Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»
методическая разработка по логопедии на тему
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с системным речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Поэтому работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребенку быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Цель исследования – изучить эффективность использования картинок-символов в процессе работы над понятием «родственные слова».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Проанализировать систему работы над понятием «родственные слова».
3. Изучить метод наглядного моделирования в логопедической практике.
4. Разработать и представить комплект картинок-символов для работы над понятием «родственные слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста | 476.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Аттестационная работа
Формирование словообразовательных операций
у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
в системе работы над понятием «родственные слова»
Выполнила:
Ярема О.Н.
гр.168
Челябинск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1
1.1 Теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 5
1.2 Система логопедической работы над понятием «родственные слова» 9
1.3 Метод наглядного моделирования в логопедической практике 12
Глава 2
2.1 Авторская разработка картинок-символов для работы над
понятием «родственные слова» 15
Заключение 19
Литература 21
Приложение 22
Введение
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с системным речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Поэтому работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребенку быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Цель исследования – изучить эффективность использования картинок-символов в процессе работы над понятием «родственные слова».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Проанализировать систему работы над понятием «родственные слова».
3. Изучить метод наглядного моделирования в логопедической практике.
4. Разработать и представить комплект картинок-символов для работы над понятием «родственные слова».
Глава 1
1.1 Теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и главное орудие мышления. Она объединяет и мысли, и чувства, и опыт, и традиции, способствует формированию таких важнейших свойств человека, как самосознание и саморазвитие.
В русском языке система словообразования соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Этим и определяется многообразие способов образования слов, исключительные словообразовательные возможности русского языка. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.
Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а так же законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).
Известно, что у детей с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения, с самого раннего возраста идёт активное усвоение способов словообразования, что подтверждается интенсивностью словотворчества. Постепенно, к концу дошкольного детства, у детей возникает критическое отношение к своей речи, речевой самоконтроль, стремление говорить правильно, “чувство языка”.
Изучению особенностей речи у дошкольников с общим недоразвитием речи придается большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др.
Для речевого развития детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Одним из основных проявлений общего недоразвития речи является недоразвитие словообразования. Это недоразвитие наблюдается как в импрессивной речи, так и в экспрессивной, и может проявляться в различной степени: от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм, до глубокого нарушения процесса словообразования.
Согласно исследованиям, у дошкольников с системным речевым недоразвитием отмечаются выраженные, стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования. У детей с первым уровнем ОНР словообразование отсутствует, так как дошкольники опираются на лексическое, а не на грамматическое значение слов. Второй уровень характеризуется пониманием некоторых грамматических форм. На третьем уровне речевого развития, по наблюдениям Левиной Р.Е., нарушения словообразования проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в использовании вариантов слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.
У детей данной категории недостаточно развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Дети не видят разницы между словами (например, слон и слоник – эти слова отличаются по смыслу благодаря уменьшительно-ласкательному суффиксу -ик). Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова и в овладении связной речью.
В процессе коррекции нарушений словообразования следует учитывать: онтогенетический принцип, поэтапность осуществляемой работы, концентричность наращивания материала, повторение пройденного материала, наличие более широкого пассивного словаря по сравнению с активным словарем, возраст ребенка, уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
Формированию словообразования способствуют игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, по развитию мелкой моторики, инсценировки и другие); упражнения в игровой форме и творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой деятельности; комментирование действий; художественная литература (ответы на поставленные вопросы, обсуждение прочитанного, пересказы), а также система методических приемов (образец речи взрослого, исправление ошибок в речи ребенка, прямая помощь в виде подсказки).
