Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лупанова Вероника Васильевна

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики это не изменная и любимая игрушка всех детей. И мы остановили свое внимание на уникальной игре технике сторителлениг «Кубики историй». Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции, нет побежденных или победителей. Ведь все участники по очереди рассказывают приключения какого-то героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_istoriy.docx21.99 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги,  представляем Вашему вниманию

 мастер-класс на тему « Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.

Давайте представим такую ситуацию. Идет образовательная деятельность по речевому развитию  «Сочиняем рассказ» по картине  «Ранняя весна»  Маргарита описывает наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, побежали ручейки, появились проталины. На проталинах зацвели подснежники.

А Артем  выходит к картине и молчит, дает только односложные ответы.

Практический опыт работы с детьми в логопедической группе показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована.

По нашим  наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются составлять различного рода рассказы (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

В основе работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, лежит комплексный подход, который предполагает сочетание коррекционно-логопедической работы. Коррекционный процесс строится с учетом ведущего вида деятельности ребенка этого возраста - игры.

Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.

Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

СЛАЙДЫ (1)

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

(2)

Виды сторителлинга:

1.Классический (реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом, дети только слушают и воспринимают информацию)

2. Активный (педагогом задается основа события, формируются её проблемы, цели, задачи,  слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй)

3.Цифровой (формат сторителлинга, в котром рассказывание историй дополняется видео – компонентами)

(3)

Кубики это не изменная и любимая игрушка всех детей. И мы остановили свое внимание на уникальной игре технике сторителлениг «Кубики историй». Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции, нет побежденных или победителей. Ведь все участники по очереди рассказывают приключения какого-то героя.

Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили сделать  свои кубики. Затрат больших не потребовалось.

  • Для изготовления игры «Кубики историй» 
  • мне понадобились простые пластиковые кубики 4*4, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки, напечатала их на бумаге и обклеила ими грани кубиков.
  • Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей!

(4)

Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

ВИДЕО ИГРЫ

Итак, игра начинается! Первый ребёнок берет  кубик, бросает его, и  начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

СЛАЙД (5)

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Формы работы:

1.НОД по речевому, социально-коммуникативному  и познавательному развитию

2.Индивидуальная и подгрупповая

3.Проектная деятельность

Техника сторителлинг , которая лежит в основе игры «Кубики историй»,открывает уникальную возможность по развитию коммуникативной компетентности детей, облегчает запоминанию сюжета, эффективна в процессе рассуждения и воображения , помогает дошкольникам научиться умственному восприятию , и переработки внешней информации,  обогащает  устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, Работу с кубиками историй провожу как индивидуально так и в подгруппах, конечно же учитывая возрастные особенности дошкольников. Также они используются в самостоятельной деятельности детей, понятно, что в зависимости от возраста детей кол-во кубиков меняется.

Для воспитанников младшего дошкольного возраста мы используем кубики историй, где изображены картинки из детских стихотворений.

Ребенок должен бросить кубик на стол, и по выпавшей картинке назвать стихотворение, если сможет рассказать.

Стоит отметиь, что техника сторителлинг не ограничивает воображение педагогов в составление игр для детей по развитию речи. Данная техники многогранна и может эффективно применятся для развития всех речевых компонентов. Особенно в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Слайд 2

Виды сторителлинга: 1. Классический (реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом, дети только слушают и воспринимают информацию) 2. Активный (педагогом задается основа события, формируются её проблемы, цели, задачи, слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй) 3. Цифровой (формат сторителлинга, в котором рассказывание историй дополняется видео – компонентами)

Слайд 4

Кубики историй или Story Cubes Это настольная игра для детей и взрослых. В игре всего 9 кубиков с картинками! С помощью этих кубиков нужно придумывать истории.

Слайд 5

Готовые «Кубики историй» достаточно сложны для дошкольников Поэтому для своих воспитанников создали самодельные кубики

Слайд 6

Для изготовления игры «Кубики историй» понадобились простые пластиковые кубики 4*4*4, ножницы и картинки. Подобрали красочные предметные картинки, напечатали их на бумаге и обклеили ими грани кубиков. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей!

Слайд 7

Метод «сторителлинг» позволяет: Разнообразить образовательную деятельность с детьми; Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; Научить воспринимать и усваивать внешнюю информацию; Обогатить устную речь дошкольников; Облегчить процесс запоминания сюжета. Формы работы: НОД по речевому, социально- коммуникативному и познавательному развитию Индивидуальная и подгрупповая Проектная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

« Использование дидактического пособия «Кубики-помощники» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста». Из опыта работы.

Вашему вниманию мы хотим предложить дидактическое  пособие «Кубики помощники»Аннотация: данное пособие направлено  на развитие речевых возможностей детей старшего дошко...

Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство   речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...