Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Келехсашвили Людмила Алексеевна

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по изодеятельности. Разработана работа с родителями. Тексты для чтения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osen.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема  « Осень».

    Дети должны знать:

    - названия  осенних месяцев;

    - основные приметы осени;

    -что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова « листопад»;

    - что делают осенью животные и птицы;

    - чем занимаются люди;

    - какие подарки людям принесла осень;

    - почему об осени говорят « золотая».

    Расширение словарного запаса детей:

    Названия ( существительные): осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, погода, небо, солнце, люди, одежда, зонт.

    Признаки( прилагательные): ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, дождливая, сырая, багряная, голые, печальная, прекрасная, пышная, перелётные, зимующие;

    Действия ( глаголы): летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

    Грамматика:

    Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами( лужа- лужица).

    Согласование существительного  и прилагательного.( небо- осеннее).

    Распространение предложений однородными сказуемыми (Листья желтеют, падают, кружатся).

    Образование относительных прилагательных( дождь- дождливый).

    Образование множественного  числа  глаголов, существительных, прилагательных.( Наступил осенний  день- Наступили осенние дни.).

    Составление рассказа по плану:

    - когда наступает осень?

    - осенние месяцы

    - приметы осени в природе

    - красота золотой осени

    - что делают птицы и животные осенью?

    - труд человека в осенний период

    - дары осени

    - осенняя одежда

    Дидактическая игра « Назови ласково» ( туча- тучка).

    Дидактическая игра « Скажи со словом « осенний»( ветер (какой?)- осенний).

    Дидактическая игра « Назови, какая погода?» Какая погода бывает осенью , если идёт дождь? – дождливая,

    …дует ветер- ветреная;

    Если на улице холодно, какая погода?- холодная;

    ….если пасмурно- пасмурная;

    …сыро- сырая;

    …хмуро- хмурая;

    …солнечно- солнечная;

    …ясно- ясная.

    Дидактическая игра « Один- много».

    Летит птичья стая – летят птичьи стаи.

    Плывёт тёмная туча- плывут тёмные тучи.

    О. А. Белобрыкина. « Речь и общение». Дидактические  игры.

    Старшая  группа. Стр. 42 « Узнавание», стр.44 « Распространение предложений», стр.49 « Чем был?», « Чем будет?»,стр. 50 « На что похоже», стр.52 « Волшебные картинки», « Дорисуй»,стр.65 «Рисунки по кругу», « Я хочу нарисовать», стр. « Если бы…», стр. «Так бывает или нет»,

    стр. 140 « Зарисовка наблюдений», стр.61 « Растёт не растёт».

    Подготовительная группа: стр.43 « Цепочка слов», стр.44

    «Пропущенные слова», стр.46 « Пропавшее слово», стр.47

    «Что в чём», стр. 48 « Что от чего», стр. 49 « Классификация»,

    стр. 52 « Буквы и цифры», « Съедобное не съедобное»,

    « Вершки-корешки»,стр. 61 « Общее и особенное», стр.62 « Что общего», стр. 64 « Добавление»,стр.74 « Оживление», стр.78

    « Весёлые картинки», стр.79 « Рассказы – каламбуры», стр. 90

    « Цветные рассказы», стр.100 « Веришь не веришь», стр.102

    « Странные рассказы», стр. 102 « Вопросы и ответы»,

    « История, рассказанная с окончания», стр.120 « Чужое слово»,

    стр.121 « Бесконечное предложение»,стр. « Скрещивание»,

    стр.162  « Рассказ от первого лица»стр.154 « Интервью».

    Речевое  творчество.

    Придумывание  продолжения и конца к рассказу воспитателя на тему « Осень».

    Придумать загадки о месяцах.

    Физкультминутка.

    Листья осенние тихо кружатся,       Кружатся на пальчиках,

                                                                       руки в стороны,

    Листья нам под ноги тихо ложатся       приседают,

    И под ногами шуршат, шелестят,       движения руками вправо-

    Будто опять закружиться хотят         влево, поднимаются,

                                                                  кружатся.

    Тексты для чтения.

    А. Пушкин « За весной, красой природы, лето знойное пройдёт…», С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь», « Ноябрь»,А. Плещеев « Осень наступила, высохли цветы,…».

    Рисование на тему « Осень золотая». Придумывание предложений по рисунку.

    Сюжетно- ролевая игра « Убираем урожай». Придумывание различных сюжетов.

    Подвижные игры « Перелёт птиц»,  Хоровод « Собираем урожай». Придумать подвижную игру на  осеннюю тему.

    Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные  деревья.

    Грибы.

    Дети должны знать:

    - названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, фруктовые, лес- чаща- сад;

    - различия деревьев по внешнему виду;

    - названия частей дерева;

    - о предназначении деревьев ( красота, тень, прохлада в жаркий день,

    кислород для дыхания, плоды, прочная древесина, …);

    - как меняются деревья в  различные времена  года;

    - названия грибов, бывают съедобные и несъедобные.

