Главные вкладки

    «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы, ведущими целями которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл planirovanie_po_fgos_dlya_ns_portala.docx60.3 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    Автор разработки:

    Климова Светлана Александровна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы, ведущими целями которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

    Мною были разработаны некоторые лексические темы по комплексному тематическому планированию для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, рассчитанные на неделю.

    При  комплексно-тематическом планировании использовались следующие образовательные области:

    • Социально-коммуникативное развитие.

    • Познавательное развитие.

    • Речевое развитие.

    • Художественно-эстетическое развитие.

    • Физическое развитие.

    Комплексно-тематическое планирование работы по теме «День Народного Единства»

    Старший дошкольный возраст.

    Цель: Формирование чувства патриотизма у детей.

    Направления развития

    Познавательно-речевое

    Социально-личностное

    Художественно-эстетическое

    Физическое развитие

    Образовательные области

    Коммуникация

    Познание

    Чтение худ. лит-ры

    Социализация

    Труд

    Безопасность

    Худож. творчество

    Музыка

    Физкультура

    Здоровье

    Виды совместной деятельности

    - Беседы с детьми: «Грибы и ягоды – дары леса», «Польза и особенности грибов»,

    - Свободное общение:  «Где растут грибы и ягоды?», «Какие грибы и ягоды я знаю», «Зачем грибы и ягоды в лесу?».

    -Совместное изготовление макета осеннего леса.

    - Рассказ воспитателя: «Разнообразие грибов и ягод», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», «Способы употребления грибов в пищу», «Правила поведения в лесу».

    - Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями грибов и ягод.

    - Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в лесу», «Растение – какое оно?»

    - Конструирование из природного материала.

    Интегрированная деятельность:

     чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Лесная поляна».

    Экскурсия в лесопарковую зону города Павловска.

    - Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес»; сюжетно-ролевые игры с использованием ситуационного способа воспитания: «Растение – какое оно?», «Вот они – грибы».

    Грибы и ягоды нашей полосы: рассматривание фото, иллюстраций, картин.

    Ручной труд: лепка фигурок грибов, ветки с ягодами и т. п., рваная аппликация (грибы, ягоды).

    Беседы и рассказы на темы: «Что такое безопасность?», «Коварные двойники», «Как не заблудиться в лесу?». Рассматривание иллюстраций.

    -Продуктивная деятельность: 

    коллективное изготовление работ «Ягодное лукошко» или «Корзина с грибами» (с использованием лепки, аппликации и дорисовывания деталей).

    Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы», Раухвергер М. «Грибок», Соколова Е. «Осень к нам пришла».

    Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

    Физкультурный досуг: игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)». Игра: «Охотники и грибы».

    Свободное общение, беседа: «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»

    Создание условий для самост. деятельности

    Книжный уголок:

    - Книги для чтения и рассматривания: Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»), Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка».

    - Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

    «Путешествие в лес»: макеты деревьев, зелёная ткань, иллюстрации с изображением грибов, ягод, мох, листья деревьев, корзинки, палочки, жёлуди, каштаны ленточки – «тропинки», и т. п.

    - Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин.

    -Центр продуктивных видов деятельности:  материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

    Взаимодействие с семьёй

    Создание папки-передвижки: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».

    Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес».

    Конкурс совместных рисунков: «Наш поход в лес», совместная работа с использованием природного материала: «Осенний лес».

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

    Варианты рассказов

    Памятник Минину и Пожарскому

    Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

    Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

    Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

    И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

    4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

    1. Начало смутного времени

    После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!

    Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

    И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

    2. Цари - самозванцы

    Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.

    Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.

    3. Народное единство

    Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.

    Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

    4. Так и случилось!

    Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

    Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

    Примерная беседа воспитателя с детьми

    Что мы Родиной зовем?

    Край, в котором мы растем,

    И березки, вдоль которых

    рядом с мамой мы идем...

    - 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник?  Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

    - Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина  (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

    - Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.

    - На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

    - Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками.  Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

    - Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

    - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

    Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

    - Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

    - Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

    - Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

    - Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать на портреты Минина и Пожарского). Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

    - Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

    - Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды, - подытоживает урок патриотизма воспитатель.

    Главное - вместе!

    Главное - дружно!

    Главное - с сердцем горящим в груди!

    Нам равнодушных в жизни не нужно!

