Главные вкладки

    "Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Келехсашвили Людмила Алексеевна

    В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию речи, изодеятельности, работа с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл domashnie_pticy.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Домашние птицы».

     

    Дети должны знать:  

    - понятие « домашние птицы»;

    -  как называется  помещение, где живут домашние птицы;

    - чем эти птицы питаются;

    - название частей тела, чем оно покрыто( различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

    - о пользе домашних птиц для человека;

    - для чего люди разводят домашних птиц;

    Расширение словарного запаса детей:

    существителсьные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

    прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

    глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

    Лексический и грамматический строй речи.

    Поиск соответствующих понятий и определений.

    Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

    Образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

    Образование сравнительной степени прилагательных.

    Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

    Кто это?

    Каков внешний вид?

    Какие повадки?

    Кто у этой птицы детёныши?

    Чем питается?

    Где живёт?

    Какую пользу приносит?

    Кто ухаживает?

    Отгадывание  загадок о домашних птицах.

    Дидактическая игра « Угадай, кто это».

    Дидактическая игра « Кто как разговаривает».

    Дидактическая игра «Один- много».

    Дидактическая игра « У кого кто».

    Дидактическая игра « Кто как передвигается».

    Дидактическая игра « Исправь ошибку» ( у курицы- утята).

    О.А. Белобрыкина. « Речь и общение». Дидактические  игры.

    Старшая группа: стр. 42 « Узнавание», стр.44 « Пропущенные слова»,

    « Распространение предложений», стр. 49 « Кем был?», « Кем будет?»,

    Стр. 52 « Дорисуй», стр.60 « Летает, не летает», стр.64 «Добавление»,

    Стр. 65 « Рисунки по кругу», стр.67 «Чудесные превращения»,

    стр. 71 « Кто откуда?», стр. 101 « Так бывает или нет», стр. 102

    « Странные рассказы», стр.112 «Задом наперёд», стр.стр.128

    « Разрезные картины»( в.3), стр.138 «Воспроизведение», стр.148

    « Имитация», стр. 148 « Иллюстрация».

    Подготовительная группа: стр.43 « Цепочка слов», стр.46 «Пропавшее слово», стр.47, « Что в чём?», стр.48 « Что от чего?», стр.49 «Классификация», стр.50 «На что похоже», стр. 52 « Буквы и цифры»,

    « Волшебные картинки», стр.61 « Общее и особенное», стр.62

    « Что общего?», тр. 74 « Оживление», стр. 78 « Весёлые картинки»,

    стр.79 « Рассказы- каламбуры», стр. 90 « Цветные рассказы»,

    стр.100 « Веришь не веришь», стр. 102 « Вопросы и ответы»,

    « История рассказанная с окончания», стр.114 « Хорошо-плохо»,

    стр.120 « Чужое слово», стр. 124 «Лавина», « Бесконечное предложение», стр. 126 « Скрещивание»( В №1,№ 3, № 4), « Да- нетка»,

    стр.138 « Немое  кино», стр. 154 « Интервью», стр.163 « Телевизор»,

    стр.162 « Рассказ от первого лица».

    Упражнение для пальчиков.

    Первый, второй - шли утята.               Поочерёдно сгибать пальцы рук,

    Третий, четвёртый - за водой.             начиная с большого , а со слов

    А за ними плёлся пятый.                    «пи- пи- пи» ритмично сгибать

    Позади бежал шестой.                         и разгибать  пальцы обеих рук.

    А седьмой от них отстал.

    А восьмой уже устал.

    А девятый всех догнал.

    А десятый испугался.

    Громко- громко запищал:

    « Пи-пи-пи!»-

    « Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

    Тексты  для чтения:  А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

    Речевое  творчество.

    Придумывание сказки на тему « На птичьем дворе».

    Рисование на тему « Домашние птицы», придумать рассказ по рисунку.

    Придумать загадки в стихах.

    Сюжетно- ролевая игра « На птичьем дворе», придумать сюжет для игры.

    Придумывание конца к рассказу воспитателя  о домашних птицах.

    Придумывание рассказа по загадкам.

    Подвижные  игры : «Наседка и цыплята», « Лиса в курятнике», придумать свою подвижную игру о  домашних птицах.