    - где растут грибы, строение, окраска, что можно приготовить из грибов.

    Расширение словарного запаса:

    Существительные: деревья, тополь, осина, черёмуха, липа, дуб, берёза, ива, рябина, вишня, яблоня, слива, груша, лес, роща,чаща, сад, плод, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад, гриб, подосиновик, боровик, подберёзовик, масленок, опята, лисички, волнушка, сыроежка, поганка, мухомор.

    Прилагательные: лиственные, фруктовые, дубовый, берёзовая, кленовый, рябиновый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, тёмно- зелёный, жёлтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые, съедобные, несъедобные, разноцветные, крепкая, вкусные, скользкие.

    Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять, собирать, срезать, чистить, жарить, варить, есть, сушить.

    Дидактические  игры:

    « Назови ласково».( образование существительных  с уменьшительно- ласкательным суффиксом): тополь- тополёк,

    « Один - много».( образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах): клён- клёны- клёнов,

    « Посчитай»( Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах): одно дерево- два дерева- пять деревьев,

    « Назови, какой, какая?»( образование относительных прилагательных ):

    Лист берёзы- берёзовый,

    « Какие деревья ты знаешь? Назови их».

    «Чьи плоды  « семена»?» ( жёлуди растут на – дубе,).

    « Какая погода?»

    « Времена года».

    « Оденем куклу на прогулку».

    « Что изменилось».

    О.А. Белобрыкина « Речь и общение». Дидактические игры.

    Старшая группа: стр. 42 « Узнавание», стр. 44 « Пропущенные слова», « Съедобный- несъедобный»,

    « Распространение предложений», Подбор объектов к действию»,

    Стр.45 « Иносказание», стр.48 « Что от чего?», стр.49 « Чем был?», «Чем будет?», стр.49 «Классификация», стр.65 « Рисунки по кругу», « Я хочу нарисовать», стр.67 « Чудесные превращения», стр. 74 « Оживление2, стр.101 « Так бывает или нет7», стр. « Странные рассказы», стр.135

    « Прямая трактовка», стр.138 « Воспроизведение», стр140 « Зарисовка наблюдений», стр.141 « Перевод литературного образа в изобразительный», стр.145 « Я заметил», стр.148 « Имитации», стр. 151 « Иллюстрация»( стихи о деревьях).

    Подготовительная группа: стр.43 « Цепочка слов», стр.46 « пропавшее слово», стр.47 « Что в чём?», стр. 50 « На что похоже», стр. 52 « Буквы и цифры», « Волшебные картинки», стр.61 « Общее и особенное», стр. 62 « Что общего», стр.64 « Что откуда?», стр. 78 « Весёлые картинки», стр.79 « Рассказы- каламбуры», стр. 90 «Цветные рассказы», стр.100

    « Веришь не веришь», стр.102 « Вопросы и ответы», « История рассказанная с окончания», стр.114 « Хорошо- плохо», стр.120 « Чужое слово», стр. 126 « Скрещивание» ( В № 1, № 3, №4), стр. !62 « Рассказ от первого лица».

    Составление  описательного  рассказа по плану.

    как называется  дерево;

    лиственное или фруктовое;

    как выглядит дерево ( ствол, листья, плоды);

    в каком лесу растёт;

    какую пользу приносит;

    Отгадать  загадки о деревьях:

    Его весной и летом мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки  сорвали все рубашки.( Дерево.)

    Русская красавица стоит на поляне,

    В зелёной кофточке, в белом сарафане. ( Берёза.)

    Кудри в речку опустила

    И о чём-то загрустила.

    А о чём грустит ,

    Никому не говорит.( Ива)

    Могучий, оромный, столетний.( Дуб.)

    Прилетает в гости к ней

    Стайка алых снегирей.

    По ветвям они снуют,

    Красны ягодки клюют. ( Рябина.)

    Падают с ветки золотые монетки.    (Листья)

    Стоит Антошка на одной ножке,

    Его ищут, а он не откликается.         (Гриб)

    Я родился в день дождливый под осинкой молодой

    Круглый, гладенький, красивый

    С ножкой толстой и прямой.            (Подосиновик)

    Игра « Мы пилили»

    Мы сейчас бревно распилим.       Дети стоят парами, лицом

                                                                              друг к другу                          Пилим, пилим, пилим, пилим.  подав правые руки один                                         .                                                             другому

    Раз- два, раз- два!                       Имитируют  движения                                                                                                                                                    

    Будут на зиму дрова.                 Затем меняют руки и повторяют                      

    Читаем  детям: Благинина « Улетают, улетели», Пушкин  «Унылая пора очей очарованья…», И.Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Осень на дворе», А. Блинов «Последний листок».

    Речевое творчество.

    Придумать рассказ по аналогии.

    Придумать сюжет для рисования по теме.

    Придумать рассказ по стихотворению.

    Придумать загадки о лиственных деревьях.

    Вместе с детьми придумать стихотворение об осени.

