Главные вкладки

    Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"
    статья по коррекционной педагогике

    Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon drozdova_statya.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Дроздова А.Г.,

    МБДОУ №84, г. Красноярск

            Период дошкольного детства - сензитивный период для развития личности ребенка, развития высших психических функций. Современные исследования доказали, что развитие ребенка не может происходить вне социальной среды, так как он является активным участником социальных отношений [3].  Поэтому формирование коммуникативной компетенции ребенка в дошкольном возрасте является необходимым условием успешной социализации ребенка в дальнейшем.

    Под коммуникативной компетенцией следует понимать набор коммуникативных умений дошкольников: умение сотрудничать с детьми и взрослыми, умение пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, умение учитывать не только свою, но чужую точку зрения, установить и поддержать нужную взаимосвязь с окружающими людьми [2].

    С.Е. Привалова отмечает у детей, переходящих на школьную ступень образования, нарушения коммуникативной функции речи. Дети зачастую затрудняются передать содержание сюжета, они неинициативны во время вступления в речевые контакты, не могут поддержать простой разговор, не умеют слушать других и выражать свои мысли словами. [5].

    Еще более остро проблема формирования коммуникативных умений стоит у детей с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей отмечаются нарушения всех сторон речи.  Речевые нарушения, являясь первичными в структуре дефекта детей данной категории, и приводят к нарушению процесса коммуникаций.  У детей отмечается недостаток вербальных средств речи, ограничен словарный запас, наблюдаются сложности в формировании грамматического строя речи, страдает звуковая сторона речи, такие дети затрудняются при оформлении связного речевого высказывания. Совокупность этих факторов приводит к тому, что дети не понимают друг друга, с трудом поддерживают диалог, не могут точно донести свои мысли до собеседника. Часто дети, сознавая свой недостаток, испытывают трудности при установлении контактов со сверстниками и взрослыми, они малоактивны, не проявляют инициативу в общении.

    Описанные выше трудности в развитии коммуникативных умений не проходят самостоятельно, а требуют целенаправленной коррекционно-развивающей работы со стороны педагогов.

    Наиболее успешное развитие коммуникативных умений возможно в игре, так как игра является ведущей деятельностью детей. Игровая деятельность – это пространство приобретения опыта коммуникативной культуры через игровое взаимодействие. Игра побуждает детей вступать в контакты, является мотивацией к коммуникативной деятельности. В ходе игры педагог с помощью игр и игровых приемов создает коммуникативно-игровую среду, которая побуждает детей к активному общению, взаимодействию [1].

    Для развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи включаю в коррекционно-развивающий процесс игры, подобранные с учетом индивидуальных особенностей детей группы.

    Для развития умения слушать собеседника, понимать смысл его высказывания использую игры, направленные на развитие умения активного слушания.  Это разнообразные игры по типу «Эхо», где участникам нужно внимательно слушать игроков, чтобы точно повторять за ними. Так же это могут быть игры-загадки, где игрокам необходимо внимательно слушать ведущего, чтобы определить загаданный предмет.

    Развивая умение детей использовать невербальные средства общения, включаю различные игры с использованием элементов пантомимы, где необходимо без слов передать сообщение собеседнику. Работая над интонационной выразительностью речи, эффективным игровым приемом являются игры-драматизации с рассказыванием по ролям.

    Для совершенствования умения связно высказывать свою мысль предлагаю детям игры-фантазии («Представь, что ты стал волшебником» и т.д.), речевые игры, направленные на распространение предложений (игры-описания, загадки).

              Развивать у детей умение разрешать споры, договариваться друг с другом помогают командные игры, где для достижения успеха, необходимы совместные усилия сторон, например, «Поводырь». Так же можно использовать игры-ситуации, развивающие умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.

            Эффективность использования игр для развития коммуникативной компетенции детей с тяжелыми нарушениями речи подтверждают результаты педагогических наблюдений.  У детей группы отмечается повышение речевой активности, дети стали чаще использовать невербальные средства общения: мимику, жесты. Дети могут договориться со сверстником, распределить действия в общем деле, разрешить конфликт без участия взрослого.

    Формирование коммуникативной компетенции детей с тяжелыми нарушениями речи является необходимым условием для социализации их в обществе.  При систематической коррекционно-развивающей работе с использованием игр на развитие коммуникативной компетенции возможно достижение положительных результатов не только в речевом, но и в социально-коммуникативном развитии ребенка.

    Библиографический список:

    1. Асеева T.В., Мусихина С.А. Игровые формы развития коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4. С 51.
    2. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография/ Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева, Н.П. Мальтиникова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.- 229 с.
    3. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 80–82.
    4. Одинокова Н. А., Данекина Е. А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Г.С. Чесноковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 148-150.
    5.  Привалова С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 203 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

    ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

    Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

    выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

    Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

    Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

    Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

    Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

    Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

    Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

    Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

    Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...