    Злобу, обиду из детсада гони!

    Мудрость веков о войне и мире

    (пословицы)

    Худой мир лучше доброй брани.

    Война кровь любит.

    Войной да огнем не шутят.

    Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

    Вражда не делает добра.

    Держи порох сухим - будешь непобедим.

    Дружно за мир стоять - войне не бывать.

    Если хочешь мира, будь готов к войне.

    Кому мир недорог, тот нам и ворог.

    Мир - дело великое.

    Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.

    Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.

    Без смелости не возьмешь крепости.

    Бей врага, не жалей батога.

    Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

    Верно служу - ни по чем не тужу.

    Веселое горе - солдатская жизнь.

    Воевал молодой, а под старость отпустили домой.

    Воин: сидит под кустом да воет.

    Где тесно, там-то солдату и место.

    Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

    Иному служба - мать, иному - мачеха.

    Казак без коня, что солдат без ружья.

    Коли мало штыка, так дадим приклада.

    Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.

    На войне рать крепка воеводою.

    Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

    Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

    Он и не понюхал пороху.

    Пуля дура, штык молодец.

    Солдат близко - кланяйся ему низко.

    Солдат - казенный человек.

    Солдат - отрезанный ломоть.

    Солдат спит, а служба идет.

    Солдаткиным ребятам вся деревня отец.

    Честь солдата береги свято.

    Авось да небось на фронте брось.

    Автомат да лопата - друзья солдата.

    Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

    Бой отвагу любит.

    Бой - святое дело, иди на врага смело.

    Былой славой боя не выиграешь.

    В бою побывать - цену жизни узнать.

    Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

    Врага в слезах не утопишь.

    Для русского солдата граница свята.

    До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

    Если по-русски скроен, и один в поле воин.

    Живя в мире, не забывай о войне.

    За край свой насмерть стой.

    К нам с пушками, а от нас с клюшками.

    Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

    Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

    Кто честно служит, с тем слава дружит.

    Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

    На героя и слава бежит.

    Не силою дерутся, а умением.

    Плох тот солдат, который не думает быть генералом.

    Порядок в роте - и старшина в почете.

    Пуля чинов не разбирает.

    Русский солдат не знает преград.

    Сапер ошибается только один раз.

    Славу свою добываю в бою.

    Умелый боец везде молодец.

    Храбрость - пестра победы.

    К ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

    Наталья Майданик

    ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

    Ушли в историю года,

    Цари менялись и народы,

    Но время смутное, невзгоды

    Русь не забудет никогда!

    Победой вписана строка,

    И славит стих былых героев,

    Поверг народ врагов-изгоев,

    Обрел свободу на века!

    И поднималась Русь с колен

    В руках с иконой перед битвой,

    Благословленная молитвой

    Под звон грядущих перемен.

    Деревни, села, города

    С поклоном русскому народу

    Сегодня празднуют свободу

    И День единства навсегда!

    **********************************

    Наталья Майданик

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

    С историей не спорят,

    С историей живут,

    Она объединяет

    На подвиг и на труд

    Едино государство,

    Когда един народ,

    Когда великой силой

    Он движется вперед.

    Врага он побеждает,

    Объединившись в бой,

    И Русь освобождает,

    И жертвует собой.

    Во славу тех героев

    Живем одной судьбой,

    Сегодня День единства

    Мы празднуем с тобой!

    ****************************

    Наталья Майданик

    ПРИЗЫВНАЯ

    В День единства будем рядом,

    Будем вместе навсегда,

    Все народности России

    В дальних селах, городах!

    Вместе жить, работать, строить,

    Сеять хлеб, растить детей,

    Созидать, любить и спорить,

    Охранять покой людей,

    Предков чтить, дела их помнить,

    Войн, конфликтов избегать,

    Чтобы счастьем жизнь наполнить,

    Чтоб под мирным небом спать!

    Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды»

    Старший дошкольный возраст.

    Цель: Обобщение знаний детей о  грибах и ягодах наших лесов.

