«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

  Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

      МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН   КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

       

 Цель мастер-класса: 

     

     Дать представление об инновационном методе развития речи «синквейн», о значении этого метода в развитии речевых навыков и ассоциативного  мышления дошкольников.

Задачи:

  1. Объяснить значение использования синквейнов в работе над развитием речи детей.
  2. Вызвать интерес к составлению синквейнов.
  3. Научить приемам совместной деятельности.

Актуальность:

                     Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, поэтому существенное место в работе начинает занимать подготовка к обучению.

       В нашей группе  четыре ребёнка  с диагнозом ОНР 3 уровня, девять детей – с ОНР 3 уровня, стертая  дизартрия. Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение и недифференцированное, искаженное произнесение звуков. У детей бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинкам, пересказать прочитанное.

        Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Поэтому мы широко используем в своей работе один из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат - синквейн. 

          Слово синквейн происходит от французкого «пять» и означает «стихотворение, состоящее из 5 строк».  

         Составление синквейна - это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

       Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием  метода синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

             Материал, оборудование:  набор   предметных  картинок,  листы бумаги, фломастеры,  алгоритм написания синквейна

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

       - Добрый день, уважаемые коллеги!   Сегодня вы  познакомитесь  с инновационным методом развития    речи - «синквейн» и  на практике поупражняться  в алгоритме  его составления.

Практическая часть:

    Свою  работу c детьми мы  начинаем   с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение». Учим детей графически обозначать эти понятия.   Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

 Существуют определенные правила написания синквейна.

Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

  • Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею (заголовок, тема).
  • Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
  • Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.
  • Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
  • Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

О чем можно составить синквейн?

  • - о природе;
  • - о картине и литературном герое;
  • - о маме и папе;
  • - о настроении;
  • - по всем лексическим темам.

       

 

Виды работы над синквейном:

  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части).
  • Можно использовать синквейн: на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

       Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Синквейн является простым игровым приемом.
  •  Синквейн могут составить все.
  • Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки.
  • Способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.

Практическая часть.

        Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного  синквейна, и вы легко запомните это правило. 

     Сейчас мы попробуем  составление синквейна  по предметной картинке «Апельсин».

  1. Что это?  (Апельсин)

  1. Подберите два слова-признака.

- Какой апельсин? (круглый, оранжевый)

  1. Подберите три слова-действия.

- Что делает апельсин? (висит, растет, зреет)

  1. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. (Я люблю апельсин).

  1. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин». (Фрукт)

      Сейчас я предлагаю разделиться на две группы и  посоревноваться.  Одной группе не указывая темы составить синквейн-загадку, а  другой   её  отгадать. (Составляем синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить)

______ .

Стоит.

Растёт.

Русская .

Белоствольная.

Стройная.

Я любуюсь стройной .

Дерево.

        Можно также  составлять  синквейн по прослушанному рассказу или сказке. Составим  синквейн по сказке «Заюшкина избушка».  

Зайчик. 

Слабый, трусливый. 

Плачет, боится, просит (помощи).

Мне жалко зайчика. 

Сказочный герой.  

Лиса.

Хитрая, наглая.

Выгнала, обманула, обхитрила.

Лиса поступила плохо.

Сказочный герой.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой.

 Используется синквейн: на занятиях для закрепления изученной лексической темы:

1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.

- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:

 1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5.Речь.

 - на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, давайте  придумаем  рассказ:

1.Заяц.
2.Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.

       В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

       При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

Результативность использования «синквейна»:

  • Закрепились знания о частях речи, о предложении.
  • Совершенствовался навык использования в речи синонимов.
  • Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова.
  • Выработалась способность к анализу.
  • Сказалась результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче.

Рефлексия.

      Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему:

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

         Я благодарю вас за внимание, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод  поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов и станет изюминкой в работе с детьми.  Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности формирования и развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...