Проводя коррекционную работу в этом направлении современные авторы рекомендуют придерживаться следующего содержания:
– учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ик, – ечк, -олк, -чик, -очк, -ок, -ичк, -ик, -к);
– учить образовывать названия детенышей животных (у кошки – кот-енок , у зайца – зайч-онок, у коровы – теленок);
– учить образовывать существительные с суффиксами – ниц, – инк (пудре-ниц-а, пуш-инк-а);
– учить образовывать существительные с увеличительным значением (ручище);
– учить образовывать слова за счет словосложения (пар, варить – пароварка);
– учить понимать значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (волейболист – спортсмен, который играет в волейбол);
– учить образовывать прилагательные от существительных (относительные пух – пуховый, притяжательные грива льва – львиная);
– учить образовывать сравнительную форму прилагательных (сильнее);
– учить образовывать приставочные глаголы (гулять – перегулять, выгулять, загулять);
– учить образовывать глаголы совершенного вида (писал – написал);
– учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец– танцевать– танцовщик– танцовщица –танцующий).
Проведение своевременной коррекционной работы, направленной на овладение детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словообразовательными закономерностями языка, будет способствовать предупреждению нарушений письменной речи у данной категории детей, более эффективному освоению программы по родному языку в школе.
1.2 Система логопедической работы над понятием «родственные слова»
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.
Поэтому основными методами обучения являются: практические, наглядные и словесные методы обучения.
Цель работы над понятием «родственные слова»: показать богатство родного языка и его выразительных средств, привлечь детей к активному участию в процессе словообразования.
Задачи:
1. Формировать умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;
2. Качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу);
3. Обогащение словарного запаса за счёт обучения операциям словообразования;
4. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления.
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»:
1. Предварительный подбор педагогом родственных слов
2. Знакомство детей с группой родственных слов, припоминание их и воспроизведение
3. Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы.
4. Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов.
5. Группировка слов в разные родственные группы «семьи».
6. Образование родственных слов (по образцу педагога, по вопросам педагога).
7. Образование родственных слов (по опорным схемам).
8. Самостоятельное образование родственных слов.
Важно придерживаться данному алгоритму работы по обучению детей понятию «родственные слова» и подбирать упражнения в зависимости от уровня речевого развития детей.
Этапы работы над понятием «родственные слова»:
Первый этап.
Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Цель:
- знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей
- Знакомство с понятием «Родственные слова»
Второй этап.
Первый год обучения (декабрь - май)
Цель – формирование навыков образования производных слов.
Приёмы работы:
- выделение родственных слов из контекста;
- подбор родственных слов по вопросам;
- группировка слов в разные родственные группы «семьи»;
- нахождение «лишнего слова» (не однокоренного) из ряда родственных слов;
- определение общей части родственных слов.
Третий этап.
Второй год обучения (сентябрь – май)
Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов.
Задачи:
- закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
- закрепление навыков применения словообразовательных правил.
В процессе упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
1.3 Метод наглядного моделирования в логопедической практике
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:
- Усвоение и анализ сенсорного материала;
- Перевод его на знаково-символический язык;
- Работа с моделью.
На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова.
Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П.
Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др.
Принципы и задачи ТРИЗ (технологии развивающего обучения) отражены в работах Л.А.Венгер, Т.В.Егоровой, А.П.Усовой.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью ( Цеханская Л.И. ) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).
Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении.(Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.И.Маевская, Е.С.Мастюкова, С.К,Сиволапов, Л.Ф.Спирова, Л.С.Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Не всегда оправдано использование многочисленного картинного материала: это снижает динамику и плотность занятия, часто дезорганизует детей. Дети с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью теряют словесную инструкцию, не могут переключиться с одного типа заданий на другой, не осуществляют переноса усвоенных знаний. Следует учитывать, что и устные речевые упражнения в старшем дошкольном возрасте не всегда достигают ожидаемого результата. Ребенок либо не улавливает словесную инструкцию, либо строит высказывание по аналогии с предыдущим, либо «соскальзывает» на неправильный ответ товарища, чаще всего страдающий аграмматизмом.
Исходя из указанных противоречий и учитывая характерные особенности детей с лексико-грамматическим недоразвитием речи, необходимы наиболее оптимальные и результативные технологии, позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.
