Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Коновалова Юлия Викторовна

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).Основываясь на своем опыте, могу сказать, что развитие чувства ритма у детей с ОНР должно занимать особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

Поскольку при нарушении слоговой структуры слова мо­жет искажаться порядок слогов, сокращаться их число, от­мечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений соimageгласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из от­крытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьировать­ся: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

ü подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

ü коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_slogovoy_struktury_slova.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. ХАНЫМЕЙ

ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Коррекционная работа  по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед 1 кв. категории:

Коновалова Юлия Викторовна

2017 год

Коррекционная работа  по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.

В современной логопедии всё более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Кроме того, в дошкольном возрасте речевые нарушения преодолеваются легче.        

При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

 · 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

· 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

· 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

· 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

· 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

·  правильно произносимые слова: мама, дай;

·  слова-фрагменты: мако (молоко);

· слова-звукоподражания, обозначающие предмет,ситуацию, действие: би-би;

· абрисы слов: папаша (лопата);

· слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

За 10 лет работы с детьми чаще всего мне приходилось работать с детьми с общим недоразвитием речи. Структура речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) неоднородна. Однако, многолетний опыт работы с такими детьми позволил мне выделить ряд общих закономерностей.

 Наиболее выразительным показателем является нарушение ритмической организации слова. Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость сказываются на протекании двигательных актов. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием.

 Я заметила, что нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой структурой. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура, состоящая из этих звуков, сплошь и рядом воспроизводится ребенком искаженно (на это указывали также Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин).

В следствие речевых дефектов, в том числе и искажений слогового состава слова, затрудняется  общение дошкольников (они становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными), затрудняется усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты. Регулярно сталкиваясь с этим на практике, теоретическое обоснование этим проявлениям я нашла у А.К. Марковой.

Анализируя собственный опыт, научно-методическую литературу и онтогенез речи («слоговая структура является более ранним образованием, чем фонематическая функция языка» - Р.Е. Левина), я более глубоко изучила взаимосвязь слоговой структуры с формированием всех компонентов речи и особое место в процессе коррекционного воздействия стала уделять нарушению слоговой структуры слова.

Работу над слоговой структурой слова я строю с учетом особенности развития соответствующих сенсорных возможностей ребенка: речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований — от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок. Именно поэтому одним из этапов работы над слоговой структурой слова я выделяю подготовку ребенка к усвоению ритмической структуры слов русского языка. На этом этапе я провожу специальные занятия и упражнения с целью развития слухоречевого ритма.  

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что развитие чувства ритма у детей с ОНР должно занимать особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

  • подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
  • собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

 На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
  • Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами; ·         Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5.Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Работа на вербальном материале

     Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Коррекционный этап

 Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

  • Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
  • Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
  • Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
  • Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  • Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Работа над слогом.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

  • Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
  • Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
  • Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
  • Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
  • Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
  • Чтение или повторение за педагогом серии слогов:
  • а-са, а-со, а-су, а-сы;   и-са, и-со, и-су, и-сы;   у-со, у-со, у-су, у-сы;   о-са, о-со, о-су, о-сы;
  • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
  • Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
  • о-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста.
  • Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  • «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
  • Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
  • «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
  • Запись слогов различных типов под диктовку;
  • Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
  • Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Работа над словом.

  • При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
  • структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
  • формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
  • в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)
  • переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры :

Типы слоговой структуры слов

I.        Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА, КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.

II.        Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ, КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА, МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ, МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.

III.        Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ, ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.

IV.        Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.

V.        Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:

БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.

VI.        Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.

VII.        Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН, БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК, ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ, МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.

VIII.        Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ, КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА, БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.

IX.        Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.

X.        Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА, ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ, МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА, СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.

XI.        Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.

XII.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ, ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ, ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.

XIII.Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА.

XIV.        Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ, МЕДВЕЖАТА,

АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК, МАГНИТОФОН,

АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК, ПАПОРОТНИК,

ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР, МОТОЦИКЛИСТ.

Упражнения на различение длинных и коротких слов

Упражнение 1

У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

Упражнение 2

Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнение 3

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение 4

Тренировка умения делать паузы между слогами.

После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:

БУ        СЫ, НЕ        БО, ЛЮ        …ДИ, КО…….ЛЕ-НО (КО-ЛЕ        НО), О………ЛЕ-НИ (О-ЛЕ  НИ), СИ        НИ-ЦА (СИ-НИ        ЦА).

Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.

Упражнение 5

Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.
  2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
  3. Выбор подходящей схемы слова.

4.        Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, полка, сосна, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);

2)        стечение в конце слова (кость, бинт, волк,дождь, тент, кисть).

  1. стечение в начале слова (ткань, шлем, пляж, квас, джем, ключ, плащ);
  2. односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, кремль, гвоздь);
  3. многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).

Упражнение 6

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.

Упражнение 7

Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:

СУП—ДЫМ

ГУСЬ—КОТ

ДОМ—НОС

МЕХ - СОН - ЛОБ

ДУШ—ЛОСЬ—МЫШЬ

КУБ - ЛЕС—ФЕН.

Упражнение 8

Повторение рядов слов, близких по звуковому составу: — отличающихся гласными звуками: СУК — СОК        МЕХ — МАХ — МОХ

МЯЧ—МЕЧДОМ—ДЫМ—ДАМ

КИТ - КОТ        БЫК - БОК—БАК—БУК

ЛЕС—ЛИС        ТОК—ТУК—ТИК—ТАК

Упражнения на повторение с выделением ударного слога

Упражнение 9

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:

КО - ФЕ        КО - ФЕ, КО.

ЛИ—СА        ЛИ—СА, СА.