    Перелётные  птицы.

                                     

    Дети должны знать:

    - названия водоплавающих, болотных, лесных перелётных птиц;

    - понятие « перелётные птицы» (уметь объяснить);

    - куда улетают птицы, почему?;

    -  части тела птицы, чем оно покрыто ( различать птиц по внешнему виду, образу жизни)4

    - голоса, повадки птиц, их жильё;

    Расширение словарного запаса;

    существительные: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, ласточка, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд. Река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм,( семена, ягоды, рыба, лягушка), перелёт, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

    прилагательные: перелётные, водоплавающие, болотные, лесные, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, весёлые,  дружные, задорные, звонкие,  заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые,  острый, длинный, короткий, пушистый,  болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжёлый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

    глаголы: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить , ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

    Лексико- грамматический строй речи.

    Образование существительных с уменьшительно- ласкательными  суффиксами в единственном и во множественном числе.

    Образование притяжательных прилагательных.

    Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

    Подбор соответствующих понятий.

    Классификация понятий.

    Составление описательных рассказов, используя план, схему:

    кто это;

    какая это птица (перелетная, зимующая);

    внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

    чем питается;

    как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

    Выучить считалку:

    Начинается считалка: на дубу- скворец и галка .

    Улетел домой скворец, и считалочке конец.

    Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».

    Дидактическая игра «Улетает - не улетает».

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

    Дидактическая игра «Назови детёныша».

    Дидактическая игра «Скажи, какая стая?»( стая уток – утиная).

    Дидактическая игра « Один – много».

    Дидактическая игра « Кто как кричит?».

    Дидактическая игра « Угадай и назови».( У какой птицы самая длинная шея?...У лебедя.).

    О.А. Белобрыкина. « Речь и общение». Дидактические игры.

    Старшая группа: смотреть старшая группа « Домашние  птицы»

    Подготовительная группа: смотреть подготовительная группа

    « Домашние птицы».

    Отгадывание загадок о перелётных птицах.

    Упражнение для пальчиков ( при назывании птицы – загибать пальчики на руке).

                         Птичек  стайка.

    Пой- ка ,подпевай- ка , десять птичек- стайка.

    - Эта птичка – соловей, эта птичка- воробей.

    Эта птичка- совушка,  сонная головушка.

    Эта птичка- свиристель, эта птичка- коростель.

    Эта птичка- скворушка, серенькое пёрышко.

    Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.

    Ну, а это- злой орлан.Птички, птички, по домам!(Сжать пальчики в кулачки).                    ( И.Токмакова).

    Игра « Скворушка прощается».

    Осень, непогодушка,                       Текст дети читают вместе с воспитате

    Тополь пожелтел,                             лем. Кружатся.

    Вдруг на ветке скворушка

    Песенку запел.                                  Смотрят вверх.

    Ветка чуть качается,                         Машут кистями рук, расставленных

    Дождик не кончается.                       в стороны.

    С нами милый скворушка                 Плавно машут кистью вытянутой

    До весны прощается.                         правой руки.

    Наше поле опустело,

    Опустел и лес, и сад.

    Гуси серые летят.                              Плавно машут руками.

    Гуси серые летели,

    На лужайке тихо сели,                     Приседают.

    Походили, поклевали,                      Ходят, наклоняя  голову.

    Потом быстро побежали.                  Прыгают на месте.

    Подвижная игра « Перелёт птиц».

    Тексты для чтения: Д. Мамин-Сибиряк  «Серая шейка»,Ж.Превер «Как нарисовать птицу», «Кукушка», А. Шевченко « Гнёзда», А. Плещеев « Травка зеленеет,…»

     

    Речевое  творчество.

    Придумывание  сюжета для рисования по теме « Перелётные птицы».

    Придумывание рассказа по аналогии.

    Придумывание рассказа по серии сюжетных картин.

    Придумывание конца к рассказу воспитателя.

    Придумать рассказ по стихотворению А. Плещеева «Травка…».

    Придумать сюжет для рисования «Птицы чинят гнёзда».(весна)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

    Практический материал в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

                                     "СЛОГОВИЧОК" Формирование у детей умения делить слова на слоги....

    Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

      Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы соче...