    Направления развития

    Познавательно-речевое

    Социально-личностное

    Художественно-эстетическое

    Физическое развитие

    Образовательные области

    Коммуникация

    Познание

    Чтение худ. лит-ры

    Социализация

    Труд

    Безопасность

    Худож. творчество

    Музыка

    Физкультура

    Здоровье

    Виды совместной деятельности

    - Беседы с детьми: «Грибы и ягоды – дары леса», «Польза и особенности грибов»,

    - Свободное общение:  «Где растут грибы и ягоды?», «Какие грибы и ягоды я знаю», «Зачем грибы и ягоды в лесу?».

    -Совместное изготовление макета осеннего леса.

    - Рассказ воспитателя: «Разнообразие грибов и ягод», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», «Способы употребления грибов в пищу», «Правила поведения в лесу».

    - Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями грибов и ягод.

    - Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в лесу»,

     « Как отличить двойника» - грибы

    «Растение – какое оно?»

    - Конструирование из природного материала.

    РЭМП – по методике с которой вы работаете

    Интегрированная деятельность:

     чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки,

    Экскурсия в лесопарковую зону города Павловска.

    - Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес»;

    Игровые ситуации:

    « Если ты оказался один в лесу»

    «Растение – какое оно?», «Вот они – грибы».

    Грибы и ягоды нашей полосы: рассматривание фото, иллюстраций, картин.

    Ручной труд: лепка фигурок грибов, ветки с ягодами, кусты  - из бросового материла для создания макета

     « Осенний лес»  

    Беседы и рассказы на темы: «Что такое безопасность?», «Коварные двойники»,

     «Как не заблудиться в лесу?».

    -Продуктивная деятельность: 

    коллективное изготовление работ «Ягодное лукошко» или «Корзина с грибами» (с использованием лепки, аппликации и дорисовывания деталей).

    рисование: «Лесная поляна».

     Изготовление макета

     « Осенний лес»

    Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы», Раухвергер М. «Грибок», Соколова Е. «Осень к нам пришла».

    Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

    Физкультурный досуг: игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)». Игра: «Охотники и грибы».

    Свободное общение, беседа: «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»

    Создание условий для самост. деятельности

    Книжный уголок:

    - Книги для чтения и рассматривания: Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»), Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка».

    - Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

    «Путешествие в лес»: макеты деревьев, зелёная ткань, иллюстрации с изображением грибов, ягод, мох, листья деревьев, корзинки, палочки, жёлуди, каштаны ленточки – «тропинки», и т. п.

    - Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин.

    -Центр продуктивных видов деятельности:  материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

    Взаимодействие с семьёй

    Создание папки-передвижки: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».

    Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес».

    Конкурс совместных рисунков: «Наш поход в лес», совместная работа с использованием природного материала: «Осенний лес».

    Приложение:

    Стоит Антошка

     На одной ножке.

     Все его ищут,

     А он не откликается. (Гриб)

    ************************

    Растут на опушке

     Рыжие подружки. (Волнушки)

    ***************************

     На пеньках растут в лесу,

     Как веснушки на носу. (Опята)

    ***************************

    А вот кто-то важный

     На беленькой ножке.

     Он с красною шляпкой,

     На шляпке горошки. (Мухомор)

    ****************************

    Не спорю — не белый,

     Я, братцы, попроще.

     Расту я обычно

     В берёзовой роще. (Подберезовик)

    ****************************

    Я в красной шапочке расту

     Среди корней осиновых,

     Меня узнаешь за версту,

     Зовусь я... (Подосиновик)

    *****************************

    Ходят в рыженьких беретах —

     Осень в лес приносят летом.

     Очень дружные сестрички,

     Называются... (Лисички)*

    ***************************

    Под листом на каждой ветке

     Сидят маленькие детки.

     Тот, кто деток соберёт,

     Руки вымажет и рот. (Черника)

    ****************************

    Мы нагнёмся до земли,

     Чтоб наполнить кузовки.

     Стебельки раздвигаем —

     Огоньки собираем. (Земляника)

    ********************************

     Я красна и кисла,

     На болоте росла. (Клюква)

    ********************************

      Дозревала под снежком,

     Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

    ********************************

     Бусы красные висят,

     Из кустов на нас глядят.

     Очень любят бусы эти

     Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

    Комплексно-тематическое планирование по теме «Начало весны. День 8 марта»

    Старший дошкольный возраст.

    Цель: Формировать представления детей о признаках весны.  

