Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
материал по логопедии

Морозова Ирина Николаевна

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, звукопроизношение, лексико-грамматический строй, слоговая структура слова.
Проблема формирования слоговой структуры слова занимает важнейшее место в современной логопедии. Формирование слоговой структуры влияет на усвоение звукового анализа, письма и чтения, а так же правильное использование грамматических конструкций.  Недостаточная степень коррекции данного нарушения приводит в будущем к возникновению у школьников дисграфии и дислексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования.

Речь является ведущим средством общения и культуры, сопровождает всю нашу деятельность. От качества речи и умения ею пользоваться при общении со взрослыми и сверстниками, а так же умения использовать ее в разных видах деятельности, зависит успешность ребенка.  

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе выпуска в школу ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, участвовать в коллективной беседе, правильно произносить все звуки родного языка, отчетливо произносить слова и словосочетания, проводить звуко-слоговой анализ слов.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интоннационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, звукопроизношение, лексико-грамматический строй, слоговая структура слова.

Проблема формирования слоговой структуры слова занимает важнейшее место в современной логопедии. Формирование слоговой структуры влияет на усвоение звукового анализа, письма и чтения, а так же правильное использование грамматических конструкций.  Недостаточная степень коррекции данного нарушения приводит в будущем к возникновению у школьников дисграфии и дислексии.

Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым логопеды сталкиваются все чаще и чаще.

Многие ученые и логопеды З.Е. Агранович, С.Е. Большакова, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина и др. занимались изучением проблем состояния слоговой структуры слов у детей с речевыми патологиями и предложили разные методы коррекционной работы с детьми.

         По мнению многих авторов,  значимыми являются неречевые процессы: ориентация в пространстве,  темпо-ритмическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации.

До сих пор механизмы нарушений звукослоговой структуры у детей с  речевыми нарушениями изучены недостаточно. Необходимо усовершенствовать традиционные методы и приемы, и найти более эффективные научно-обоснованные пути формирования слоговой структуры слова у детей с нарушением речи.

Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать классы слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Таким образом, коррекционная работа начинается с диагностики. Здесь очень важно выяснить:

  • на каком уровне начинается повреждение слоговой структуры слова (вычислить класс слов по А.К.Марковой) и определить тип нарушения;
  • нарушаются ли все слова этой слоговой структуры или только слова с недоступными для правильного произношения звуками.

На основе различных методик (Большакова С.Е., Бабина Г.В., Ткаченко Т.А., Четверушкина Н.С.) была выстроена  система  работы по формированию слоговой структуры слова, которую я разделила на 3 этапа.

1 этап «Формирование предпосылок к овладению слоговой структурой слова».

На этом этапе работа ведется по двум направлениям:

1) формирование временно-пространственных представлений,

2) формирование слухового восприятия и чувства ритма.

Эти направления работы служат основой для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

Приемы и упражнения:

Для формирования ритмических способностей у детей используются специальные упражнения:

1. Упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и сложных ритмов («Хлопни-топни», «Повтори за мной», «Узнай ритм и нарисуй», «Дружные молоточки», «Дождик» и др.);

2. Упражнения на построение ритмического ряда.

Визуально-ритмический ряд способствует  развитию: чувства ритма, фонематического слуха, мелкой и артикуляционной моторики, восприятия (зрительного, пространственного и слухового), формированию правильной слоговой структуры слова и др.

Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (1:1) и сложная (1:2, 2:1; 3:2, 2:3 и т. д.). Простая последовательность показывает умение ребенка составлять слова первой слоговой структуры. Если ребенок сможет правильно выполняет задание, значит, он сможет соединять элементарные слоги («во-да», «ды-ня»).

После усвоения структуры 1:1 задания усложняют, предоставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1 и т.д. В  качестве материала для выкладывания ряда можно использовать детали от лего, бусины, мозаику, карандаши, счетные палочки и разный природный материал. Чтобы ребенку было интересно, задание нужно обыграть («Сделай, как я», «Дорожка для героя», «Исправь ошибку» и др.).