Упражнение 10

Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:

Упражнение 11

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

  • угадать слово, которое отхлопал другой ученик;
  • придумать слово к схеме;
  • поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнение 12

Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки; ЗАмок—заМОК; маЗКИ—МАски

КАдки—каТКИ; муКА—Мука; глаЗКИ—ГЛАзки; ГВОздики—гвоЗДИки.

Упражнения с перестановкой слогов

Упражнение 13

Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например:

ЖИ -ЛЫ —ЛЫ -ЖИ.

Слова:

ЛА-Ю;  КИ-ПЯТ;  ЛО—ЖА; КА—ЧАЙ; ЛЫ-КО;  НА-СОС; НА – ВЕС; СКА—ЛА; БАН - КА;

Слоги:

КА - МУ,        КА - СУМ,        ТЯ - КА,        ШИ—У,

ЛЯ - КО,        ВА - ТЫК,        МА - Я,        ТИ - НОГ,

ДУК - СУН,        НИК - ЛЫЖ,        ДУХ - ВОЗ,        ТУК - ФАР,

Упражнение 14

Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.

КУ—КИ—БИ, СА—ГИ—ПО, КА—НА—БИ, ГО—ВА— ЛО.

Упражнение на оценку нормативности

Упражнение 15

Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно; либо дети повторяют правильные слова и исправляют деформированные. Упражнение проводится с опорой на картинки:

ПАВУК        ПАУК        КОТФА        КОФТА

ВУТКА        УТКА        БЕКАЛ        БЕЛКА

КОКНО        ОКНО        ЧАТКА        ТАЧКА

КОХЕ        КОФЕ        ПЕТУНК        ПЕТУХ

Упражнения на переход к слитному произнесению

Упражнение 16

Дети становятся в круг. Взрослый объявляет, из скольких слогов сегодня нужно придумывать слова. Затем он произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его, но уже слитно. Далее ребенок поворачивается к соседу и называет свое слово по слогам. Игра продолжается по кругу.

Упражнение 17

Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается с сидящими детьми.

Слоги:

ВЕД - ,СЕТ - , КУХ - , ДОС - , КОФ - , БУК - , КУК - , БЕЛ - , МЕТ - .

Упражнение 18

Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово цели
ком («— РЕВО        —ДЕ! Дерево!»).

Слоги: -ЖАМА, -ШИНА, -ГОДА, -БУШКА, -КЕТА, -ЖИНА, —МЕТА.

Упражнение 19

Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго
слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и
называет слово целиком («КО — ! — БОК        —ЛО—! Коло
бок!»).

Слоги: СА— ! —ЛЕТ, ПЫ— ! —СОС, ПА— ! —ХОД,

Упражнение 20

Сначала каждый ребенок громко называет свое имя. Затем дети расходятся. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьем имени столько же слогов.

Упражнение 21

Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем ребенок называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек: КА — БИНЕТ, КА — ЛИНА, КА — БИНА, КА — ЮТА.

Отгадавший становится водящим.

Упражнение 22

Логопед просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами): МО—РЕ, МО—ДА, МО—РОЗ, МО—РЯК.

Упражнение 23

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок (или из ряда слов) назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки (вата, сова) в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (сова, вата). Таким образом,можно выкладывать растущие цепочки картинок:

ЖУКИ—КИНО - НОГИ

ШЕЯ—ЯМА—МАКИ

ЗЕРКАЛО - ЛОПАТА - ТАРЕЛКА - КАЛИТКА.

Далее учитель называет слово, вставляя между слогами слово «потом» («дальше», «затем»). Ученик составляет слово:

ПА, потом УК        ПАУК!

КОМ, затем ПОТ        КОМПОТ!

ПО, потом ЛЯ, потом НА        ПОЛЯНА!

Упражнения на образование словосочетаний

Упражнение 24

Проговаривание словосочетаний:

—        маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т.д.

—        вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т.д.

—        гладкий сундук, гладкие ногти, гладкая палка, гладкое яйцо.

Упражнение 25

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много:

дыня        много дынь;

сова        много сов.

Упражнение 26

Логопед называет предмет, а ребенок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый — овальный:
луна        луна круглая; туча        туча овальная.

Упражнение 27

Логопед называет предмет, ребенок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета        газета прямоугольная;

экран        экран квадратный;

колпак        колпак треугольный.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами

Упражнение 28

Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит, либо оба действия) и составить предложения:

чайник        чайник стоит;

дельфин        дельфин спит;

медведь        медведь стоит. Медведь спит.

Упражнение 29

Необходимо поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице        В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки        Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на        На столике эскимо.

Упражнение 30

Ребенку предлагается самостоятельно придумать предложение с данным педагогом словом.

Упражнения на дифференциацию слов  изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре

Упражнение 31

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнение 32

Дети делятся на три группы. Взрослый объясняет, что нужно прослушать названия деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать «для посадки» и запоминать деревья с односложными названиями, из второй группы — с двусложными, из третьей — с трехсложными. После зачитывания названий задание совместно проверяется.

Упражнение 33

Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными двумя, тремя или четырьмя кружками. У взрослого на столе разложены картинки с изображениями «товара». Ребенок может купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на карточке. Нужно подойти к столу и проговорить выбранное слово по слогам, показав свою фишку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдается «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.

Упражнение 34

Перед ребенком стопка картинок с изображениями животных. На столе четыре большие карты с нарисованными клетками. Взрослый объясняет правила: «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую — с названиями из двух слогов» и т.д.

Упражнения на закрепление материала

Упражнение 35

Повторение предложений сложного слогового состава. Предложения.

Над домом летит длинноногий аист.

Тетя Дина сидит на диване.

Тема дома. Катя катается на коньках.

Никите купили кеды и кепку.

Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам учителя, позже самостоятельно).

Конкретные виды упражнений педагог будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...