    Направления развития

    Познавательно-речевое

    Социально-личностное

    Художественно-эстетическое

    Физическое развитие

    Образовательные области

    Коммуникация

    Познание

    Чтение худ. лит-ры

    Социализация

    Труд

    Безопасность

    Худож. творчество

    Музыка

    Физкультура

    Здоровье

    Виды совместной деятельности

    - Беседы с детьми: «Беседа по картине Соврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна»

    - Свободное общение:  «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Какие мы наблюдаем предвестники весны?».

    -Совместное изготовление коллажа «Весна», стенгазеты, посвящённой празднику Международному женскому дню.

    - Рассказ воспитателя: «Какие изменения происходят в живой и неживой природе ранней весной».

    - Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

    - Поисково-исследовательская деятельность: занятие-эксперимент: «Смена времён года» (см. О. А Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошк. возр. по теме «Ранняя весна»,М. 2009). Наблюдение за ростом растений, развитием почек. Организация эксперимента и наблюдения за ростом лука.

    -Конструирование предметное из палочек, спичек: солнышко, птицы, кораблик, скворечник.

    Интегрированная деятельность:

     чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Весеннее настроение».

    Экскурсия в лесопарковую зону города Пушкина.

    - Сюжетно-ролевые игры: «Телерепортёр: весенний репортаж с улиц города», «Огородники», «Весеннее путешествие в лес», «Мы – кораблестроители», «Юные капитаны», «Парикмахер», «Доктор», «Повар».

    Ранняя весна в средней полосе России: рассматривание фото, иллюстраций, репродукций картин великих художников.

    Ручной труд: аппликация «Ручеёк», конструирование из бумаги в технике оригами «Кораблик», изготовление праздничных открыток и поделок для мам и бабушек.

    Беседы и рассказы на темы: «Опасность – сосульки!», «Чем опасен ледоход на водоёмах?», «Чем коварна погода весной?». Рассматривание иллюстраций.

    Продуктивная деятельность: 

    Рисование на темы: «Краски весны», «Весенний лес», «Ранняя весна. Прилёт грачей», «Ранняя весна. Закат», «Первоцветы», «Милой мамочки портрет», «Праздничная открытка».

    Слушание музыки: «Песня жаворонка» П. И. Чайковский, «Весна и осень» Г. Свиридов, «Весна» (из альбома А. Вивальди «Времена года»)

    слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».

    Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

    Физкультурный досуг: игра-соревнование: «Весенние старты».

    Свободное общение, беседа: «Как уберечься от травм?»

    Создание условий для самост. деятельности

    Книжный уголок:

    - Книги для чтения и рассматривания: Н Сладков «Весенние радости», «Ручей», Э. Шим «Солнечная капля», Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», В. Бианки «Голубые лягушки», Н. Павлова «Под кустом». Подборка иллюстраций и репродукций.

    - Центр сюжетно-ролевых игр:  сюжетно-ролевые игры на прогулке: «Телерепортёр: весенний репортаж с улиц города», «Огородники», «Весеннее путешествие в лес» (дети отправляются на воображаемую прогулку в лес, ориентируясь по предложенному плану или устному описанию), «Мы – кораблестроители» (делать кораблики из щепок и бумаги), «Юные капитаны» (игра с самодельными и игрушечными лодочками, корабликами), «Парикмахер»: атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки, бигуди, ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер". Для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т.п.), «Доктор»: атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов; «Повар»: набор детской кухонной посудки, халат, колпак, передник, разделочная доска, детская плита; создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление некоторых атрибутов.

    (Игры-спутники: «Семья», «Больница»).

    - Центр строительно-конструктивных игр: строительный материал, модули для конструирования кораблей в группе, пластилин.

    -Центр продуктивных видов деятельности:  материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

    Взаимодействие с семьёй

    Создание папок-передвижек: «Весна, весна на улице!», «С праздником 8 марта!», «Стихи о маме».

    Маршрут выходного дня: «Семейный поход в парк», зоологический музей: экскурсия для дошкольников «Ранняя весна».

    Конкурс совместных рисунков, поделок: «Наш поход в парк».

    Приложение к теме:

    Беседа о весне.

    С чего начинается весна?

    Назовите самые первые приметы весны в природе. (Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее,

    закапали сосульки на крышах домов,

    снег потемнел, набух и стал таять,

    появились черные проталины,

    побежали, зазвенели ручьи.) Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

    Какие изменения в жизни животных происходят весной?

