Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему:
    Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

    Келехсашвили Людмила Алексеевна

    Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики - парафазии, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации таких понятий, как «овощи-фрукты», «дикие и домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов.

    Несформированность  грамматических представлений               (трудности  словоизменения и словообразования) у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.

    Материал данного пособия предназначен для развития речи детей,  имеющих трудности в формировании лексико- грамматических представлений, и способствует увеличению объема словаря, нормализации грамматического строя речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mebel.docx17.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕБЕЛЬ

    Дети должны :

    -знать обобщающее понятие « мебель»;

    - знать название мебели, её составных частей;

    -различать кухонную, столовую ( гостиную) мебель, мебель для спальни;

    - назначение мебели , её различных видов.

    Расширение словарного запаса:

    Существительные: стол, стул, стенка, гарнитур, диван, тахта, софа, кресло, тумбочка, сервант, шкаф,  полка, спальня, кухня,  кровать, табуретка,  мебель, дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр, буфет, пуфик, трюмо, трельяж.

    Прилагательные:  прихожая, гостиная, детская, современная, модная, большой, маленький, мягкая, жёсткая, грязная, чистая,  удобная, красивая, деревянный, стеклянный, пластмассовый, железная, круглый, овальный, квадратный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный, книжный, платяной, кукольная,  вместительный, длинный, тонкая.  

    Глаголы: сколотить, покрыть, вытирать, передвигать, задвигать, выпилить, просушить, продать, спилить, доставить, поднимать, ставить, сидеть, заниматься, спать, обедать, отдыхать, раскладывать.

    Грамматика.

    -Образование множественного числа существительных в именительном родительном падежах. Дидактическая игра:

    «Один- много»: стол- столы- много столов; стул- стулья- много стульев.

    -Образование существительных в родительном падеже с предлогом «у». У стула есть спинка, сиденье, ножки.

    -Образование относительных прилагательных :мебель- мебельный; железо- железный; книга- книжный.

    -Употребление предлогов «у», «в», «на», «над», «под», «из-под», «за».

    -Образование приставочных глаголов  ( двигать- передвигать- задвигать- раздвигать)

     -Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Дидактическая игра « Назови ласково»: стол- столик; шкаф- шкафчик;…

    Лексика.

    -Поиск соответствующего понятия. Дидактическая игра «Назови, какой, какая?»: стол (какой?)- письменный, большой, обеденный, деревянный, пластмассовый, стеклянный,…

    -Упражнения  на выделение четвёртого лишнего предмета.

    О. А. Белобрыкина Дидактические игры:

    Старшая группа: « Что бывает?», «Узнавание», «Пропущенные слова», « Распространение предложений»,

    « Что в чём?», « Дорисуй», «Рисунки по кругу», « Чудесные превращения», « Оживление», « Небылицы».

    Подготовительная группа:  « Классификация», « На что похоже?»,                  « Буквы и цифры», « Волшебные картинки», «Что общего?», « Добавление», « Бесконечное предложение».

    Отгадай загадку.

    В квартире нашей новый дом.  Живёт посуда в доме том.

    В нём место есть и для конфет, он называется…(буфет).

    С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,

    Со спинкой, а без головы.                                    (стул)

    По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,

    Что не хочется вставать, что за штука я?          (кровать)

    Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. (стол)

    Четыре братца под одной крышей живут.   (стол)

    В этом доме этажи называют полками,

    Тут бельё моё лежит, кофточки с футболками.

    Всё всегда на месте в доме:

    Сарафан, фуфайка, шарф,

    Как зовётся этот домик? Угадали? Это…   (шкаф)

    Тексты для чтения: К. Ушинский «Всякой вещи своё место»,

    русская народная сказка « Три медведя»

    Упражнение для пальчиков.

    «Стульчик» ты из рук сложи             Левую руку поднять

    И детишкам покажи.                           вертикально вверх.

                                                                  Прямые пальцы плотно

                                                                  прижать друг к другу.

                                                                  Правую руку в положении

                                                                  кулачка прижать к левой

                                                                  ладошке большим пальцем

                                                                   к  себе.

    Выкладывание из палочек, фасоли  предметов мебели.

    Речевое творчество.

    -Придумать сюжет для конструктивной игры « Мебель для гостиной».

    -Придумать сюжет для сюжетно-ролевой игры « На мебельной фабрике».

    -Придумать сюжет для рисования « Детская комната».

    -Аппликация : придумать новую мебель.

    -Придумать сказку по аналогии на тему « Сказки старого шкафа».

    -Составить  рассказ « Мебель в моём доме»

    Родителям рекомендуется.

    Рассмотреть с ребёнком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни. Назвать мебель и её отдельные части    (крышка, ножка, ручка, дверцы, внешние признаки(цвет, форму), материал, из которого она изготовлена. Объяснить ребёнку назначение мебели, различных её видов. Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов, шкафов, большие и маленькие стулья, табуретки. Попросить ребёнка ответить на вопросы для чего нужна мебель. Вместе с детьми сходить в мебельный магазин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

    Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей или родителей....

    "Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

    "Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

    «Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

    Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....