Главные вкладки

    "Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Келехсашвили Людмила Алексеевна

    Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составление описательных рассказав, придумывание загадок, рисование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimnie_zabavy.docx21.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

    Дети должны знать:

    Какое сейчас время года.

    О сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.

    В какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр.

    Какими видами спорта можно заниматься зимой.

    Расширение словарного запаса:

    Существительные: зима, забавы, игра, спорт, стадион, лыжи, лыжник, коньки, санки, баба , ком, хоккей, хоккеист, фигурист, крепость, снег, снежок., шайба , клюшка.

    Прилагательные: зимние, спортивные, холодная, большая, быстрый, смелый, белая, чёрная, красные, румяные, морозные, блестящие, весёлые.

    Глаголы: ехать, играть, бросать, лепить, скользить, катать, брать, кататься, съезжать, мчаться, строить.

    Отгадать загадки:

    Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)

    Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

    Да мелькают огоньки. Кто несёт меня ? (коньки)

    Всё лето стояли, зимы ожидали.

    Дождались поры – помчались с горы. (санки)

    Меня не растили- из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку,

    Глаза- угольки, губы- сучки.

    Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)

    По снегу покатите- я подрасту,

    На костре согреете- я пропаду. (снежный ком)

    За верёвочку- узду,

    Через двор коня веду

    С горки вниз на нём лечу,

    А назад его тащу. ( санки)

    Два берёзовых коня по снегам несут меня.

    Кони эти рыжи,

    А зовут их…( лыжи).

    Дидактические игры:

    «Что нужно этим спортсменам?»- подобрать к каждому  спортсмену спортивный инвентарь.

    «Исправь ошибку»- (на логическое мышление) Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту  нужны санки.

    Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

    Подг. Гр. «Почему так назван?»-образование сложных слов (конькобежец, лыжник, фигурист, хоккеист, лыжник,…)

    О. А. Белобрыкина Дидактические игры.

    Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Что бывает?», «Пропущенные слова», «Дорисуй», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», « Чудесные превращения», « Оживление», «Небылицы», « Странные рассказы», «Прямая трактовка», «Зарисовка наблюдений», « Я заметил», « Имитация».

    Подготовительная группа: « Буквы и цифры», « Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «Цветные рассказы», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «История, рассказанная с окончания», «Бесконечное предложение», «Рассказ от первого лица».

    Физкультминутка:

    Снег,снег,белый снег.              Дети машут руками перед собой.

    Осыпает он нас всех.

    Дети все на лыжи встали        «встают» на лыжи,

    И по снегу побежали.               «бегут».

    Сегодня из снежного

    Мокрого кома                           Дети идут по кругу, «катят»

                                                        перед  собой воображаемый ком.

    Мы  снежную бабу

    Слепили у дома.                       Рисуют руками в воздухе три  

                                                        круга.

    Стоит наша баба у самых

                               ворот.  

    Никто не пройдёт,

    Никто не пройдёт.                   Грозят указательными

                                                       пальчиками.    

    Знакома она уже всей

                         детворе.               Идут по кругу.

    А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

    Выучить стихотворение.

    Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

    Рукавички на руках, шапка на макушке!

    Раз, два- чуть не поскользнулся, раз, два- чуть не кувыркнулся.

    Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

    Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

    Покатились санки вниз- крепче , куколка, держись!

    Ты сиди, не упади- там канавка впереди.

    Надо ездить осторожно, а не то разбиться  можно!

    Составление описательных рассказов.(использовать схему)

    Тексты для чтения:В. Шварц «Работница», В. Осеева «На катке».

    Речевое творчество.

    Придумывание загадок.

    Придумать начало к рассказу воспитателя «Снежный ком».

    Рисование « Зимние забавы»- придумать рассказ по рисунку.

    Экология- придумать рассказ « Какой снег?»

    Сюжетно-ролевая  игра: «Строим снежную крепость»- придумать сюжет игры.

    П.г. Придумать правила для новой подвижной  игры «Эстафета на санках».

    Родителям рекомендуется: Сходить с ребёнком на зимний стадион, обратить внимание на зимние виды спорта. Вместе

    с детьми  поиграть в зимние виды спорта.

    ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ        

    Дети должны  знать  :

    -названия деревьев – хвойные;

    - внешний вид ;

    -названия частей дерева;

    - понятие « Ёлка-дерево», отличие ели от сосны;

    - о предназначении деревьев(красота, тень, прохлада, кислород для дыхания, плоды, древесина,…)

    - вечнозелёные;

    Расширение словарного запаса:

    Существительные: деревья, ель, сосна, бор, шишка, ствол, ветка, лапа, иголки, хвоя, толщина ,высота, цвет.

    Прилагательные: хвойные, сосновый, еловый, густой, тёмнозелёный,  высокая, низкая, колючая, длинные, острые.

    Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, падать, зеленеть, наклоняться, спиливать, очищать, охранять, отдыхать, закрывать, колоться, наряжать.

    Выучить загадки:

    Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)

    Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель, сосна)

    Что за дерево: и зиму

    И лето зелено?    ( ель, сосна)

    Я прихожу с подарками,

    Блещу огнями яркими,

    Нарядная, забавная,

    На Новый год- я главная! (ель)

    На первую ступеньку  встал парень молодой,

    К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год).

    Дидактические игры:

    « Кто(что) на ёлке, кто(что) под ёлкой?»- составление предложных конструкций.(шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик)

    «Назови ласково»: ель- ёлочка, сосна-… .

    «Один- много»- образование родительного падежа  существительных ( одна ёлка- много ёлок,… )

    « Назови -какой»-  образование относительных прилагательных( лес(какой?) – еловый, сосновый, еловый: шишка(какая?)-…)

    «Подбери признак к предмету»: ель(какая?)- …, сосна(какая?)-…,  праздник(какой?)-…, ёлочные игрушки (какие?)-…, Дед Мороз (какой?)-…, Снегурочка(какая?)-…, ребята (какие?)-…, подарки (какие?)-… .

    О.А. Белобрыкина .Дидактические игры.

    Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Я хочу нарисовать», « Рисунки по кругу», « Оживление», «Ошибки», «Странные рассказы».

    Подготовительная группа: «Пропущенные слова», «Распространение предложений», « Пропавшее слово», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «История , рассказанная с окончания».

    Упражнение для пальчиков.

    Под  высокою сосной      Одна рука-«сосна»(пальцы растопыре

    Сидит заинька косой.        ны , подняты вверх); на второй руке

                                                указательный и средний  пальцы

                                                 образуют «ушки» зайца, остальные

                                                 пальцы сжаты.

    Ёлка быстро получается,            Ладони от себя, пальчики

    Если пальчики сцепляются.       пропускаются между собой

    Локотки ты подними,                 (ладони под углом друг к другу)

    пальчики ты разведи.                 Пальчики выставить вперёд.

                                                          Локотки к телу не прижимать.

    Составление описательных и сравнительных рассказов:

    - что это?

    -где растёт?

    -какой внешний вид?

    -в каких целях человек их использует?

    Тексты для чтения: Л.Некрасова « Ёлка», К. Чуковский «Ёлка», Е. Карганова «Новогодние пожелания», В. Кудлачёв «Новогодние гости», Е. Трутнева «Ёлка».

    Речевое творчество:

    Составить  описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

    Рисование « Хвойный лес»-придумать сюжет для рисования.

    Экология «Береги лес»- рассказ о бережном отношении к лесу.

    Составить рассказ по конструированию( оригами).

    Придумать сказку по аналогии « Про ёлочку»

    Родителям рекомендуется.

    Во время прогулок в зимнем парке или в лесу показать ребёнку хвойные деревья(ель, сосна). Объяснить , почему называются  хвойными, вечнозелёными. Потрогать ветки, рассмотреть крону ели и сосны. Рассказать для чего нужны деревья.

    Рассказать детям, какой праздник скоро наступит. Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её, обратить внимание на ёлочные игрушки, рассказать о них. Посмотреть на большие ёлки, которые установлены на улицах и площадях города. Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

    Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

    Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...

    «Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

    Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....