    Как вы понимаете выражение писателя Н. Сладкова «.Птицы весну принесли»!

    Кто весну принес на самом деле?

    Почему говорят: грачи открыли весну!

    А какие птицы прилетают последними?

    Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»!

    Сравните, какая весна в марте, какая в мае? {Ранняя — поздняя.)

    Чем отличается поздняя весна от ранней? Найдите эти отличия на картинах.

    Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?

    Ранняя весна:

    Поздняя весна:

    Земля:

    Темный снег, черные

    Снега нет, зеленеет

    проталины, лужи, ручьи,

    травка, пестреет среди

    кое-где белые

    травы много разных

    подснежники

    полевых цветов.

    и синие пролески.

    Деревья:

    Стоят голые,

    Почки лопнули,

    начинают набухать почки.

    распустились листочки, зацвела сирень и черемуха.

    Птицы:

    Громко кричат первыми

    Звонко щебечут

    вернувшиеся грачи,

    ласточки, кукует

    появились трясогузки.

    кукушка, весело поют скворцы, по утрам и вечерам заливаются соловьи.

    Ручьи:

    Маленькие ручейки

    В траве бегут, журчат,

    пробиваются из-под снега.

    весело поют ручьи.

    г

    Вспомните стихи, описывающие раннюю и позднюю весну.

    Ранняя: Поздняя:

    Ф. И. Тютчев. Весна. С. А. Есенин. Черемуха.

    А. Н. Плещеев. Весна. А. Н. Плещеев. Сельская песня.

    И. Токмакова. Весна. А. К. Толстой. Колокольчики.

    С. Я. Маршак. Апрель. С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

    (Дети читают наизусть стихи по выбору.)

    Беседа по картине Соврасова «Грачи прилетели».

     Рассматривание картины.

    1. Молчаливое целостное восприятие.

    2. Сообщение логопедом названия картины, фамилии, имени и отчества художника.

    Картину «Грачи прилетели» написал великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

    3. Беседа, осложненная грамматическим заданием (сложная инструкция: а) пользоваться только полными ответами;

    б) желательно использовать в ответах не менее двух признаков, действий или предметов).

    Вопросы воспитателя:

    Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов? Докажите, что это весна. Какая это весна, ранняя или поздняя? Почему вы решили, что это ранняя весна? '

    Найдите в картине приметы ранней весны. Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А. К. Саврасова!

    Подберите подходящие отрывки из этих стихов.

    Еще в полях белеет снег, А воды уже весной шумят.

    Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

    Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

    Ф. И. Тютчев. Весна.

    Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною...

    А. Н. Плещеев. Весна.

    Снег теперь уже не тот:

    Потемнел он в поле.

    На озерах треснул лед,...

    С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

    Черные проталины На полях видны...

    И. Токмакова. Весна.

    Всмотритесь в небо на картине. Какое оно? Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? Что мы видим на картине справа?

    Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они?

    Что происходит на березах?

    Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

    Что виднеется вдали, за березами?

    Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»!

    Примерный рассказ воспитателя о ранней весне.

    1. В чистом голубом небе ярко светит и греет теплое веселое солнышко. Оно ласково улыбается весне, кудрявым белоснежным облакам.

    2. Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины.

     3.Появились первые ранние цветы. То здесь, то там пробиваются из-под снега белые подснежники, голубые пролески.

    4. Весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. Они радуются весне. Ручейки приветствуют весну.

    5. Голые грустные деревья стоят и чего-то ждут. Они ждут, когда на деревьях лопнут набухшие почки, когда возвратятся из жарких стран перелетные птицы.

    6. На деревьях шум, гам и веселье. На ветках сидят и оглушительно звонко чирикают веселые воробьишки. Они радуются, что не замерзли зимой, что дожили до весны.

    7. Худая голодная медведица вышла из берлоги. Она вывела на первую прогулку в лес маленьких забавных медвежат. Они нюхают свежий весенний воздух, радуются, лазают по стволам поваленных деревьев.

    8. Из теплых стран вернулись скворцы. Они радуются весне, радуются теплу, возвращению домой. Скворцы сидят на ветке березы около скворечника. Они поют веселую песню.

