Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть»  - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие - становление полноценной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_3noyabr.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Консультация для воспитателей

«Нарушение слоговой структуры слова

у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Подготовила: учитель – логопед

высшей квалификационной категории

 Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

ноябрь 2018 год

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах. 

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть»  - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Дидактические игры на  формирование

слоговой структуры слова.

Игра: «Отхлопай слово».

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка. Мы его произносим по частям (хлопок на каждый слог: кош - ка.)

Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога: са-мо-лёт).

Игра: «Прошагай словечко».

Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? -  Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? - Один. Как вы думаете, это короткое слово или длинное? - Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось? - 3 шага. Это длинное слово или короткое? – Длинное.

Игра: «Сколько слогов в слове».

Мы слова отхлопывали, прошагали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка – кук-ла), из 3 слогов (3 хлопка – бе-ге-мот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка – ка-ран-да-ши) и 5 слогов (5 хлопков – ве-ло-си-пе-дист). Это очень длинные слова.

        Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (хлопков, шагов).

        Маленькая хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Игра: «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприза).

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых - 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить?  Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

Игра: «Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Игра: «Назови слоги».

Ребенок называет количество слогов в слове  и определяет, какой первый, второй, третий слог, называя их по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...