С целью речевой активизации и поддержания стойкого интереса к выполнению предлагаемых заданий целесообразно постепенно вводить условные модели, карточки - схемы, символы… Они служат наглядной опорой для детей с низким уровнем речевой мотивации, т.е. пассивным детям, часто не справляющихся с заданиями. Дети заметно активизируются, повышается интерес, ответы становятся динамичнее, подбор слов не столь затруднен.
Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Это делает их привлекательными, эмоционально-окрашенными. Использование наглядных моделей в игровых ситуациях позволяет эффективно и гармонично использовать коррекционный процесс, способствует проведению «игр-соревнований», «игр-викторин», «логопедических досугов», игр типа «путешествия».
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Глава 2
2.1 Авторская разработка картинок-символов для работы
над понятием «родственные слова»
Разговаривая друг с другом, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей и чувств. Речь является для человека одной из главных потребностей и функций. Ведь именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Следовательно, работа по развитию речи детей должна занимать одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором образовательная область «Речевое развитие» выделена в отдельное направление.
Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание значения многих слов, отсутствие «языкового чутья» приводят к тому, что многие дети не умеют правильно подбирать и использовать в речи слова-синонимы, антонимы, родственные слова и т.д.
Родственные слова - это слова, которые похожи друг на друга по звучанию и близкие по смыслу.
Цель работы над понятием «родственные слова» - показать богатство родного языка, богатство его выразительных средств, привлечь детей к активному участию в процессе образования слов-родственников. Задача трудная. Как доступно детям дать понимание родственных слов? Для этого в своей работе я использую символы (Приложение 1).
Символ - условный знак какого- либо понятия.
Данный символ, я использую для упражнения «Подбери слова-родственники» (рис.1).
Известно, что информация, полученная ребенком в виде зрительных образов, лучше воспринимается и хранится. Ведь не зря в процессе обучения широко используются рисунки, схемы, плакаты, мнемотаблицы.
А картинки-символы позволяют поддерживать стойкий интерес к выполнению предлагаемых заданий. Они служат наглядной опорой для детей-визуалов, которые лучше зрительно воспринимают информацию. В старшем дошкольном возрасте мы начинаем формировать наглядно-образное мышление. И в этом нам помогают символы.
Используя их, ответы детей становятся выразительнее и динамичнее, подбор слов уже не вызывает таких затруднений, как раньше.
Включение наглядных моделей-символов в процесс обучения позволяет закрепить понимание значения частей речи, строить целостное речевое высказывание, расширить словарный запас.
Символы, которые я использую на занятиях при работе над словами-родственниками, представлены у вас раздаточном материале. Некоторые символы я придумала сама, другие взяты из работ логопедов-практиков.
Давайте попробуем, используя эти символы (1-7), подобрать слова-родственники к слову «Рыба» (Приложение 2).
- «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением) – рыбка, рыбонька, рыбешка
- «Подбери действие» (подбор глаголов - Что делает? Что делают?) - рыбачить
- «Подбери признак» (подбор прилагательных - Какие? Какой? Какая?) – рыбья, рыбный, рыбий
- «Сложное слово» - рыболов, рыболовная (сеть)
- «Назови большой» (образование слов с увеличительным значением) – рыбина, рыбища
- Слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом, профессия – рыбак
- «Назови предмет» (предмет, но не главное слово)- рыбалка
Обратите внимание, как много слов-родственников мы подобрали, используя только 7 символов.
Что дети любят больше всего? Конечно, играть!
Игра — это особый вид деятельности. Игра как магнит притягивает детей к себе. В процессе речевых игр и упражнений со словами-родственниками перед детьми раскрывается красота русского языка и его выразительных средств.
Игра называется «Собери семейку»: возьмите картинки, назовите их. Будем подбирать слова-родственники с помощью символов (Приложение 3).
Гриб – грибок, грибник, грибной
Звезда – звездопад, звездный, звездочет
- Составьте предложения, используя как можно больше слов-родственников.
Под теплым грибным дождем опытный грибник набрал полное лукошко грибочков.
Придворный звездочет в звездную ночь наблюдал за звездопадом.