    9. Зазеленела молодая трава на полях и лугах. В зеленой траве пестреют яркие полевые цветы. С цветка на цветок перелетают, весело порхают пестрые бабочки, нарядные стрекозы, собирают мед трудолюбивые пчелы.

    10. В парках и садах распустилась фиолетовая сирень, расцвела белоснежная черемуха. Пахнет сиренью, черемухой и весной. Ранним утром и поздним вечером в кустах щелкает, свистит, заливается голосистый соловей.

    Комплексно-тематическое планирование по теме «Профессии»

    Старший дошкольный возраст.

    Цель: Формировать представления детей о разнообразии профессий.  

    Направления развития

    Познавательно-речевое

    Социально-личностное

    Художественно-эстетическое

    Физическое развитие

    Образовательные области

    Коммуникация

    Познание

    Чтение худ. лит-ры

    Социализация

    Труд

    Безопасность

    Худож. творчество

    Музыка

    Физкультура

    Здоровье

    Виды совместной деятельности

    - Беседы с детьми по теме «Профессии»: «Кто есть кто?», «Машины-помощники», «Что кому нужно?», .

    - Свободное общение: «Делу - время, потехе -час», «Что нам стоит дом построить!», «Вывески и символы», «Сказочные работники»

    - Совместное изготовление фотовыставки «Все работы хороши» (тематические фотографии, краткая информация о представленных профессиях).

    - Рассказ воспитателя: «Врач», «Водитель», «Воспитатель», «Строитель», «Повар» и т. п.

    - Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.

    - Поисково-исследовательская деятельность: «Как работает продавец и кассир?» (беседа по экскурсии в магазин и наблюдению за работой продавца и кассира).

    - Коллективное изготовление вместе с родителями стенгазеты «Мой папа» с фотографиями пап и их рассказами о своей работе.

    Конструирование: «Строим дом».

    Писатели и поэты о празднике.

    Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Мультипликаторы» (рисование мультфильма: на блокноте – фигуры или предметы в движении), «Режиссеры» (съёмка видеофильма «Наши будни и праздники»).

    Проведение экскурсий в магазин, парикмахерскую, на почту, в библиотеку,  медицинский кабинет.

    - Сюжетно-ролевые игры: «Доктор», «Универсам», «Парикмахерская».

    Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, аппликаций, поделок оригами, поделок из бросового материала, изготовление костюмов для бумажных кукол по профессиям.

    Техника безопасности в различных профессиях: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

    -Продуктивная деятельность:  рисование на тему: «Кем я хочу быть?».

    Слушание музыки: «Болезнь куклы» П. Чайковский, «Я хочу учиться» муз. А. Долуханяна, «Урок» Т. Попатенко. Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.  

    Физкультурное занятие: «Мир профессий».

    Свободное общение: «Нужно ли здоровье, чтобы освоить профессию?», беседа.

    Создание условий для самост. деятельности

    Книжный уголок:

    - Книги для чтения и рассматривания: С.  Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»;  «Пожар», Д. Хармс: «Весёлые чижи»; С.Михалков. Цикл о дяде Стёпе; B.  Маяковский: «Кем быть?»; «Эта книжечка моя про моря и про  маяк»;    Б. Заходер. «Слесарь»; «Сапожник»; «Шофёр»; «Повар»; «Переплётчица»; «Портниха»;  «Монтёр»;  «Строители»; А. Лаптев. «Про    зайчат»; И. Токмакова. «Букваринск»; Л. Завальнюк «О профессиях».

    - Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

    «Универсам» (для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей; стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца; дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина).

    «Парикмахерская» (атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки, бигуди, ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер"; для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т.п.).

    «Доктор» (атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов).

    (Игры-спутники: «Моряки», «Автобус», «Семья» и т. п.).

    - Центр строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек зданий; строительный материал, модули, конструкторы.

    -Центр продуктивных видов деятельности: экспозиция «Героические профессии» (фотографии, иллюстрации, комментарии); материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

    Взаимодействие с семьёй

    Создание папки-передвижки: «Все профессии нужны, все профессии важны».

    Обновление информационного стенда на тему: «Знакомим детей с профессиями».

