Главные вкладки

    Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Маслова Марина Александровна

    . Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (педагога – дефектолога, педагога – психолога, педагога – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vzaimodeystviemicrosoft_office_word.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система  взаимодействия специалистов

     в коррекционо-развивающей работе для детей старшего  дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

                                                      Учитель-логопед: Маслова М.А.

    Содержание работы

              Логопед                                

    Воспитатель

    Психолог

    Музыкальный руководитель

    Воспитатель по ФИЗО

    ОБСЛЕДОВАНИЕ

    - грамматического строя родного языка

    - звукопроизношения

    - словаря

    - состояния связной речи

    - мелкой моторики и

    мимической артикуляции

    - фонематического слуха

    - состояния психического развития: внимания, памяти, мышления

    - развития элементарных математических представлений

    - словаря

    - рисования

    - лепки и аппликации

    - конструирования

    - моторных навыков

    - самообслуживания

    - игры

    - эмоционально-волевой сферы

    - межличностных взаимоотношений

    - познавательной деятельности

    - состояния психического развития: внимания, памяти, мышления

    по параметрам:

    - слушание музыки

    - певческие навыки

    - движения под музыку

    - выразительность выполнения танцевальных движений

    - внятность выполнения танцевальных движений

    - правильность передачи мелодии

    по параметрам:

    - моторные навыки:

    прыжки, лазание, равновесие

    - игра

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    -формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

    -развитие понимания устной речи;

    -подготовка к овладению диалогической формой общения;

    -развитие моторики.  

     

    формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

    -формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

    формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

    формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

    ОСНОВНОЙ ЭТАП

    Развитие общей моторики:

    - выполнение гимнастических упражнений;

    - игры для развития координации и чувства ритма;

    - упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

    Речь с движениями;

    -релаксация  (расслабление, успокоение);

    -упражнения на ориентировку в пространстве;

    -упражнения на ориентировку в схеме тела.

    Развитие общей моторики:

    - выполнение гимнастических упражнений;

    - игры для развития координации и чувства ритма;

    - упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

    Речь с движениями.

    релаксация  (расслабление, успокоение).

    Речь с движениями

    (элементы логоритмики)

    Развитие общей моторики:

    - выполнение гимнастических упражнений;

    - игры для развития координации и чувства ритма;

    - упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

     Речь с движениями;  

    -релаксация  (расслабление, успокоение);

    упражнения на ориентировку в пространстве;

    -упражнения на ориентировку в схеме тела.

    Развитие общей моторики:

    - выполнение гимнастических упражнений;

     - игры для развития координации и чувства ритма;

    - упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

     Речь с движениями;

    - упражнения на ориентировку в пространстве;

    -упражнения на ориентировку в схеме тела.

    Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

    -упражнения для развития мышц руки;

    -упражнения с пальчиками;

    -обведение шаблонов;

    -выполнение различных видов штриховок;

    -игры со шнуровками;

    -массаж кистей рук.

    Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

    -упражнения для развития мышц руки;

    -упражнения с пальчиками;

    -обведение шаблонов;

    -выполнение различных видов штриховок;

    -игры со шнуровками;

    -массаж кистей рук;

    Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

    -упражнения с пальчиками.

    Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

    -упражнения с пальчиками под музыку

    Развитие  мелких движений кистей рук и пальцев:

    - упражнения с мелкими предметами (мячи, мешочки с песком, палочки...)

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

    -упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

    - упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

    -массаж лица и языка.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

    -упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

    - упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

    -упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

    - упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

    Сказка «Путешествие язычка».        

    Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

    Работа над голосом:

    -вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;

    -произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы голоса.

    Работа над  дыханием:

    -выработка плавного длительного выдоха;

    -работа над силой выдоха.

    Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

    Работа над голосом:

    Упражнения на высоту голоса произнесение гласных звуков.

    Работа над  дыханием:

    Упражнения на выработку плавного длительного выдоха.

    Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

     Работа над голосом:

     Упражнения на высоту голоса произнесение гласных звуков.

    Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

    Работа над голосом:

    -развивающие игры с голосом;

    -речевые зарядки;

    -речевые ритмоинтонационные игры;

    -ритмодекламация.

    Работа над  дыханием:

    -игры на развитие речевого и певческого дыхания.

    Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

    Работа над  дыханием:

    -упражнения на развитие физиологического дыхания;

    -упражнения  для выработки продолжительности и силы выдоха.

    Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература, драматизация, д/и)                       Фронтально-подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

     ( см.: Перспективное планирование)        

    Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература, драматизация, д/и)                                                           - занятия по развитию речи, ознакомлением  с окружающим  и художественной литературой с учетом изучаемых тем;                          - игры на  развитие    словарного  запаса;          упражнения в практическом словоизменение  и словообразовании (на материале изучаемой темы)                                                        – разучивание  загадок, стихотворений, коротких рассказов по изучаемой теме;                  

    Лексика, грамматика, связная речь:                                              - игры и задания по изученной лексической теме

    Лексика, грамматика, связная речь:

    - драматизация;                    - разучивание песен.

    Лексика, грамматика, связная речь:                         - подвижные игры.

    Звукопроизношение                                    - постановка звуков (индивидуальный план)                                                                - игры на автоматизацию звука;                                    - игры на дифференциацию звуков;         - разучивание чистоговорок,                  

        -потешек, стихотворений, рассказов.

    Звукопроизношение

    - игры на автоматизацию звука;                                           - игры на дифференциацию звуков;                                         - разучивание потешек, стихотворений, рассказов;

    -  контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.  

    Звукопроизношение    

     - игры для закрепления    правильного произношения звуков;

     - контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.

    Звукопроизношение    

     - игры для закрепления     правильного произношения звуков;    

     - контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.

    Звукопроизношение  

     - игры для закрепления      правильного произношения звуков;    

      - контролирование за правильным произношением  звуков в свободной речи.    

    Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                                               - игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - игры на узнавание звука на фоне слога, слова;                                                      - игры на формирование фонематического анализа;                        - игры на развитие синтетической деятельности;                                                - игры на развитие фонематических представлений.    

    Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                          - игры на  развитие слухового внимания ;              - игры на узнавание звука на фоне слога, слова;                                                      - игры на формирование фонематического анализа;                        - игры на развитие синтетической деятельности;                                                - игры на развитие фонематических представлений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления          

     - игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                  

       - игры на  развитие слухового внимания ;               - игры на развитие восприятия отдельных звуков и музыкальных фраз;

    - игры на различение звуков по длительности звучания, силе, темпу;                               - игры на узнавание в знакомых мелодиях образов людей, животных,

    Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические  представления                      - игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Эмоционально - волевая сфера        

     - игры - пантомимы, этюды;                        

     - рассматривание иллюстраций;              

    - игры – драматизации.

    Эмоционально - волевая сфера                                            - игры - пантомимы, этюды;                      

      - рассматривание иллюстраций;                            - игры – драматизации.

    Эмоционально - волевая сфера                                    Знакомство с  чувством  робости;  радости;  страха;                                   удивления; самодовольства;  злости;                         стыда, вины; отвращения.

    Эмоционально - волевая сфера                                      - музыкальные этюды

    Эмоционально - волевая сфера                                      - подвижные игры

    Развитие психических процессов            

    - игры на развитие восприятия;              

    игры на развитие внимания;                  

    - игры на развития памяти;                          

    Развитие психических процессов                                    - игры на развитие восприятия;                                 - игры на развитие внимания;                                    - игры на развития памяти;    

    Развитие психических процессов                          

      - игры на развитие восприятия;                          - игры на развитие внимания;                          

     - игры на развития памяти;            

    Развитие психических процессов                               - игры на развитие восприятия;                           - игры на развитие внимания;                              - игры на развития памяти;      

    Развитие психических процессов                              - игры на развитие восприятия;                          - игры на развитие внимания;                              - игры на развития памяти;  

    КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП-  проведение мониторинга, подведение итогов работы за год (круглый стол)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

    "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

    Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

    ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

    Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

    В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

    Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

    Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....