Социализации детей дошкольного возрасти с тяжелыми нарушениями речи посредством дополнительного образования в ДОО.
статья по логопедии (старшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными  изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с коррекцией и социализацией  детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_ovz.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.04

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО

Н.И. Пахомова,

учитель-логопед

 МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка»

г.Валуйки Белгородской области

О.В.Воропаева,

воспитатель

 МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка»

г.Валуйки Белгородской области 

Н.П.Божкова,

воспитатель

 МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка»

г.Валуйки Белгородской области

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. В современное время для дошкольников с ОВЗ вхождение в социальную среду затруднено рядом причин. Коррекция нарушений возможна при создании специальных образовательных условий для успешной социализации детей в детском саду, которые перечислены в работе.

Ключевые слова: социализация; адаптация; дополнительное образование; развитие, социальная среда.

В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными  изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с коррекцией и социализацией  детей с ОВЗ. 

Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру [1]. Вхождение в социальную среду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затруднено рядом причин, среди которых: нарушение всех компонентов речи (нарушены звукопроизношение, фонематическое восприятие и грамматический строй речи, ограниченный словарный запас, недостаточно развита связная речь), индивидуальные особенности эмоционально-личностной и сенсорно-моторной сфер. Дети  с сохранным интеллектом, но нарушенной речью  отстают в развитии от своих сверстников, испытывают затруднения в установлении контактов в детском коллективе, не умеют разрешать конфликтные ситуации, стесняются своего дефекта и испытывают комплексы, поэтому таким детям необходима коррекция нарушений в развитии и дальнейшая социализация в общество.

Коррекция и социализация дошкольника с ОВЗ возможна только при создании специальных образовательных условий. Под специальными образовательными условиями понимается - условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [5].

Для  успешной социализации ребенка с ОВЗ, имеющего ТНР необходимо:

  1. Воспитание и обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности и кабинета учителя-логопеда, является не только социокультурным фактором общего развития, но и коррекционно-развивающим стимулом для преодоления речевых нарушений;
  3. Вовлечение  воспитанников  с ОВЗ, во все виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятие художественной литературы, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, а также самостоятельную деятельность со сверстниками;
  4. Использование различных педагогических  технологий/кейсов в организации организованной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности;
  5. Организация  и проведение праздников и массовых мероприятий в ДОО с участием воспитанников  с ОВЗ, имеющих ТНР.
  6. Взаимодействие специалистов ДОО с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ, имеющего ТНР.

Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.  

Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе [4]. Работу с детьми с ОВЗ, имеющими ТНР необходимо строить на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, педагогов, учёта ресурсов, материальной базы и потенциальных возможностей педагогического коллектива. На базе МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки были созданы условия для социализации воспитанников с ОВЗ  посредством  дополнительного образования. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе» [3]. Главная цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса. В российском обществе дополнительное образование дошкольников – это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

 Функции дополнительного образования:

  • образовательная - воспитанники получают возможность формировать и развивать свои познавательные потребности, расширять кругозор, умения, навыки в интересной для них образовательной области;
  • воспитательная - благодаря нахождению ребёнка в обществе других детей его коммуникативные качества развиваются интенсивнее;
  • социально-адаптивная - воспитанники приобретают социально значимый опыт взаимодействия, у детей формируется «ситуация успеха», они учатся правильно самоутверждаться;
  • коррекционно-развивающая - направлена на коррекцию нарушений в развитии у воспитанников ОВЗ  имеющих проблемы в развитии, а также их социализацию [2].

 На базе МДОУ «ЦРР-детский сад №8» Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области функционируют 10 кружков, в которых занимаются как нормотипичные дети, так и воспитанники с ОВЗ. Воспитанники с ОВЗ, имеющие ТНР, посещают кружки по дополнительному образованию:

  • Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Развитие и коррекции всех компонентов речи для детей старшего дошкольного возраста  на занятиях кружка «Речевичок».
  • Коррекция  познавательных процессов, развитие интеллектуальной сферы и коммуникативных умений  у  детей дошкольного возраста на занятиях кружка «Цветик семицветик».
  • Укрепление здоровья детей с ОВЗ и совершенствование их физического развития с учетом возрастных и физических особенностей на кружке «Корригирующая гимнастика».
  • Обучение  детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, совершенствование двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников кружок «Дельфинёнок».
  • Коррекция и развитие  эмоционально-волевой, личностной сферы и познавательных процессов у детей дошкольного возраста, кружок «Маленькая страна».
  • Развитие художественно – творческих, коммуникативных, интеллектуальных способностей, воображения и фантазии, а также формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира у детей дошкольного возраста с ОВЗ кружок «Город мастеров».
  • Развитие  творческих способностей у дошкольников с ОВЗ посредством вовлечения их в певческую деятельность в вокальной студии «Домисолька».
  • Развитие коммуникативных навыков у  дошкольников  на английском языке в рамках лексической тематики, кружок «Веселый английский».
  • Развитие интереса дошкольников с ОВЗ к конструированию и формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования в интеллектуальной мастерской «Юный эрудит».
  • Ознакомление дошкольников  с азбукой шахматной игры, элементарными позиционными правилами, умению играть в парах по правилам, развитие познавательных процессов кружок «В шахматной стране».

Педагоги и специалисты ДОО реализуют адаптированные образовательные программы дополнительного образования. Кружковая деятельность проводится вне основного образовательного времени и не может с ним пересекаться.  Продолжительность занятий и их количество определено в соответствии с СанПиН и не превышает, чем максимальный объём нагрузки в соответствии с возрастной категорией детей. Расписание кружковой деятельности выстроена, так чтобы каждый ребенок  мог посещать выбранные кружки по интересам. В процессе работы кружков наблюдается положительная динамика уровня социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ имеющих ТНР. Воспитанники стали более открытыми в общении со взрослыми и сверстниками, преодолевая речевые нарушения и взаимодействия в разных детских коллективах, дети научились выражать свои эмоции, проявлять чувства не стесняясь окружающих людей, стали проявлять симпатию по отношению к другим, перестали смущаться при получении комплементов, стали более инициативны и самостоятельны [5].

Таким образом, дополнительное образование для детей с ОВЗ является эффективным средством социализации, и такое взаимодействие помогает развитию социальной адаптации, коммуникативных способностей, творческих возможностей у дошкольников с ОВЗ. Кружковая деятельность  позитивно влияет на развитие познавательной и личностной сферы; расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Саврухина, К. В. Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования / К. В. Саврухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 467-473. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86985/ (дата обращения: 24.03.2023).
  2. Тропинина,  С.О.  Социализация  ребенка  дошкольного  возраста  с  тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ/ С.О. Тропинина // Дошкольная  педагогика.  –  2019.  -№7. – С. 50 – 52.
  3. https://www.uchmet.ru (дата обращения: 25.03.2023).
  4. https://consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023).
  5. https://zolotojvek.ru (дата обращения: 23.03.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...