"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Келехсашвили Людмила Алексеевна

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составление описательных рассказав, придумывание загадок, рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

Дети должны знать:

Какое сейчас время года.

О сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.

В какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр.

Какими видами спорта можно заниматься зимой.

Расширение словарного запаса:

Существительные: зима, забавы, игра, спорт, стадион, лыжи, лыжник, коньки, санки, баба , ком, хоккей, хоккеист, фигурист, крепость, снег, снежок., шайба , клюшка.

Прилагательные: зимние, спортивные, холодная, большая, быстрый, смелый, белая, чёрная, красные, румяные, морозные, блестящие, весёлые.

Глаголы: ехать, играть, бросать, лепить, скользить, катать, брать, кататься, съезжать, мчаться, строить.

Отгадать загадки:

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)

Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня ? (коньки)

Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. (санки)

Меня не растили- из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза- угольки, губы- сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)

По снегу покатите- я подрасту,

На костре согреете- я пропаду. (снежный ком)

За верёвочку- узду,

Через двор коня веду

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. ( санки)

Два берёзовых коня по снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их…( лыжи).

Дидактические игры:

«Что нужно этим спортсменам?»- подобрать к каждому  спортсмену спортивный инвентарь.

«Исправь ошибку»- (на логическое мышление) Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту  нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Подг. Гр. «Почему так назван?»-образование сложных слов (конькобежец, лыжник, фигурист, хоккеист, лыжник,…)

О. А. Белобрыкина Дидактические игры.

Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Что бывает?», «Пропущенные слова», «Дорисуй», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», « Чудесные превращения», « Оживление», «Небылицы», « Странные рассказы», «Прямая трактовка», «Зарисовка наблюдений», « Я заметил», « Имитация».

Подготовительная группа: « Буквы и цифры», « Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «Цветные рассказы», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «История, рассказанная с окончания», «Бесконечное предложение», «Рассказ от первого лица».

Физкультминутка:

Снег,снег,белый снег.              Дети машут руками перед собой.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали        «встают» на лыжи,

И по снегу побежали.               «бегут».

Сегодня из снежного

Мокрого кома                           Дети идут по кругу, «катят»

                                                    перед  собой воображаемый ком.

Мы  снежную бабу

Слепили у дома.                       Рисуют руками в воздухе три  

                                                    круга.

Стоит наша баба у самых

                           ворот.  

Никто не пройдёт,

Никто не пройдёт.                   Грозят указательными

                                                   пальчиками.    

Знакома она уже всей

                     детворе.               Идут по кругу.

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Выучить стихотворение.

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

Рукавички на руках, шапка на макушке!

Раз, два- чуть не поскользнулся, раз, два- чуть не кувыркнулся.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз- крепче , куколка, держись!

Ты сиди, не упади- там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться  можно!

Составление описательных рассказов.(использовать схему)

Тексты для чтения:В. Шварц «Работница», В. Осеева «На катке».

Речевое творчество.

Придумывание загадок.

Придумать начало к рассказу воспитателя «Снежный ком».

Рисование « Зимние забавы»- придумать рассказ по рисунку.

Экология- придумать рассказ « Какой снег?»

Сюжетно-ролевая  игра: «Строим снежную крепость»- придумать сюжет игры.

П.г. Придумать правила для новой подвижной  игры «Эстафета на санках».

Родителям рекомендуется: Сходить с ребёнком на зимний стадион, обратить внимание на зимние виды спорта. Вместе

с детьми  поиграть в зимние виды спорта.

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ        

Дети должны  знать  :

-названия деревьев – хвойные;

- внешний вид ;

-названия частей дерева;

- понятие « Ёлка-дерево», отличие ели от сосны;

- о предназначении деревьев(красота, тень, прохлада, кислород для дыхания, плоды, древесина,…)

- вечнозелёные;

Расширение словарного запаса:

Существительные: деревья, ель, сосна, бор, шишка, ствол, ветка, лапа, иголки, хвоя, толщина ,высота, цвет.

Прилагательные: хвойные, сосновый, еловый, густой, тёмнозелёный,  высокая, низкая, колючая, длинные, острые.

Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, падать, зеленеть, наклоняться, спиливать, очищать, охранять, отдыхать, закрывать, колоться, наряжать.

Выучить загадки:

Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель, сосна)

Что за дерево: и зиму

И лето зелено?    ( ель, сосна)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год- я главная! (ель)

На первую ступеньку  встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год).

Дидактические игры:

« Кто(что) на ёлке, кто(что) под ёлкой?»- составление предложных конструкций.(шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик)

«Назови ласково»: ель- ёлочка, сосна-… .

«Один- много»- образование родительного падежа  существительных ( одна ёлка- много ёлок,… )

« Назови -какой»-  образование относительных прилагательных( лес(какой?) – еловый, сосновый, еловый: шишка(какая?)-…)

«Подбери признак к предмету»: ель(какая?)- …, сосна(какая?)-…,  праздник(какой?)-…, ёлочные игрушки (какие?)-…, Дед Мороз (какой?)-…, Снегурочка(какая?)-…, ребята (какие?)-…, подарки (какие?)-… .

О.А. Белобрыкина .Дидактические игры.

Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Я хочу нарисовать», « Рисунки по кругу», « Оживление», «Ошибки», «Странные рассказы».

Подготовительная группа: «Пропущенные слова», «Распространение предложений», « Пропавшее слово», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «История , рассказанная с окончания».

Упражнение для пальчиков.

Под  высокою сосной      Одна рука-«сосна»(пальцы растопыре

Сидит заинька косой.        ны , подняты вверх); на второй руке

                                            указательный и средний  пальцы

                                             образуют «ушки» зайца, остальные

                                             пальцы сжаты.

Ёлка быстро получается,            Ладони от себя, пальчики

Если пальчики сцепляются.       пропускаются между собой

Локотки ты подними,                 (ладони под углом друг к другу)

пальчики ты разведи.                 Пальчики выставить вперёд.

                                                      Локотки к телу не прижимать.

Составление описательных и сравнительных рассказов:

- что это?

-где растёт?

-какой внешний вид?

-в каких целях человек их использует?

Тексты для чтения: Л.Некрасова « Ёлка», К. Чуковский «Ёлка», Е. Карганова «Новогодние пожелания», В. Кудлачёв «Новогодние гости», Е. Трутнева «Ёлка».

Речевое творчество:

Составить  описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

Рисование « Хвойный лес»-придумать сюжет для рисования.

Экология «Береги лес»- рассказ о бережном отношении к лесу.

Составить рассказ по конструированию( оригами).

Придумать сказку по аналогии « Про ёлочку»

Родителям рекомендуется.

Во время прогулок в зимнем парке или в лесу показать ребёнку хвойные деревья(ель, сосна). Объяснить , почему называются  хвойными, вечнозелёными. Потрогать ветки, рассмотреть крону ели и сосны. Рассказать для чего нужны деревья.

Рассказать детям, какой праздник скоро наступит. Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её, обратить внимание на ёлочные игрушки, рассказать о них. Посмотреть на большие ёлки, которые установлены на улицах и площадях города. Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...

«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....

Методические рекомендации по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования , который декларирует необходимость создания условий для развит...