Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    методическая разработка по логопедии на тему

    Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

    При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.

    Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.

    В чем же причина? Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

    И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника.

    В соответствие данной проблемы определила тему по самообразованию: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

     Цель:

     -Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

     Задачи .

    1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.

    2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

    3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

    4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

    Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.

    Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.

    Работа по повышению уровня речевого развития проходила поэтапно.

    1. Подготовительный этап:

    Была изучена методическая литература и проведет скрининг. В результате было выявлено отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, бедный словарный запас. Исходя из этого, был разработан перспективный план по лексическим темам и комплекс занятий по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием приёмов мнемотехники. Также были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета или явления, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогатить словарный запас детей.

    1. Основной этап: Заключался в практическом применении отобранного материала. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,  сравнительных  рассказов ,при пересказах художественной  литературы, при заучивании стихов, при автоматизации поставленных звуков. Знакомство детей с мнемотехникой начинала по принципу от простого к сложному. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихов. Суть заключается в следующем: на каждое словоили маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, все стихотворения зарисовываются схематически. После этого ребенок по памяти, используя графические изображения,воспроизводит стихотворение целиком. Наиболее трудный вид монологической речи – описательный рассказ. Чтобы описать предмет, его надо осознать а осознание это анализ. Что ребенку очень трудно. Работу на занятиях по мнемотаблицам строила в III этапа.

     Этапы использования мнемотаблиц:

    Этап № 1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
    Этап № 2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
    Этап № 3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.

                     C:\Users\User\Desktop\фото работа\фото 687.JPG

    Для индивидуальной работы с детьми мною использовалась компьютерная программа «Учимся говорить правильно», разработанная на основе приёмов мнемотехники и серия компьютерных презентаций « Школа веселого колобка»

    Работа в данной теме проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Проводились круглые столы, Была использована наглядная информация: рекомендации, памятки, стенды по использованию мнемотаблиц в совместной деятельности детей и родителей.

    Таким образом с помощью мнемотаблиц мне удалось достичь следующих результатов: увеличилась продуктивность запоминания; появилось желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты, учить стихи .Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, что помогает при автомотизации поставленных звуков. Игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детей уверенность.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    «Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...

    Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

    Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....

    Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

    «Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

    Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...