Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"
статья по математике на тему

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  организации образовательного процесса на основе дифференцированного подхода с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enovaya_statyax.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                            Е. И.Лазуткина,

воспитатель  муниципального

бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

 детского сада

№ 24 «Космос» города Сургута

тел. (3462) 51-39-64, e-mail: lazutkina_elena@inbox.ru

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи

в условиях ФГОС ДО

В статье говорится о компилятивной программе по формированию элементарных математических представлений  у детей с тяжелыми нарушениями речи, содержащей новые подходы  к организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в дошкольной организации в соответствие с ФГОС ДО. Автор обращает внимание на трудности усвоения математических  представлений, данной категорией детей, раскрывает ее методологические и теоретические основы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) предусматривает осуществление образовательной  деятельности дошкольной организации в соответствии с «индивидуальными потребностями ребенка, связанными с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения им образования, индивидуальными потребностями отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3), и принципами «полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничества Дошкольной Организации с семьей; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п.1.4).

Это способствовало поиску новых подходов к организации  образовательной деятельности с  детьми, имеющими  тяжелые  нарушения речи.

Дошкольная образовательная организация в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  осуществляет образовательную деятельность по  адаптированной образовательной программе дошкольного образования, составленной в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором  определены   «специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, механизмы адаптации Программы, использование специальных образовательных программ и методов,  специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития»  (ФГОС п. 2.11.2)    

Для успешного освоения  воспитанниками образовательной программы    разработана программа по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) у детей с тяжелыми нарушениями речи,  учитывая «особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории детей» (ФГОС п. 2.11.2), т.к.     специфика патологии развития детей с нарушениями речи отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков.

В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания (Т.Б.Филичева, Н.В.Серебрякова, Ю.Ф.Гаркуша, Г.А.Волкова и др.). Поэтому процесс обучения математике, требующий слаженной работы комплекса сенсорно-перцептивных, речевых и интеллектуальных функций, представляет значительный научный интерес в аспекте взаимодействия речи и других психических функций.

Коррекционная работа с такими детьми  традиционно рассматривается с позиций преодоления нарушения речи, вопросы же математического образования продолжают оставаться недостаточно изученными.

        Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.  Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления. 

Целью программы является формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления, математических представлений с учётом их индивидуальных особенностей через дифференцированный подход в образовательной деятельности  и режимных моментах.

Решение коррекционных задач значительно отличает методику формирования элементарных математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии. Это требует соблюдения дидактических условий (принципы обучения, методы, средства) и специальных подходов к обучению.

           В программе обоснована целесообразность дифференцированного подхода к формированию математических представлений у детей с нарушениями речи в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, который предусматривает развитие навыков организации и регуляции деятельности; развитие умения опосредовать математическую действительность речью; активизацию когнитивных функций. Выделены прогностически значимые признаки затруднений в обучении математике детей с тяжелыми нарушениями речи. Разработаны содержание и методы системной коррекционной работы по формированию математических представлений у данной категории детей.

Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели лексической теме, что даёт возможность многократного повторения изучаемого материала, учитывая психические особенности данной категории детей, обеспечивает более прочное его усвоение.

В программе определены принципы организации и осуществления образовательной деятельности по математике:

- коррекционно-развивающая и воспитывающая направленность обучения;

-  научность обучения, которая требует усвоения обучаемыми определённого содержания человеческой культуры;

- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности обучаемых в процессе познания;

- систематичность, предполагающая строгую последовательность подачи образовательного материала;

- практическая направленность в обучении;

- доступность и прочность обучения;

- сочетание коллективного с индивидуальным подходом.

          Особенность формирования математических представлений у детей с нарушением речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий. Это, прежде всего, положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов.

 Формирование речи предполагает анализ и сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, т. е. высокий уровень сформированности вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности в целом. В связи с этим в обучении математике ведущую роль играет проблемное изложение программного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение. В ходе такого обучения дошкольники понимают логику и последовательность поиска решения проблемной ситуации, участвуют в совместных проектах, опытах, исследованиях и экспериментах.

 В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.

 Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счёта, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализировать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создаёт предпосылки для развития словесно-логического мышления.

      У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представления о множестве позволяет показать изменение имён существительных по числам. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным, с порядковыми числительными, с именем прилагательным. При формировании умения определять пространственное положение и направление движения составляются грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий, предлогов, правильно употреблять их, устанавливать связи между предметом и его действием. Последовательное обучение ориентировке на плоскости позволяет проводить работу по развитию связной речи. Описание положения предметов на сюжетной картинке является первой ступенью к составлению рассказа.

Большое корригирующее значение имеет формирование временных представлений. Дети усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их. Рассказывают о действиях, совершаемых в определённый период времени.

Важным условием успешной работы педагога является гибкость в выборе форм обучения элементарной математике, хорошо продуманная и интересная система различных форм организации математической деятельности.

       В математической деятельности используются дидактические игры и упражнения, позволяющие включать детей в беседу, строить между ними диалоги, учить межличностному взаимодействию.

Рекомендуется  начинать формирование некоторых математических представлений на более ранних этапах. Это обусловлено тем, что у детей с речевой патологией недостаточно обобщённый сенсорный опыт затрудняет усвоение математических знаний. Возвращение с определённой периодичностью к ранее пройденному материалу позволяет накапливать и расширять уже имеющиеся представления.

        Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объёмом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.

       Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Качественное проведение педагогической диагностики имеющихся у детей математических представлений в соответствии с возрастом для составления индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
  2. Комплексно-тематическое планирование с учётом индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы.
  3. Системное проведение образовательной деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
  4. Определение методов и приёмов формирования и закрепления математических представлений в  регламентированной и различных формах нерегламентированной деятельности.
  5. Оснащение предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создаёт возможности для успешного усвоения математических представлений и стимулирует развитие творческих способностей
  6. Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
  7. Взаимодействие с родителями – одна из наиболее значимых сторон коррекционной работы. Важно объединить усилия детского сада и семьи для более эффективного овладения детьми необходимыми математическими знаниями, которые являются одним из составных компонентов подготовки к обучению в школе.

      Реализуя программу по ФЭМП, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями речи должен учитывать уровень речевого развития детей  и особенности обеспечения  наглядным (демонстрационным, раздаточным) материалом, максимально использовать полифункциональность и трансформируемость предметно-разавивающей среды. Исходя из этого,  педагог намечает цели и коррекционные задачи, структуру, содержание образовательной деятельности, подбирает методические приёмы и соответствующие дидактические игры, согласовывая с лексической темой. Важно, чтобы образовательная деятельность с аналогичными задачами в каждом отдельном случае (с учётом этапа обучения) строилась по-разному, поддерживая интерес детей к ней.

       Таким образом, решение коррекционных задач осуществляется на основе положения Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, показывающего, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идёт вслед за ним. Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития данной функции, на котором выполнение задания возможно с помощью со стороны педагога. В соответствии с этим в ходе коррекционной работы используются задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей, способствующие переводу того или иного действия из зоны ближайшего в зону актуального развития. Это обеспечивает «успешное освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» (ФГОС  п. 2.11.2.).

Список литературы:

-  Альтхуаз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - 1984г.

- Арапова Н.А., Пискарева П.И Формирование элементарных математических представлений в детском саду.  – 2006г.

- Выготский Л.С.  Мысль и слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. – 1999г.

- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду - 1984г.

-  Михайлова  З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – 1985г.

- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - 1982г.

-  Смоленцева А.А. Сюжетно – ролевые игры с математическим содержанием. - 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, выполняя важную функцию подготовки детей к школе. И успешность его дальнейшего обучения во многом ...

Предметно-развивающая среда по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад п. Коминтерн» в соответствии с ФГОС «ВЕСЁЛЫЙ СЧЕТОВОЗИК»

В группе старшего дошкольного возраста, с учетом  возрастных особенностей детей, предметно-развивающая среда должна быть, безусловно, особенно насыщенной, разнообразной, многофункциональной. В св...

Тематический контроль «Создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методика изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха третьего года обучения

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ ко...

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

        Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способносте...