Главные вкладки

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    БЕЛОНОЖКО ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА

     В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Особенности формирования связной речи у детей с ОВЗ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

                        Белоножко Е. А., учитель – логопед

    ЧДОУ Детский сад № 75 ОАО « РЖД»

    Целевые ориентиры дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) отмечают следующие возможные достижения ребенка в образовательной области «Речевое развитие»: может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказ по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, составляет творческие рассказы [7].

    Развитие связной речи у детей с тяжелыми  нарушениями речи является трудным процессом, требующим подбора и использования учителем-логопедом, в системе взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями, специальных методов и приемов коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО, «Рабочей программой учителя логопеда».  

    У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) несформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика и, как правило, оказываются нарушенными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная и пальцевая моторика. Дети не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие из более трёх слов. В связи с эти испытывают трудности при пересказе (связном и последовательном изложении), не могут дать полного ответа на поставленный вопрос, т.е. составить простую фразу, не говоря уже об элементах творчества в собственных рассказах.

    Одной из основных задач логопедического воздействия в области речевого развития является задача научить детей связно и последовательно, логически излагать свои мысли, описывать события из окружающей жизни и личного опыта. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы, пересказывать знакомые сказки, рассказы. Составлять рассказы по серии картин, в том числе с описанием событий, предшествующих изображённому или последующих [4].

    Связная речь имеет огромное значение для дальнейшего общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств, социализации.

    Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребенка достаточного активного словаря, внутреннего плана высказывания, желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве [7].

    При обследовании сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 2 – 3 уровня наблюдаются следующие результаты:

    - детям свойственны затруднения в составлении рассказов по картине или серии сюжетных картинок; в выделении основной мысли повествования; в определении логики и повествовательности изложения событий.

    - детям недоступно самостоятельное описание любимой игрушки или какого-то предложенного знакомого предмета по плану, данному логопедом. Дети нарушали стройность повествования, перескакивали с описания одного фрагмента  на другой.

    - при пересказе простой сказки дети опускали существенные детали, нарушали последовательность событий, допускали повторы, избегали авторских оборотов.

    Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи включена в «Рабочую программу учителя-логопеда» не только в  образовательную область «Речевое развитие», но и в образовательную область «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Совместно с педагогами и специалистами составлен комплексно-тематический план, перспективный план работы по формированию связной речи у детей с ОНР в порядке нарастания сложности:

    -Ответы на вопросы в ходе рассматривания предметов и объектов.

    -Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картинок.

    -Описание демонстрируемого действия (составление предложений)

    -Воспроизведение (составление) рассказа по демонстрируемому действию.

    -Анализ сказок и рассказов.

    -Пересказ (составление) рассказа по серии сюжетных картинок.

    -Пересказ (составление) рассказа по одной сюжетной картине.

    -Составление сравнительных и описательных рассказов о предметах и объектах с использованием вспомогательных средств (схем).

    -Пересказ текста без наглядной опоры.

    - Инсценировка.

    -Текущая и итоговая беседы по лексической теме с использованием наглядного материала.

    -Рассказ из коллективного и личного опыта.

    Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольников является игра, занятия строятся в виде игр, игровых упражнений преимущественно на сюжетно-ролевом содержании, с включением элементов здоровьесберегающих технологий: пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, рече-двигательной гимнастики, психо-гимнастики, лого-ритмики (учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель).

    Учитывая особенности внимания, мышления, восприятия детей указанной категории, а также свойственные им речевые трудности на занятиях максимально используются различные виды наглядности: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, репродукции. Широко используются схемы для составления предложений и рассказов, опорные картинки – сигналы, различные символы.

    В работе используются следующие приёмы:

    •  «Оречевление» ряда последовательных действий, рассказ по демонстрируемым действиям. Этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (создавали игровую ситуацию, выполняя действия с игрушкой либо фигуркой на фланелеграфе, а дети запоминали и воспроизводили рассказы по демонстрируемому действию);
    •  «Схематические зарисовки» или  выкладывание опорных картинок в процессе рассказывания, что помогало детям соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушая логические связи между фрагментами рассказа.
    •  Использование рассказов по цепной структуре. Это смысловая организация предложений, при которой мысль следует последовательно по цепочке от одного предложения к другому. Для наглядного показа используется предметно-графическая схема, где стрелками показана подчинённость предложений, их последовательность.
    •  Применение различных видов театров, сценических постановок (бибабо, коробочный, театр рукавичек, плоскостной, прищепочный и т.д.) Проигрывание различных ситуаций с любимыми детскими героями  сказок, мультфильмов для упражнений по составлению различных видов предложений.
    •  Использование закрытой картинки с целью обучения детей задавать вопросы.

    Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическим удовольствием, способствуют положительным, эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый, чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность [4].

    Системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР), эффективное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО, использование специальных методов и приёмов позволяют достичь результативности в освоении детьми разных типов связных высказываний, таких как описание, повествование, отчасти рассуждение, усложняется синтаксическая структура детских рассказов, формируется умение речевого общения со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает успешную адаптацию ребенка в социуме.

    Список использованной литературы:

    1. Жгутова И.В. Формирование связной речи у детей с ОНР//Ребёнок в детском саду. 2004. №4.

    2. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями.

    3. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа  у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. СПб.  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

    4. Нищева Н.В.   Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3 переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015 г.

    5. Сухонина Н.И. Развитие связной речи у дошкольников//Дошкольная педагогика. 2005. №4.

    6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999 г.

    7. Худенко Е., Шаховская С., Ткаченко Т. Логопедические занятия по формирования связной устной речи для детей. Москва. РУССИКО 1995

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    «Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

    Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

    Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...