Главные вкладки

    Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    статья на тему

    Шульмина Екатерина Викторовна

    Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx18.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экскурсия как средство познавательно – речевого развития   детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации и методов взаимодействия с дошкольникам.

    Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

    Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

    У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что  ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.

    Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают  успешность формирования речевой и познавательной активности  на этапе подготовки к школе.

               Поэтому, одна из  основных целей нашей деятельности, является, формирование познавательно – речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности.

    Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения и т.д. В ходе проведения экскурсий  осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию  познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.  

    Экскурсии эффективно решают следующие  задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,  воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

    Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.      

    Действительно, если мы хотим, чтобы в результате нашего педагогического влияния у ребенка появились не только знания и умения, но и развились личностная и познавательная сферы; если мы хотим, чтобы дети стремились познавать мир и смогли реализовать свои природные задатки и творческий потенциал, нами была поставлена задача создания условий, способствующих развитию.

    Основой модели развивающей среды послужило для нас утверждение: каждый ребенок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающих к действию.

    Т.о. в группе была создана предметно – пространственная среда, обеспечивающая интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно – развивающей основе.

    Все пространство группы завязано на идеи социализации и представляет собой «город Буквоград» с улицами и переулками (уголками) оформленными в соответствии с названием (ул. Художников, проспект Математиков, площадь Театральная, и т.д.)  и имеющими следующие параметры:

    - проблемная насыщенность;

    - многофункциональность и вариативность модели среды;

    - открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми;

    - психологическая комфортность (способствует мотивации успешности);

             Мы стремились через оформление создать содержательно – смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи.  

    По нашему мнению, работа в такой среде обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует речевую активность детей, является ключом к освоению рабочей лексической темы, а также является подготовительным этапом последующей экскурсионной деятельности.

             Свою экскурсионную деятельность мы условно разделили на 3 блока:

    1.Сезонные экскурсии

    Цель: расширение, уточнение и систематизация знаний о сезонных изменениях. «Краски осени» (сентябрь), «Морозные кружева» (январь), «Веселая капель» (апрель).

    2. Допрофориентационные

    Цель: выявление и развитие у детей способности к освоению различной  профессиональной деятельности. «Смелый наездник» (октябрь - ипподром), «Русский сапожок» (ноябрь – обувная фабрика), «Радость общения» (декабрь – почта), «Удивительный репортаж» (март – телевидение).

                 3.Культурно-исторические

    Цель: формирование системы ориентации в мире духовных ценностей. Развитие эстетических способностей и потребностей, эстетического вкуса и идеала. «Разноцветная палитра» (ноябрь – художественная  школа), «Тайны закулисья» (декабрь – драматический  театр), «Путешествие в прошлое» (апрель – краеведческий музей им. Мартьянова).

    По итогам экскурсионной деятельности дети в составе группы «Юный исследователь» посещают  массовые группы  детского сада с творческими  отчётами (плакаты, коллажи, альбомы). Данная работа находит своё продолжение в самостоятельных семейных экскурсиях, в рамках проекта «Незнайка в гостях у детей», являющейся эффективной формой взаимодействия родителей и педагогов группы.

    Таким образом: целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательно - речевой активности детей посредством экскурсионной деятельности является одним из факторов эффективного речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

    Литература:

    1.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1.

    2.Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.-  Калуга: Изд-во «Адель», 1997.

    3.Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н.  Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие   - СПб.: ООО «Издательство «Детство - пресс»», 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

         Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

    Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

    Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

    «Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...