Главные вкладки

    Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
    план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

    Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
    учреждение
     
    детский сад № 7 комбинированного вида
     
    Одинцовского муниципального округа Московской области 
    143070, Россия , Московская область, Одинцовский район,
    г. Кубинка (городок Кубинка -8), строение №17, тел. 8-498-69-5-85-23




    Конспект  из опыта работы

     «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»






    Подготовила:
    воспитатель
    Тюленева Е.М.                                                                                                                    






    г. Кубинка (городок Кубинка -8)
    2019 г.

     «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

                                Воспитатель:

    Тюленева Е.М.

                                           Старшая группа № 1.

            

    На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.

    Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.

    Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».

    Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчиво» относиться к природе.

    Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А. Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

    Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

    Речь детей дошкольного возраста односложная, состоящая лишь из простых предложений, с  недостаточным словарным запасом.  Бедная диалогическая речь - это  неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая дикция.

    Поэтому  в  своей работе по развитию речи детей мы выделяем несколько моментов:

    • обогащение и активизация словаря;
    • развитие диалогической речи;
    • развитие монологической речи;
    • индивидуальная работа с детьми.

     Обогащение и активизация словаря.

    Развитие связной речи детей на основе ознакомления с природой, мы  начали с работы по обогащению и активизации их словаря.

    В этой работе мы обращаем  внимание на следующие моменты:

    • отбор необходимого словарного материала;
    • правильность собственной речи;
    • создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

    Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаем для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяем приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваем и затем повторяем с  детьми, причем акцентируем внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяем новое слово и ставим вопросы так, чтобы ответы на них требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляем в процессе бесед, рассматривании картин, на занятиях. Учим детей правильно использовать слова в соответствующих ситуациях.

    Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим  в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

     Диалогическую речь детей развиваем при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

    Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать, дополнять или исправлять ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателей  требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных.

    В беседах о природе мы используем вопросы: выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому материалу предлагаем детям  повторять  речевой образец воспитателя. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Нужно предложить детям свою фразу, где есть связь явлений «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

    Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы,  начать беседу нужно рассказом из собственных наблюдений, а в процессе беседы использовать загадки и речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также в процессе беседы нужно использовать пословицы и поговорки о данном времени года, предмете или явлении природы.

    Помогает развивать речь детей рассматривание картин. В первую очередь рассматриваем не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Используем несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей.

    Учим инсценировать и драматизировать сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

    В процессе театрализованной игры активизируется   словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

      Развитие монологической речи

    Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи.

    Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

    -развернутость и полнота фраз, обеспечивающая понимание слушателями предмета речи;

    -активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное о чем нужно сказать и найти для этого соответствующую форму.

    Работу  по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой мы строим как обучение их следующим видам рассказов:

    -сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

    -сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

    -описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;

    -описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

    -описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Одуванчик», «Ветка сирени», «Осенний букет»).

    Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

     В своей  работе мы используем различные методы:

    • наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
    • словесный  (беседы, чтение художественной литературы);
    • практический  (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе);
    • интегрированный - этот метод  вариативный:

    а) полная интеграция (экологическое воспитание с использованием:  художественной литературы, ИЗО, муз. воспитания, физ. развития);

    б) частичная интеграция (использование: худ. литературы и изо);                  

    в) интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит  проблема.

     Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у детей используем дидактические эколого-речевые игры:

      «Нужно – не нужно»

      «Съедобное – несъедобное»

      «Кто, где живёт?»

      «Отгадай, что за растение»

     ∙ «Узнай на вкус»

      «Подбери листок»

      «Что за птица?»

     ∙ «Узнай по голосу животного»

     «Угадай, про кого расскажу»

     «Что сначала, что потом»

     «Что опасно для природы»

     «Угадай, что в мешочке»

     «Когда это бывает?»

     «Чей хвост?»

     «С какой ветки детки?»

         

     С помощью дидактических игр экологического содержания мы закрепляем представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

     Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваем с детьми скороговорки, потешки,  чистоговорки, так же широко используем пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений используем пальчиковый и кукольный театр.

    Мы часто используем в своей работе интегрированный метод обучения. Данный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.  Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:

    - Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

    - Частичная интеграция (худ. литература и изо деятельность)

    - Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

       Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность.   Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.

    В своей работе мы используем приёмы: словесные, наглядные, игровые.

         Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии  (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные

    приёмы наглядного моделирования:

    -   Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

    -  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

    -  Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком- либо различие между предметами, их признаками.

    Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

    Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что 80% родителей не знают, как обучить детей рассказыванию  по опорным схемам. В связи с этим мы подготовили материал для родителей, подборку рассказов по  схемам, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми, подготовили консультации: «Развиваем речь с помощью опорных схем», «Экологические игры на развитие речи», организовали выставку дидактических игр и литературы по развитию речи.

    В заключении хочется  сказать, что развитие связной речи – это одна из самых сложных задач в развитии дошкольников. И проводить ее нужно постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и его способности.  Это требует от воспитателей большого объема знаний, умений и навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...

    ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

    Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

    Развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются такие элементы учебной деятельности:- умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;- самоконтроль,...

    Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....