Социализации детей дошкольного возрасти с тяжелыми нарушениями речи посредством дополнительного образования в ДОО.
статья по логопедии (старшая группа)
В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с коррекцией и социализацией детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.04
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
Н.И. Пахомова,
учитель-логопед
МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка»
г.Валуйки Белгородской области
О.В.Воропаева,
воспитатель
МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка»
г.Валуйки Белгородской области
Н.П.Божкова,
воспитатель
МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка»
г.Валуйки Белгородской области
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. В современное время для дошкольников с ОВЗ вхождение в социальную среду затруднено рядом причин. Коррекция нарушений возможна при создании специальных образовательных условий для успешной социализации детей в детском саду, которые перечислены в работе.
Ключевые слова: социализация; адаптация; дополнительное образование; развитие, социальная среда.
В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с коррекцией и социализацией детей с ОВЗ.
Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру [1]. Вхождение в социальную среду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затруднено рядом причин, среди которых: нарушение всех компонентов речи (нарушены звукопроизношение, фонематическое восприятие и грамматический строй речи, ограниченный словарный запас, недостаточно развита связная речь), индивидуальные особенности эмоционально-личностной и сенсорно-моторной сфер. Дети с сохранным интеллектом, но нарушенной речью отстают в развитии от своих сверстников, испытывают затруднения в установлении контактов в детском коллективе, не умеют разрешать конфликтные ситуации, стесняются своего дефекта и испытывают комплексы, поэтому таким детям необходима коррекция нарушений в развитии и дальнейшая социализация в общество.
Коррекция и социализация дошкольника с ОВЗ возможна только при создании специальных образовательных условий. Под специальными образовательными условиями понимается - условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [5].
Для успешной социализации ребенка с ОВЗ, имеющего ТНР необходимо:
- Воспитание и обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности и кабинета учителя-логопеда, является не только социокультурным фактором общего развития, но и коррекционно-развивающим стимулом для преодоления речевых нарушений;
- Вовлечение воспитанников с ОВЗ, во все виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятие художественной литературы, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, а также самостоятельную деятельность со сверстниками;
- Использование различных педагогических технологий/кейсов в организации организованной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности;
- Организация и проведение праздников и массовых мероприятий в ДОО с участием воспитанников с ОВЗ, имеющих ТНР.
- Взаимодействие специалистов ДОО с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ, имеющего ТНР.
Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.
Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе [4]. Работу с детьми с ОВЗ, имеющими ТНР необходимо строить на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, педагогов, учёта ресурсов, материальной базы и потенциальных возможностей педагогического коллектива. На базе МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки были созданы условия для социализации воспитанников с ОВЗ посредством дополнительного образования. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе» [3]. Главная цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса. В российском обществе дополнительное образование дошкольников – это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Функции дополнительного образования:
- образовательная - воспитанники получают возможность формировать и развивать свои познавательные потребности, расширять кругозор, умения, навыки в интересной для них образовательной области;
- воспитательная - благодаря нахождению ребёнка в обществе других детей его коммуникативные качества развиваются интенсивнее;
- социально-адаптивная - воспитанники приобретают социально значимый опыт взаимодействия, у детей формируется «ситуация успеха», они учатся правильно самоутверждаться;
- коррекционно-развивающая - направлена на коррекцию нарушений в развитии у воспитанников ОВЗ имеющих проблемы в развитии, а также их социализацию [2].
На базе МДОУ «ЦРР-детский сад №8» Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области функционируют 10 кружков, в которых занимаются как нормотипичные дети, так и воспитанники с ОВЗ. Воспитанники с ОВЗ, имеющие ТНР, посещают кружки по дополнительному образованию:
- Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Развитие и коррекции всех компонентов речи для детей старшего дошкольного возраста на занятиях кружка «Речевичок».
- Коррекция познавательных процессов, развитие интеллектуальной сферы и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста на занятиях кружка «Цветик семицветик».
- Укрепление здоровья детей с ОВЗ и совершенствование их физического развития с учетом возрастных и физических особенностей на кружке «Корригирующая гимнастика».
- Обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, совершенствование двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников кружок «Дельфинёнок».
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой, личностной сферы и познавательных процессов у детей дошкольного возраста, кружок «Маленькая страна».
- Развитие художественно – творческих, коммуникативных, интеллектуальных способностей, воображения и фантазии, а также формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира у детей дошкольного возраста с ОВЗ кружок «Город мастеров».
- Развитие творческих способностей у дошкольников с ОВЗ посредством вовлечения их в певческую деятельность в вокальной студии «Домисолька».
- Развитие коммуникативных навыков у дошкольников на английском языке в рамках лексической тематики, кружок «Веселый английский».
- Развитие интереса дошкольников с ОВЗ к конструированию и формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования в интеллектуальной мастерской «Юный эрудит».
- Ознакомление дошкольников с азбукой шахматной игры, элементарными позиционными правилами, умению играть в парах по правилам, развитие познавательных процессов кружок «В шахматной стране».
Педагоги и специалисты ДОО реализуют адаптированные образовательные программы дополнительного образования. Кружковая деятельность проводится вне основного образовательного времени и не может с ним пересекаться. Продолжительность занятий и их количество определено в соответствии с СанПиН и не превышает, чем максимальный объём нагрузки в соответствии с возрастной категорией детей. Расписание кружковой деятельности выстроена, так чтобы каждый ребенок мог посещать выбранные кружки по интересам. В процессе работы кружков наблюдается положительная динамика уровня социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ имеющих ТНР. Воспитанники стали более открытыми в общении со взрослыми и сверстниками, преодолевая речевые нарушения и взаимодействия в разных детских коллективах, дети научились выражать свои эмоции, проявлять чувства не стесняясь окружающих людей, стали проявлять симпатию по отношению к другим, перестали смущаться при получении комплементов, стали более инициативны и самостоятельны [5].
Таким образом, дополнительное образование для детей с ОВЗ является эффективным средством социализации, и такое взаимодействие помогает развитию социальной адаптации, коммуникативных способностей, творческих возможностей у дошкольников с ОВЗ. Кружковая деятельность позитивно влияет на развитие познавательной и личностной сферы; расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры.
ЛИТЕРАТУРА
- Саврухина, К. В. Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования / К. В. Саврухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 467-473. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86985/ (дата обращения: 24.03.2023).
- Тропинина, С.О. Социализация ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ/ С.О. Тропинина // Дошкольная педагогика. – 2019. -№7. – С. 50 – 52.
- https://www.uchmet.ru (дата обращения: 25.03.2023).
- https://consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023).
- https://zolotojvek.ru (дата обращения: 23.03.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"
Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Целью Адаптированной основной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...