Успех каждого ребёнка как педагогический подход в коррекционном образовании Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Рацева Марина Николаевна

 участие в районном методическом объединении учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeh.docx26.49 КБ
Файл doklad_k_prezentatsii.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Успех каждого ребёнка как педагогический подход в коррекционном образовании.

 «Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития»

по мысли А. С. Белкина.

Слайд 2.

С вступлением в силу Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, целью которого является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития. Одной из задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества.

 

Слайд 3.

Корекционно-развивающая работа с этой точки зрения является эффективным  направлением в формирование гармоничной успешной личности ребенка. Прежде всего - это отражается на результатах проведенной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, звукопостановке, общем речевом развитии детей. Именно в данном направлении работы можно как нельзя лучше заложить основы и предпосылки развития успешной личности, а чтобы ребенок с желанием занимался, нужно создать такую ситуацию, в которой ребенок будет себя чувствовать успешным, у которого все получается.

Слайд 4.

Моя задача, как педагога, в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью.     Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка. 

Слайд 5.        

 Автором  методики является БелкинА.С. - доктор педагогических наук, который на основе экспериментальной работы раскрывает возможности для создания педагогически оправданных ситуаций успеха в деятельности школьников, способствующих развитию творческой личности.  В своей работе учителя-логопеда я решила использовать данную методику, поскольку считаю ее эффективной и способствующей более полноценной коррекционной работе и возможным применение ее и в дошкольном обучении.

Слайд 6.

Целью: использования технологии я определила укрепление веры, доверия личности ребенка к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений и к собственному «Я», и к окружающим.

Выделила следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей самостоятельности в выполнении поставленных задач;

- учить пользоваться приобретенными знаниями для решения различных задач;

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей творческое мышление, внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи;

- создание атмосферы радости.

- укрепление веры детей в себя, снятие страха перед деятельностью.

Слайд 7.

Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда ребенок от процесса или результата своей деятельности чувствует радость. Существует несколько видов детской радости: 

Неожиданная радость – когда воспитатель подбирает такой комплекс заданий индивидуально для каждого ребенка, чтобы дети могли с ним справиться. Для этого нужно хорошо знать индивидуальный уровень развития способностей у каждого и интересы детей. Задания следует подбирать не те, что дети уже выполняли и могут с ними справиться быстро, а чтобы они могли выполнить новое упражнение на основе своих знаний, преодолевая посильные трудности. 

 Ожидаемая радость – когда дети получают заслуженную оценку за свои старания. Взрослый оказывает помощь только в случае крайней необходимости. Дошкольник знает, что он хорошо «поработал» над рисунком, постарался его сделать самым красивым, поэтому на выставке его работа выставлена на первом месте. Он ожидает получить похвалу и получает ее, что стимулирует его на новые достижения. 

Семейная радость – когда все члены семьи радуются и поддерживают успешность своих детей. Они создают условия для качественного обучения и для качественного отдыха. Родители не выполняют задания за ребенка, не решают задачки вместо него, а только создают условия для учения. 

Общая радость – когда успехам ребенка радуются тренер, учителя, сверстники и другие люди, которые не остаются равнодушными к его творчеству или спортивному достижению. 

Слайд 8.

Условия создания ситуации успеха.

 Доброжелательность окружающих: расположенность, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, активизирует деятельность ребенка. Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностьюв своих силах.
 
Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
 
Скрытая инструкция— это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности.

  Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
 Завершает систему педагогических операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…».
Слайд 9.

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:

- не заострять внимание на негативном; чаще улыбаться, использовать элементы юмора при общении;

-проявлять интерес и великодушие к своим детям;
-не сравнивать ребенка с другими, отмечать «персональную исключительность»;
-аргументировать необходимость своих действий;

-учитывать индивидуальные особенности и способности детей.

Слайд 10

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Задание несложное, этомы с вами уже делали".

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

Слайд 11

Применение Технологии в рамках коррекционно-образовательного процесса будет иметь следующий алгоритм работы с детьми по созданию ситуации успеха:

1) аналитический этап - формирование теоретической концепции, то есть анализ личности ребенка, определение ее сильных и слабых сторон речевого развития, которые нуждаются в коррекции;

2) стратегический этап - определяются задачи, предоставляется целевая установка (например, научиться произносить тот или иной звук, научиться правильно и грамотно излагать свои мысли);

3) тактический - разрабатывается план действий логопеда по реализации задач, предусмотренных стратегическим этапом (как, при каких условиях будет осуществляться работа с ребенком, какими методами будет создаваться ситуация успеха);

4) исполнительный- логопед отрабатывает с ребенком разнообразные упражнения по развитию артикуляции, постановке и автоматизации звуков, учит правильно выполнять упражнения, отчетливопроизносить звуки в речи, объясняет важность правильной речи, учит подчиняться правилам игры, терпеливо выслушивает желания, предложения других, выбираетнаиболее подходящие способы работы для каждого ребенка индивидуально;

5) контрольно-итоговый - на основе анализа эффективности проделанной работы, о чем будут свидетельствовать результаты поставленных звуков и общего речевого развития, осознании ребенком проделанной работы и полученного им результата, переживания радости по этому поводу, удовлетворения им от работы, осуществляется коррекция материалов с целью получения усовершенствованных вариантов дальнейшей коррекционно-образовательной работы.

Слайд 12

Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным. Сотрудничество с родителями для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер.  Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в непосредственную работу и сделать союзниками в своей работе.

Слайд 13

Ожидаемые результаты.

