Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Новикова Елена Анатольевна

Особенности формирования и развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novikova_ea_ksk.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Елена Анатольевна,

Воспитатель МАДОУ Детский сад 14,

Городской округ Красноуфимск

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

        В основе познавательной деятельности человека лежит ориентировка в пространстве, поэтому формирование и развитие правильных пространственных представлений  и понятий является одной из актуальных проблем в области психологии, педагогики и методики.

Пространственная ориентировка включает в себя как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений, определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и многое другое.

Пространственные представления и восприятия – это ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории. [4, с. 147]

В дошкольном возрасте начинается интенсивное развитие пространственной ориентации. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. [2, с. 54]

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. [1, с. 244]

У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются значительные трудности в пространственной ориентировке, а также трудности языкового оформления пространственных понятий. Системное недоразвитие пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи основывается на совокупности дефектов пространственной лексики и ряда неречевых функций, недостаточной сформированности психических процессов. Развитие пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи должно проводиться планомерно и целенаправленно. [3, с. 5]

В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы.

В коррекционной работе по формированию и развитию пространственных представлений и пространственной лексики на первом этапе определяется механизм и характер нарушения пространственной ориентировки. Только после этого выстраивается система работы по развитию пространственных представлений. [3, с. 9]

Работа по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с детьми, развивающимися согласно условно-возрастной нормы. Однако, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственной терминологии и ее использованию в экспрессивной речи. Нарушения речевого развития дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. Для детей с речевыми нарушениями характерно не только недостаточное понимание пространственной терминологии, но и недостаточное дифференцирование и низкая актуализация всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи. Дети с нарушениями речи нередко и в старшем дошкольном возрасте недостаточно понимают и редко используют в своей речи терминологию, которую должны были усвоить на более раннем возрастном этапе.

Система работы по формированию и развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие направления:

- освоение собственного тела как точки отсчета пространственных направлений (на себе);

- ориентировка в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использование этого как системы отсчета;

- ориентировка по основным пространственным направлениям;

- ориентировка в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости;

- использование пространственного словаря (предлоги, наречия и другие части речи, обобщенно отражающие знания о предметно-пространственном окружении).

Достаточный уровень развития пространственных представлений является одним из показателей готовности ребенка к школе. Если пространственные представления сформированы у ребенка неточно, то это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребёнку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что дошкольнику трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.

Умение ориентироваться в пространстве является важным условием успешного познания и активного преобразования действительности, формой отражения окружающего мира, и таким образом, способствует позитивной социализации ребенка.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – 256 с.

2. Выготский Л. С. Проблемы возраста. – М., 2004. – 396 с.

3. Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006. — 80 с.

4. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Городец, 2005. – 396 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....

Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.Дошкольный возраст – период интенсивного разв...