Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Воробьева Ольга Викторовна

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».

Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей

2. Ознакомиться с опытом работы коллег в сетевых сообществах по данной теме.

3. Провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Пополнить развивающую среду кабинета пособиями, направленных на коррекцию слоговой структуры слов.

5.Расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

р.п. Ветлужский

Индивидуальный план самообразования

учителя-логопеда Воробьевой О.В.

на 2017 - 2018 учебный год по теме

«Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

2018 год

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».

Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей

2. Ознакомиться с опытом работы коллег в сетевых сообществах по данной теме.

3. Провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Пополнить развивающую среду кабинета пособиями, направленных на коррекцию слоговой структуры слов.

5.Расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей.

План работы

№ п/п

Содержание

Сроки

1

Изучение литературы по выбранной теме.

в течение года

2

Диагностика нарушений слоговой структуры слов у детей старшей и подготовительной групп.

август - сентябрь

3

Подобрать дидактический материал по коррекции нарушений слоговой структуры слов.

сентябрь - октябрь

4

Систематизировать практический материал по данной теме.

ноябрь

5

Изучать опыт работы логопедов по данной теме через интернет - ресурсы.

в течение года

6

Подготовить фотоматериал по теме для отчёта

январь - май

7

Распространение опыта работы (публикация материала по теме на личном мини-сайте).

май

8

Подготовить отчет для педсовета.

май

Опыт работы по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и слоговым составом слова, правильно строить предложения и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова,  с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте  нарушения письма и чтения.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

    Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слов у детей предшествует обследование ребёнка-логопата, которое проводилось по традиционной схеме. Затем составлялся индивидуально-перспективный план  и, согласно ему выстраивалась коррекционная работа.

Конкретный вид работы выбирался  в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой над слоговой структурой слов велась и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения.

    Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывалась из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводилась в два этапа.

Подготовительный этап (работа проводилась на невербальном материале).

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.

На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ:

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Примеры игр и упражнений:

«Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?» , «По звуку угадай действие», «Кто кричал?», «Как стучали громко или тихо?»

2) Работа над ритмом.

 Примеры и упражнения:

Сравнение ритмов: узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком; воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка; произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам.

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

3) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка) и коротких (барабан, бубен).

4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку.

Примеры игр и упражнений:

«Делай как я», «Танцующие снежинки», «Передай привет», «Загадки от зверят», «Танцующие листочки», «Бабочки и цветы».

5) Формирование координации движений пальцев рук.

  • развитие переключаемости движений пальцев рук;
  • развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;
  • формирование пространственной организации движений пальцев рук.

6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».

Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

«Качели»

Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в                   противоположных направлениях.

«Часики»

Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т.д.

7) Упражнения на развитие реципрокной координации рук.

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Результативность:

- развивается слуховая память, слуховое восприятие;

- формируется общая координация движений;

-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.

Коррекционный этап (работа велась на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.

    Отработка слоговой структуры слова проводилась на следующих этапах:

  • уровень гласных звуков
  • уровень слогов
  • уровень слов
  • уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

    Виды заданий и упражнений:              

1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

2. Те же задания с выделением ударного звука.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

4. Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

2) Коррекционная работа на уровне слогов.

Виды заданий и упражнений:

1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

2. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

3. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

4. Проговаривание цепочек слогов.

5. Проговаривание и повторение серии слогов.

6. Проговаривание слогов со стечением согласных.

7. Игра с мячом- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.

3) Коррекционная работа на уровне слов.

При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:

  • структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
  • формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
  • в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
  • переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Виды заданий и упражнений:

1. Игра «Телеграф».

2. Игры на деление слов на слоги.

3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия.

4. Упражнение на разбор слова по схеме:

сколько слогов; какой первый; какой последний; какой слог стоит перед слогом ….; какой слог стоит после слога ….; какой слог стоит между слогами ….

5. Игра «Муравей - почтальон».

6. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).

7. Упражнение: объясни значение слова.

8. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

9. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов) - выбрать из них:

самое длинное слово; самое короткое слово; назвать одинаковые по количеству слогов слова.

10. Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов  в них.

11. Упражнение: даны слова: рады, сосна, лыжи.

Инструкция: поменяй слоги местами, составь новое слово.

12. Задание: придумать родственные слова к слову.

13. Задание: придумай куклам имена, состоящие из двух слогов, из трёх слогов. Подари им вещи, состоящие из двух слогов из трёх слогов.

Все задания подбирались с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей, основные акценты ставились на совершенствовании умений правильно структурировать слова.

Результативность:

- формируется умение проводить фонематический и слоговой анализ слов;

- формируется умение управлять словами сложной слоговой структуры;

- развивается умение анализировать и синтезировать слова;

4) Коррекционная работа на уровне фраз, чистоговорок, текстов.

Виды заданий и упражнений:

1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).

2. Придумать чистоговорку самому.

3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.

4. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

5. Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму.

6. Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

7. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой.

8. Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

11. Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.

Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).

13. Чтение предложения по слогам.

Сводные данные, полученные в ходе обследования слоговой структуры слова детей 5-6 лет (14 человек) по методике Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной до и после коррекционного воздействия

Название блока диагностической методики

Начало учебного года

Конец учебного года

Данные сформированности слоговой структуры слова

Данные обследования сопряженного произношения слов различной структурной сложности

Высокий уровень – 21%

Высокий уровень – 21%

Средний уровень – 56%

Средний уровень – 72%

Низкий уровень – 21%

Низкий уровень – 7%

Данные обследования отраженного произношения слов различной структурной сложности

Высокий уровень – 7%

Высокий уровень – 7%

Средний уровень – 49%

Средний уровень – 70%

Низкий уровень – 56%

Низкий уровень – 21%

Данные обследования восприятия лексических единиц

Высокий уровень – 21%

Высокий уровень – 35%

Средний уровень – 56%

Средний уровень – 58%

Низкий уровень – 21%

Низкий уровень – 7%

Таким образом, мы видим определенную динамику в развитии предпосылок формирования слоговой структуры слова у испытуемых 5-6 лет с нарушением речи. Дети справляются с определением количества структурных элементов слоговой последовательности, завершением начатого слова до конца. Могут самостоятельно выполнять задания без помощи учителя-логопеда. Более точно воспроизводят предложенную последовательность движений, допускают меньше ошибок в пространственной координации.

Список литературы:

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3.Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4.Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

10.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


Предварительный просмотр: