Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:
    «Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

    Соколова Наталья Сергеевна

    Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 22222222_1.docx281.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида» округа Муром 

    Из опыта работы воспитателя

    первой квалификационной категории

    Соколовой Натальи Сергеевны

    «Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых  средств и технологий».

    C:\Users\Ю\Desktop\наташасоколова\DSC06617.JPG

    Уважаемые коллеги! Я, Соколова Наталья Сергеевна, работаю воспитателем группы компенсирующей направленности детского сада №14. Дети в моей группе  наряду с нарушениями звукопроизношения имеют проблемы со связной речью.  Поэтому тема моей работы – «Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых  средств и технологий».

    Почему я выбрала эту тему? Изучая труды отечественных учёных, таких как  Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, Е.М.Струнина, я поняла, что проблема развития связной речи является актуальной и очень важной. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

     В современном мире детям нужен более яркий стимульный материал, который привлечёт их внимание, этим материалом и стали именно нестандартные игровые средства и технологии, такие как логокуб, театр на фартуке, мнемодорожки и мнемотаблицы.

    ФГОС направлен на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации; его личностного роста; развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками. По этому данные средства соответствуют требованиям ФГОС, так как ориентированы на активную речевую позицию ребенка, являются стимулом для развития речевого творчества, подбираются для каждого ребёнка индивидуально. Ребенок сам становится инициатором этих игра, активным участником творческого процесса.

    Целью моей работы было повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий.

      Задачи: воспитание звуковой культуры речи (развитие фонематического слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи);

    •  развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов);
    •  формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороной речи);
    •  развитие связной речи; 
    • подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму); 

            Было выдвинуто предположение, что систематически проводимая работа с использованием логокуба, «Театра на фартуке», мнемокарт и мнемотаблиц оказывает положительное влияние на развитие связной речи и речевого творчества детей, так как  в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно–образное мышление, зрительный же образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет добиться большего результата.

            Опыт проходил в три этапа: подготовительный, практический, заключительный. На подготовительном этапе происходит знакомство с данными средствами и технологиями. На практическом этапе я предлагаю детям игровые задания, направленные на развитие связной речи. На заключительном этапе пособия используются для развития речевого творчества и  в самостоятельной деятельности детей.

    Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.  Начинается  работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

    Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

    Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

    Данные пособия используются с целью обучения составлению рассказов, пересказов художественных произведений, загадывания и отгадывания загадок, заучивания стихотворений, сочинительства.

     «Театр на фартуке» - незаменимое пособие в работе. Надев его на себя, сразу можно начать спектакль, через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, свободные руки педагога дают ему возможность пользоваться куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель». Пособие – многофункциональное, может быть использовано в разных образовательных областях.

    Фартук может быть и один, но в комплекте к нему у меня подобрано множество  персонажей для постановки разнообразных сюжетов.

    Пособие Логокуб я использую на индивидуальных занятиях и в самостоятельных играх детей. Изображения для логокуба съёмные, они прикрепляются  с помощью липучек или вставляются в прозрачное окошко.

    Основные преимущества пособия:

    • кубы удобны в использовании;

    • участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или несколько детей одновременно;

    • кубы мобильны и многофункциональны

    • они объёмны, но удобны для хранения;

    • кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, развитие речевого творчества ребёнка.

    Мною составлена картотека игровых упражнений с логокубом. Можно выделить следующие группы таких заданий.  Дидактические игры и задачи на формирование лексико-грамматического строя речи. Такие как, «Назови одним словом», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Игры-загадки», «Чего не стало».

    Куб «Цветной» помогает закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, уточнить и закрепить основные и оттеночные цвета.

    Куб «Чей? Чья? Чьи?» помогает закреплять согласование притяжательных прилагательных с существительными. «Чей это хвост? Это лисий хвост.»

    Дидактические игры и задания по формированию связной речи. Такие как «Где что находится», «Объясни, что лишнее» и т.д.

    Куб «Составь предложение» имеет разные варианты – это составление предложений по схеме и предметным картинкам, не связанных друг с другом по смыслу.

    Дидактические игры и задания по формированию речевого творчества. Такие как, «Продолжи сказку», «Придумай рассказ».

    Дидактические игры и задания по развитию речевого творчества. По предложенному началу рассказа дети придумывают его продолжения, и, наоборот, по предложенному концу- начало, придумывают свой финал известной сказки, рассказывают сказу от лица главного героя. В настоящее время я с детьми своей группы работаю над созданием сборника детских творческих работ.

    Мониторинг речевого развития детей на конец 2016-2017 учебного года показал, что уровень развития связной речи и речевого творчества у подгруппы детей, в которой использовались нетрадиционные средства, выше, чем в подгруппе детей, где данные речевые средства не применялись.

    Таким образом, можно сделать вывод, что систематически проводимая работа с применением нетрадиционных средств оказывает положительное влияние на развитие связной речи и речевого творчества.

    Думаю, что мой опыт будет интересен воспитателям, учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

    "Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

    Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

    Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

    Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

    Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...