3. Упражнения на воспроизведение слого-ритмической структуры слова с использованием двигательных и зрительных опор («Слова-ритмы», «Длинное или короткое», «Домики» и др.).

 Послоговой ритм начинаем отрабатывать на восприятии и воспроизведении рядов гласных звуков. Далее на прямых слогах (ка, та, ва), на обратных слогах (оп, ук, аф), на закрытых слогах (тук, ток, бах), на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными. Постепенно на следующих этапах идет усложнение речевого материала. Вводятся слоги со стечениями согласных. Сначала слоги и слова проговариваются в медленном темпе. Потом даются задания на изменение интонации, силы голоса и ударения. Можно усложнить задание наложив на ряд моторную программу (пр. ребро - ладонь).

При отработке обязательно воздействовать на разные модальности восприятия, используя подкрепление разными видами опор: тактильными, двигательными, визуальными, слуховыми, музыкально-ритмическими.

       2 этап «Восприятие и воспроизведение слов с различной слоговой структурой».

На этом этапе важно  учитывать  уровень сложности    слов. Основные методики преодоления нарушений слоговой структуры опираются на классификацию А. К. Марковой. Она выделяет 13 классов слоговой структуры слова.  Работу следует начинать со слов простой слоговой структуры и с доступными для произнесения звуками. 

Желательно выбирать слова нужного класса, которые можно ввести в бытовую речь и часто повторять. Рекомендовать их повторение именно в жизненных ситуациях. Так, слова «майка» и «носки» можно повторять много раз в течении дня, тогда как слова «тайга» или «байка» детьми практически не употребляются.

Приемы и упражнения:

  • Упражнения на различение длинных и коротких слов
  • Упражнения на выделение ударного слога в слове;
  • Упражнения на отраженное повторение слов;
  • Упражнения на составление слов из слогов;
  • Упражнения на переход к слитному произнесению;
  • Упражнения на закрепление материала.

Все слова отрабатываются изолированно и в предложениях.

Осуществляя работу на данном этапе можно использовать следующие игры: 

  • «Длинный - короткий»
  • «Магазин» (картинка «товар» стоит столько монеток, сколько слогов в слове).
  • Слоговые дорожки (на дорожках столько следов, сколько слогов в слове.
  • «Часики» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов).
  • «Чьи следы?» Ребенок произносит слово, наступая на след при каждом слоге). Аналогичная игра: «Лесенка».
  • Слоговые домики (количество слогов соответствует количеству этажей в доме (3-4 дома). Ребенок произносит слово, считает слоги и селит героя в нужный дом). Аналогичные игры «Дом — замок — избушка» и «Паровоз».
  • «Телевизор» (на экране пособия 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы А У. И картинки на выбор: кот, арбуз, осы).

3 этап «Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры».

        На заключительном этапе автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Затем коррекционная работа включает в себя слова любой структурной сложности.

Приемы и упражнения:

  1. Отражённое проговаривание и заучивание: слов, словосочетаний и предложений;  рифмовок  и стихов; скороговорок; рассказов. 
  2. Составление рассказов по опорным словам; описание предметов; придумывание конца или начала к рассказу педагога; диалог на заданную тему; рассказывание по воображению; придумывание сказок.

 Данные приемы и упражнения показали свою эффективность и могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях при преодолении нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелым нарушением речи в процессе  коррекционной работы.

Список литературы.

  1. Агранович  З. Е. Лгопедическая  работа  по  преодолению  нарушений  слоговой  структуры  слова. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2001. – 48 с.
  2. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед.технологии: учебно-метод.пособие.  – М.: ПАРАДИГМА, 2010. - 96 с.
  3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 56 с.
  4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006;
  5. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: автореф. дис. канд. пед. наук /А.К.Маркова. Москва.– М.,1995. – 25 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. /Т.А.Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2001. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...