Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Келехсашвили Людмила Алексеевна

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам для развития речи и речевого творчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ovoshchi.docx27.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Овощи»

    Словарь. 

    Название овощей :   морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук, помидоры, чеснок, свёкла, перец, кабачок, горох, укроп, петрушка, тыква, баклажан, редиска.  

    Слова: огород, поле, грядка , стручки,  семена, клубни, листья,  кочан, винегрет, борщ, сок, урожай, посадка, полив.

    Признаки: (прилагательные) красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький,  круглый, овальный, сочный, гладкий.

    Действия: ( глаголы)  сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, полоть, собирать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, заготавливать,  солить.

    Грамматика.

    Образование  существительных  с  уменьшительно- ласкательными  суффиксами в единственном и множественном числе ( помидор- помидорчик- помидорчики)

    Образование  относительных прилагательных ( картофель- картофельный).

    Согласование данных прилагательных  с  существительными  в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний ( капуста круглая,..)

    Образование  множественного числа  существительных  в именительном  и родительном  падежах ( кабачок- кабачки-кабачков,..).

    Составление   сложных предложений с союзом «а»( Капуста  круглая, а  огурец овальный.).

    Составление  простых  предложений с однородными определениями ( Капуста твёрдая, круглая, зелёная, хрустящая ); с однородными сказуемыми( Капусту сажают, поливают, пропалывают.); с однородными подлежащими ( Помидоры и огурцы растут на кустиках).

    Составление предложений с предлогами «в», «на», «с», «из».

                                                                                                                                     

    Формирование навыков связной  речи.

    Составление  описательного  рассказа  по схеме:

    1.Что это?

    2. Цвет.

    3.Форма.

    4.Твёрдый или мягкий.

    5.Гладкий или шершавый.

    6.Запах.

    7.Сочный или сухой.

    8.Сладкий, кислый или горьки

    9. Где растёт?

    Составление  загадок  об  овощах по плану:

    . Где  растёт? ( В огороде на  грядке, в земле, на земле, на кустах). Его нужно выкапывать, срывать, выдёргивать срезать?

    Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на  ощупь? Что можно из него приготовить?

     

    Материал .

    Отгадай  загадки.

    1. Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. Морковь.
    2. Круглый бок ,жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле

    прирос крепко. Что это? Репка.

    3.Неказиста, шишковата, а придёт  на стол она , скажут  весело ребята : « Ну, рассыпчата, вкусна! » Картошка.

    4. Щёки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. Редис.

    5.Голова на ножке, в голове- горошки. Горох.

    6. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный , вкусный и сырой, кто же я такой?  Огурец.

    7. Уродилась я на славу , голова бела, кудрява.Кто любит щи- меня ищи. Капуста.

    8. Сидит дед , в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. Лук.

    Дидактическая игра « Один- много»( образование множественного числа имён существительных) : огурец- огурцы, помидор- помидоры,..)

    Дидактическая игра « Большой- маленький» (словообразование с помощью  уменьшительно- ласкательных суффиксов) : огурец- огурчик,…).

    Дидактические игры « Назови цвет», « Назови форму»

    (согласование существительных с прилагательными).

    Морковь ( какая?) – оранжевая, …

    Огурец ( какой?) – овальный,…

    Упражнение для пальчиков « Засолка капусты».

    Мы капусту рубим,               Резкие движения прямыми

                                                     кистями рук вверх – вниз.

    Мы морковку трём,               Пальцы рук сжаты в кулаки,

                                                    движения  к себе и от себя.

    Мы капусту солим,               Движение пальцев, имитирующих

                                                     посыпание солью из щепотки.

    Мы капусту жмём.                Интенсивное сжимание пальцев

                                                    рук в кулаки.

    Дидактическая игра «Что изменилось?» Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения, задаются различные  вопросы.

    Дидактическая игра « Сосчитай» (по картинкам ). Согласование числительных с существительными.

    Дидактическая игра « Отбери по признаку». Дети отбирают картинки овощей сходные по цвету, форме, размеру, вкусу.

    Дидактическая игра « Собери овощ». Дети собирают разрезную картинку, рассказывают об овоще. Усложнение: собрать картинку из разных  овощей и придумать новое название овоща , его произрастание , применение.

    Дидактическая игра  «Что лишнее». Называя овощи, дать название другого предмета. ( огурец, помидор, яблоко, горох).

    О.А.Белобрыкина  «Речь и общение».Дидактические игры.

    Старшая группа:

    « Узнавание» стр. 42, «Распространение предложений» стр.44, «Чем был?» , «Чем будет» стр.49, « На что похоже» стр.50, «Волшебные картинки» , «Дорисуй» стр.52, « Рисунки по кругу», « Я хочу нарисовать» стр.65, « Если бы …»стр.95, «Так бывает или нет» стр.101, « Прямая трактовка»стр. «Зарисовка наблюдений» стр.140( экология), « Растёт не растёт» стр.61.