-преодоление речевых нарушений в рамках коррекционно-образовательного процесса;

- усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Слайд 14-15

Таким образом, созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.

В процессе работы с детьми были выявлены следующие результаты: позитивная динамика речевого развития дошкольников; дети с удовольствием посещают логопедические занятия,   активно участвуют в праздниках и развлечениях, а так же в повседневной жизни группы.

Ребенок, у которого все складывается достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке.

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

2. Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.

3. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : учеб.-метод. пособие. — М., 2001.

4.Романовский А. Г., Михайличенко В. Е. Философия достижения успеха : учебное пособие, 2003.

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? Для учителей, воспитателей и студентов.  М.:"Просвещение", 1991.



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте, коллеги. Я представляю вашему вниманию доклад по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 2.

Слоговая структура слова — взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.

При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно. К трём годам все трудности слогообразования оказываются преодолёнными. В этом же возрасте появляется языковое чутьё, когда ребёнок способен оценивать правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы: произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи.

Слайд 3.

Особенности несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего недоразвития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них звуки. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней. В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно - и двухсложных слов со стечениемсогласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Слайд 4.

А.К. Маркова и Четверушкина Н.С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

Нарушение количества слогов:

элизия - сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

опускание слогообразующей гласной  - “пинино” = “пианино”

итерации - увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

Нарушение последовательности слогов в слове:

перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

Искажение структуры отдельного слога:

сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение, инертное застревание на одном слоге в слове) “били…били…билитекарь”=“библиотекарь”

Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) “нананасы”=“ананасы, “вевесипед” = велосипед

Контаминации (смешение слов) “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, сокращение стечений согласных, уподобление слогов друг другу указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Слайд 5.

В настоящее время существует несколько методик по формированию слоговой структуры слова.

Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Четверушкиной Н.С. в основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.  

Методика Большаковой С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». использует принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой и предполагает 5 этапов в работе по формированию слоговой структуры слова:

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

2 этап. Работа над гласными

3 этап. Работа над слогами

4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных

5 этап. Работа над словами.

 Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов Агранович З.Е. «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов» складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале;   собственно коррекционный работа ведется на вербальном материале;  

В методике по формированию слоговой структуры слова Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. работа над слоговой структурой слова ведется по двум направлениям:

- развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

- постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Ткаченко Т.А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова

1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.

2. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его лексического значения.

3. Одно из важных условий проведения коррекционной работы - формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную, кинестетическую функции.

 

Слайд 6.

В работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова мною за основу взята методика С.Е. Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» (М; ТЦ СФЕРА, 2007).

В данном методическом пособии автором затрагивается актуальность данной проблемы, приводятся нормативы становления слоговой структуры слова у детей; подчёркивается значение её формирования для успешного овладения грамматическим строем речи, а в дальнейшем письмом и чтением; описываются причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы.  

Слайд 7.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

— подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

— собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа

 — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Слайд 8.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса* и слуховой памяти на материале неречевых звуков {Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

Слайд 9.

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

— Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

 — Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

 Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 10

 Упражнения на развитие динамического праксиса рук:

выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак —ребро, кулак — ребро — ладонь.

Упражнения на развитие реципрокной координации рук:

выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).

  Примечание. Виды работ и способы предъявления задания

выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Слайд 11

Работа на вербальном материале

 Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, с понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях ознакомления детей со звукослоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной*. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны.  

Слайд 12

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие задания:

— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

 

Слайд 13 - 14

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания могут быть следующие:

— Составление всех возможных слогов из предложенных

— Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше,

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

 — Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са

— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

   Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.

Слайд 15.

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);

г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика — слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.

 Слайд 16.

Фонематический и слоговой анализ слов.

   Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

 Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

  Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

  «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

 «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

 Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одно временно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

   Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

 Что изменилось в слове? Лис — лиса — лисица.

 Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

 Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

Слайд 17.

Фонематический и слоговой синтез слов

 Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА.., КА...

  Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:

 Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

 «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не

правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

 Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

 Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ...(упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

Дополнить слово подходящим слогом: земляни...,смороди...

 

Слайд 18.

 Разложить картинки под схемы слов:

Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыдущему.

 Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

 Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

 Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.

 Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...

 Придумать слова к схемам:

КА-... (каша)

КА-...-... (калина)

...-КА-....... (рукавицы, макароны)

...-КА (ложка, ручка)

Придумать слова, оканчивающиеся на - ЧОК (каблучок, сверчок).

 Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:

 Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо; ши-ши-ши — ...

 Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...

 Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это?

 

Слайд 19

ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ НА МАТЕРИАЛЕ

 ЧИСТОГОВОРОК, ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СТИХОВ

 И ДРУГИХ ТЕКСТОВ

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда.

Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям.

Например:

Логопед: Гуси! Гуси!

Ребенок: Га-га-га!

Логопед: Есть хотите?

Ребенок: Да-да-да!

Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток. Речевой материал, рекомендуемый для заучивания на начальном этапе коррекционной работы потешки, прибаутки, стихи.

Слайд 20.

В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.

 Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).

Ш

Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).

 Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са — ...

 Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений,текстов сопряженно со взрослым.

Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

Односложные слова.

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты ... (спишь)!

 Двусложные слова:

Заглянула в дверь коза —Очень грустные ...(глаза).

 Трехсложные слова:

Часто к озеру напиться Ходит рыжая ...(лисица).

 Четырехсложные слова:

А рядом бегемотики Схватились за ...(животики).

 Вывод: работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

План по самообразованию на 2023 -2024 гг «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР».

План по самообразованию на 2023 -2024 гг  «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»....