    Родителям рекомендуется. Во время совместных прогулок показать ребёнку  лиственные деревья-  берёзу, клён, липу, осину, дуб, тополь, рябину , рассмотреть, какие у этих деревьев ствол, ветки, листья. Научить различать деревья, показать их плоды. Обратить внимание на изменение окраски листьев.

    Обратить внимание какие изменения происходят поздней осенью в живой и неживой природе.

    Пойти с ребёнком в лес за грибами и показать съедобные и несъедобные грибы. Рассмотреть строение гриба. Рассказать, где растут грибы, как их нужно собирать, что из них можно приготовить.

    ЗИМУЮЩИЕ  ПТИЦЫ.

    Дети должны знать:

    -названия зимующих птиц;

    -понятие «зимующие птицы»;

    -части тела птицы, чем оно покрыто( различать птиц по внешнему виду);

    -голоса, повадки птиц, их жильё;

    Расширение словарного запаса:

    Существительные: снегирь, синица, голубь, воробей, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, кукушка, туловище, лапы,  клюв, шея, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, корм, семена, ягода, дупло, гнездо, кормушка;

    Прилагательные: зимующие, быстрые,  проворные, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, высокий, сплющенный, скрещенный, треугольный, ленивый, грустный, неповоротливый, весёлый, умный, юркий, драчливый, удалой, шустрый;

    Глаголы: летать, прилетать, кормить, клевать, щебетать, садиться,  прыгать, ходить, чистить, взлетать, каркать,чирикать, свистеть, шипеть, ворковать, трещать.

    Дидактические игры:

    «Один-много»-образование множественного числа существительных ( ворона- вороны, …).

    «Назови ласково»-упражнение в словообразовании( воробей- воробушек, воробьишко).

    «Счёт птиц»-закрепление согласования  числительных с существительными( один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв; первая ворона,…пятая ворона).

    « Кто как голос подаёт?»-ворона- «кар-кар»- она каркает, … .

    « Подбери признак»: ворона (какая?)-…, голубь(какой?)-… .

    «Угадай птицу по описанию».

    «Скажи наоборот»- У воробья туловище мелкое, а у вороны- (крупное); у вороны клюв большой, а у воробья…. .

    «Доскажи словечко»- образование приставочных глаголов: Синица с ёлки …(улетела). Синица в кормушку… .

    О.А.Белобрыкинна «Речь и общение» .Дидактические игры.

    Старшая группа: « Подбор прилагательных», «Что бывает?»,

    «Узнавание», « Пропущенные слова», «Что в чём», « Что от чего», « Кем был?», « Кем будет?», « Дорисуй», « Волшебные картинки», «Летает- не летает», «Общее и особенное», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», «Чудесные превращения», «Оживление», « Так бывает или нет», «Странные рассказы», «изобретатели», «Разрезные картинки», «Зарисовка наблюдений».

    Подготовительная группа: «Распространение предложений»,  «Пропавшее слово», «Классификация», « На что похоже», «Буквы и цифры», «Волшебные картинки», «Весёлые картинки», «Рассказы- каламбуры», «Цветные рассказы», «Веришь-не веришь», «Вопросы и ответы», «История рассказанная с окончания», «Бесконечное предложение».

    Отгадать загадки, выучить по выбору:

    Хоть я не молоток- по дереву стучу;

    В нём каждый уголок обследовать хочу.

    Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел).

    Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

    Стрекотунья,  белобока, а зовут её …(сорока).

    Озорной мальчишка в сером армячишке

    По двору шныряет , крошки собирает.(Воробей).

    Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это…(Снегири).

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата.

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица).

    Физкультминутка:

    Птички прыгают, летают,           Дети прыгают, «летают»,

    Птички прыгают, поют,              «поют»,

    Птички крошки собирают.          «собирают»,

    Зёрнышки клюют.                        «клюют»,

    Пёрышки почистили,

    Клювики почистили,

    Дальше полетели,                        «улетают»,

    И на место сели.                            садятся.

    Составление описательных рассказов:

    Кто это?

    Какой внешний вид?

    Какие повадки?

    Где зимует, живёт?

    Кто у этой птицы детёныши?

    Чем питается?

    Составление описательных рассказов ,используя схемы.

    Тексты для чтения: «Кукушка»(ненецкая сказка), В. Зотов рассказы: «Глухарь», «Дрозд», «Клёст- еловик»; В. Бианки «Синичкин календарь», Б. Прохоров «Кормушка», А. Барто «Вам нужна сорока».

    Речевое творчество:

    Придумывание конца к рассказу воспитателя: «Воробьишка- трусишка», «Любопытная ворона».

    Рисование: «Кормушка для птиц»- придумать сюжет для рисования.

    Подготовительная группа: придумать подвижную игру о зимующих птицах; придумать и инсценировать сказку «Как птицы зимуют?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    "Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

    "Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

    Кружок по развитию речи и логики для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями "Уроки риторики"

    В дошкольном возрасте возникает основная база для дальнейшего развития интеллектуальных способностей человека. Этот процесс заключается не только в совершенствовании речи, но также в формировании логи...

    Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

    Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...