    Подготовительная   группа:

    « Цепочка  слов» стр43, « Пропущенные слова», «Распространение предложений» стр.44, «Пропавшее слово» стр.46, «Что в чём» стр.47, « Что от чего» стр.48, «Классификация» стр.49, «На что похоже» стр.50, « Буквы и цифры» стр.52, «Волшебные картинки» стр.60, «Съедобное не съедобное» , « Вершки- корешки» стр.60, «Общее и особенное» стр.61, « Что общего?» стр.62, « Добавление» стр.64, « Что откуда» стр.71, « Оживление2 стр.74, «Весёлые картинки» стр.78,  «Рассказы-коламбуры» стр.79, « Цветные рассказы» стр. 90, « Веришь- не веришь» стр.100, «Странные  рассказы» стр. 102, «Вопросы и ответы», « История рассказанная с окончания» стр.102, « Хорошо- плохо» стр.114, « Чужое слово» стр.120, «Лавина» , « Бесконечное  предложение» стр.121, «Скрещивание» , варианты 1,3,4, « Да – нетка» стр.126,

    «Немое кино» стр.138,  « Интервью» стр.154, «Телевизор» стр.163,  « Рассказ от первого лица» стр.162.

    Физкультминутка.

    В огород пойдём ,                          Дети маршируют на месте,

    Урожай соберём.                           идут по кругу, взявшись за

                                                             руки,

    Мы моркови натаскаем                     « таскают»,

    И картошки накопаем.                       « копают»,

    Срежем мы кочан капусты,               « срезают»,

    Круглый, сочный, очень вкусный,      показывают руками,

    Щавеля нарвём немножко.                  « рвут»,

    И вернёмся по дорожке.                       идут по кругу , взявшись

                                                                     за руки . ( Н. Нищева)

    Дидактическая игра «Чья? Чей?». Согласование притяжательных местоимений с существительными.

    Подвижная игра. «Бабка сеяла горох».

    Бабка сеяла горох. Ох!         Дети водят хоровод. В середине

    Уродился он не плох. Ох!     хоровода  стоит водящий.

    Уродился он густой.

    Мы помчимся- ты постой.     Дети разбегаются по группе.

                                                      Водящий ловит одного из

                                                       детей, который и заменяет его.

    Игра- хоровод « Кабачок».

    Кабачок, кабачок ,                   Дети идут по кругу, «кабачок» в

    Тоненькие ножки,                    кругу.

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.               « Кабачок» танцует ,потом

     Танцуй, сколько хочешь,          выбирает другого.

    Выбирай , кого захочешь.

    Смотреть картотеку «Подвижные игры»

    Речевое  творчество в различных видах деятельности.

    Сюжетно- ролевые игры: « Овощной магазин», « Собираем урожай». Самостоятельно придумывать сюжеты для своих игр.

    Изодеятельность.

    Игры с книжками раскрасками. Обводка трафаретов овощей.

    Придумывание сюжетов для лепки и рисования, используя полученные знания. Лепка и рисование необычных овощей. (составление рассказов  и сказок  о них).

    Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

    Аппликация « Чудо овощ».

    Тексты для чтения.

    С. Михалков « Овощи», М. Валек « Мудрецы», Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», Ю.Тувим « Хозяйка однажды с базара пришла», В. Коркин « Что растёт на нашей грядке?», В. Губернаторова  « Будем знакомы!»

     

    Родителям рекомендуется:

    - рассмотреть дома с ребёнком  натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

    - объяснить, что всё это можно назвать одним словом « овощи»

    -  обратить на  следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

    - по возможности рассказать и показать  ребёнку , где и как растут овощи, что из них готовят ( суп, салат, винегрет…);

    - совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

    - совместно с ребёнком  слепить, нарисовать, вырезать овощи, придумать рассказы, сказки, загадки, записать их.

    « Фрукты»

     

            Словарь:

     Названия (существительные): яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

    Признаки ( прилагательные): фруктовый, красный, жёлтый, зелёный, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный.

    Действия ( глаголы): сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, окапывать.

    Грамматика.

    Образование  уменьшительной формы существительных (яблоко- яблочко- яблочки), прилагательных (красное- красненькое- красненькие) в единственном и множественном числе.

    Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (лимон- лимоны- много лимонов).

    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое).

    Образование  относительных прилагательных ( сок из яблок- яблочный).

    Согласование притяжательных местоимений с существительными (моё яблоко).

    Составление сложных предложений с союзом «а». (Яблоко сладкое, а лимон кислый.).