Не секрет, что в игре сложный речевой материал усваивается детьми более легко, непринужденно и спонтанно, то есть более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнерства, обогащается игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Следующие упражнения по подбору слов-родственников повышают уровень развития познавательных процессов, что является залогом успешного обучения в школе.
Текст с «дырками».
- Восстановите текст. Прочитайте его. (Приложение 4)
Данные упражнения с символами используются при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, а также в процессе домашней работы родителей с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования родители являются участниками образовательного процесса, поэтому учитель-логопед привлекает родителей к активному сотрудничеству.
Эффективным считаю, использование книжек-малышек (Приложение5)
На первой странице – картинка к главному слову, на остальных – символы, в конце книжки – символ «Составь рассказ». Дети вместе с родителями с помощью символов подбирают слова-родственники к главному слову. Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, все картинки подписываются. На последней странице записывается рассказ, с использованием подобранных слов-родственников. Дети с радостью приносят книжки-малышки в группу детского сада, с гордостью показывают их своим друзьям, самостоятельно называют слова-родственники и рассказывают сочиненные истории.
Использованные мною символы не привязаны к одной-единственной инструкции, лексической теме, грамматической категории. Они направлены на систематическое, многократное повторение речевого материала, так как только длительные упражнения формируют навык.
Представленная работа с картинками-символами позволяет формировать у детей навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закреплять умение подбирать слова-родственники при составлении предложений и короткого рассказа, а также заложить основу для успешного обучения в школе.
Подводя итог, отмечу, что все продемонстрированные игры просты в использовании, эффективны в работе, интересны детям, способствуют речевому развитию.
Заключение
Использование в логопедической работе картинок-символов помогает детям преодолевать трудности в образовании новых слов путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению элементарных закономерностей языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.
Дошкольники становятся более внимательными к собственной речи, ответам товарищей и к словесным инструкциям логопеда. Благодаря возросшей речевой активности детей, не угасающей в процессе многократных упражнений-«тренировок», качественно развивается экспрессивная речь, резко сокращается количество «аграмматизмов». Дети как бы «нащупывают» правильное окончание при образовании новых слов, быстрее «чувствуют» допущенную ошибку и спешат ее исправить. Таким образом, «шлифуется» языковое чутье, помогающее в планировании и грамматическом структурировании высказываний.
Представленная технология наглядного моделирования позволяет одновременно активизировать детей с разными речевыми возможностями. Вслушиваясь в ответы более сильных товарищей, ребенок успешнее осуществляет переход из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
Методика обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Динамичность проведения речевых игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре, на подиуме, за стульчиками. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного опыта работы.
Параллельно с собственно логопедической работой по подбору родственных слов у детей осуществляется коррекция и других высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Представленные картинки-символы используются при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, а также в процессе домашней работы родителей с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом.
Возможности использования картинок-символов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей неограниченны. Расширение диапазона использования моделей (введение в работу по обучению грамоте, звуковому анализу слова, по синтаксическому составу предложения), углубление и усложнение содержания, дополнение новыми – вот перспективы их применения в дальнейшей работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Александрина И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи. / И.Н. Александрина // Логопед. – 2008. – №1. – С. 22-33
2. Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словам http://www.sadsuper.ru/?action=article&p=1&id=2
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М., 2001.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2007.
5. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009.
6. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике/Составитель М.А.Поваляева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-349 с.
7. Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.
8. Туманова Т.Б. “Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи” – Дефектология № 4, 2001.
9. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодалению фонетико-фонематического недоразвития у детей./ Т.Б.Филичева, Г.ВЧиркина.// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Под ред. Г.ВЧиркиной – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"
В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности органи...
Развитие мыслительных процессов, закрепление понятий «цвет, форма, величина», профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие мыслительных процессов у детей с ТНР...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"
Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....
Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...
Помощь в формировании дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, оказываемая родителями в системе коррекционной работы учителя-логопеда.
Работа с семьей в системе оказания логопедической помощи...
Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек
Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...