    Составление простых предложений с однородными определениями ( Яблоко твёрдое, круглое, зелёное, хрустящее.); с однородными сказуемыми ( Яблоко срывают, моют, едят.); с однородными подлежащими ( Яблоки и груши растут в саду.).

    Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном  числах. ( яблоко красное – яблоки красные.).

            Формирование навыков связной речи.

    Изменение предложений по образцу: Коля пьёт сок из яблок.- Коля пьёт яблочный сок.

    Составление описательного рассказа по опорной схеме:

    1. Что это?
    2. Где растёт?
    3. Какой формы, цвета?
    4. Какой он на вкус?
    5. Какой он на ощупь?
    6. Что можно из него приготовить?

    Речевое  творчество детей в различных видах деятельности.

    Придумывание  загадок о фруктах , используя полученные знания.

    Придумывание продолжения и конца к рассказу на тему «Фруктовый сад», « Как фрукты и овощи подружились».

    Материал.

    Дидактические игры: « Что изменилось?», « Чего не стало?»  

    Игра с мячом  « Один- много» ( яблоко- много яблок).

    Игра с мячом «Назови ласково».

    Дидактическая игра  « Что в корзине?». Загадываются загадки о фруктах, дети отгадывают их и получают фрукт.

    « Закончи предложение». На столе лежит красное яблоко. На столе лежат …( красные яблоки).

    Магазин «Соки».Дети покупают соки и называют их. Например: - Я куплю сок из яблок – яблочный сок. А затем объясняет , почему он любит этот сок. Например: - Я люблю яблочный сок, он сладкий, ароматный, полезный.

    « Что, где растёт?». Поместить изображения фруктов туда, где они растут.

    Дидактическая игра « Собери фрукт». Собирают разрезанные картинки фруктов.

    О.А.Белобрыкина «Речь и общение». Дидактические игры.

    Старшая  группа: смотреть  тему  « Овощи»;

    Подготовительная группа: смотреть тему «Овощи».

    Физкультминутка.

    Будем мы варить компот          Дети маршируют,

    Фруктов нужно много. Вот:      образуют круг,

    Будем яблоки крошить,              « крошат»,

    Грушу будем мы рубить.            «рубят»,

    Отожмём лимонный сок,             « отжимают»,

    Слив положим и песок.               « кладут»,

    Варим, варим мы компот.            приседают,      

    Угостим честной народ.              хлопают в ладоши.  

    ( Н. Нищеева).

    Игра с мячом  « Кто запомнит больше слов?» Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч другому. Второй ребёнок  должен запомнить предыдущее слово, назвать своё и передать мяч дальше. Если ребёнок ошибается , он выходит из игры. Выигрывает тот , кто останется последним.

    Физкультминутка. Собери в корзину фрукты овальной формы, в другую- круглой.

    Игра « Хитрый ёжик»

    Хитрый ёжик -чудачок  

    Сшил колючий пиджачок:        Дети сидят на стульях.

    Сто булавок на груди,

    Сто иголок позади.

    Ходит ёж в саду по травке,

    Натыкает на булавки

    Грушу, сливу- всякий плод,       Когда « ёжик» дотрагивается до

    Что под деревом найдёт,            ребят, они называют фрукт.

    И с подарочком богатым

    Возвращается к ребятам.

     Зарядка.

    Руки поднимаем, яблоки срываем.    Дети повторяют движения.

    Руки опускаем. В корзину собираем.

    Руки поднимаем и в корзину убираем.  Дети садятся.

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять.                       Дети повторяют движения.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

    Речевое творчество.

    Рисование на тему « Мой любимый фрукт». Придумать рассказ по рисунку.

    Лепка фруктов по муляжам.

    Книжки- раскраски « Фрукты».

    Обводка фруктов  по трафаретам.

    Дети, выполняя задания, составляют словосочетания, предложения, рассказы.

    Сюжетно- ролевая игра  « Сбор урожая»: придумать сюжет.

    Составление рассказов  по аналогии « Что растёт в саду».

    Придумать загадки о фруктах.

    Тексты для чтения.

    Л. Толстой « Косточка», К. Тангрыкулиев « Дыни», Б.Брехт  «Слива», М. Данойлич «Айва», Т.Павчек «Золотое яблоко», И. Змай « Яблоко».

    Родителям  рекомендуется:

    - рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и  объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;

    - обратить внимание на характерные признаки фруктов: Цвет, форму, вкус;

    - по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты ( в саду, на дереве, на кусте);

    - рассказать и показать, что можно приготовить из фруктов;

    - совместно с детьми слепить, нарисовать, вырезать фрукты, придумать загадки, рассказы  о фруктах.

    - чтение рассказов, загадок, стихов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

    "Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

    Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

    Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

    Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...

    Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....