    Маршрут выходного дня: Российский Этнографический музей: школа ремёсел, Русский музей: отдел художественных ремёсел, Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования, Петергоф Государственный музей-заповедник: музейные уроки «Руками мастера» (дети знакомятся с профессиями архитектора, скульптора, резчика, художника; в ходе занятия они видят плоды творчества мастеров и могут изучить образцы лепнины, резьбы, фарфора, изделий из стекла и бронзы).

    Приложение к теме:

    Детям о профессиях

    Врач - его ещё называют доктором - это для ребёнка немного страшно, иногда больно, но часто после лечения у врача болезнь проходит. Врачами бывают мужчины и женщины. Они одеты в белые халаты и шапочки. В дошкольном учреждении всегда бывает врач или медсестра. Когда болеешь, доктор приходит к тебе домой, и у него в сумке есть специальные инструменты и бланки для рецептов и бюллетеней. Доктор спрашивает: «Что случилось? Как ты себя чувствуешь? Какая у тебя температура?», слушает лёгкие и сердце, просит принести ложечку и смотрит горло. Взрослым доктор измеряет давление. Он выписывает лекарства (микстуры, таблетки, пилюли), назначает процедуры (компрессы, прогревания, полоскания). Больные места перевязывают бинтами, заклеивают пластырем, намазывают мазью. С профессией врача связаны профессии медсестры, санитара, фармацевта, аптекаря, массажиста, косметолога.

    Игра в доктора - постоянное занятие детей, их игрушки болеют, как правило, теми же болезнями, что и они сами и их родственники. Имеющиеся в продаже детские наборы для игры во врача (докторские чемоданчики, костюмы Айболита) могут быть наполнены баночками, бланками для рецептов, бинтами. Можно перешить старую белую рубашку в докторский халат для детской игры. Обязательно объясните ребёнку, что он ни в коем случае не должен без разрешения брать, а тем более есть настоящие лекарства (аптечка должна находиться в недоступном для детей месте). Расскажите детям о телефонах скорой помощи (03), городской службы спасения (в Москве - 911), милиции (02 или 112), о том, в каких ситуациях можно и нужно звонить по этим телефонам, а также о том, что с ними нельзя баловаться.

    Водитель управляет машиной, везёт пассажиров туда, куда им нужно; ему помогают кондуктор, контролёр, диспетчер. Ребёнку интересно играть в водителя (его ещё называют шофёр) разных видов транспорта, эти игры варьируются в зависимости от того, сколько у него партнёров по игре. Обычно дети играют в автобус или поезд, поставив друг за другом стулья или картонные коробки. Пассажирами при этом могут быть игрушки, дети или взрослые. Ребёнку интересно попробовать всё: рисовать билеты, продавать   их   и   проверять   их   наличие   у пассажиров,   объявлять  остановки.   Особое внимание   ребёнок   уделяет   оборудованию кабины: делает руль из крышки или колеса, переключатель   скоростей   -   из   палочки, приборы и микрофон - из футляров и коробочек.

    Игра в воспитателя (позже - учителя) - это обобщение знаний ребёнка о том, что происходит в детском саду и школе, причём в основе игры обычно лежит именно стиль общения и работы конкретного взрослого, наиболее хорошо знакомого ребёнку. Игрушки становятся воспитанниками детского сада или учениками школы. Ребёнок рассаживает их по местам, кормит, делает с ними зарядку, проводит занятия, Объясняет, как нужно себя вести, ведёт гулять, укладывает спать и т.п., повторяя то, что, в его представлении, происходит с детьми в детском саду.

    Служащие работают в банках, магазинах, библиотеках, на почте, в администрации. Они занимаются обеспечением функционирования разных сторон общественной и государственной жизни.

    Разные профессии связаны с работой в городе, деревне, на поле, в лесу (лесник, охотник, сборщик трав), дома (например, дома писатель пишет книги, поэт сочиняет стихи, а композитор музыку), на фирме, на фабрике, в офисе. Иногда работа видна всем, а иногда туда, где взрослый работает, никого не пускают. Рыбаки ловят рыбу, пасечники разводят пчёл и получают мёд, пастухи пасут стада и стригут овец и т.д. Крестьяне и фермеры занимаются сельским хозяйством, которое постепенно тоже становится автоматизированным. Они обрабатывают поля и огороды при помощи комбайнов, тракторов, сеялок, растят хлеб, разводят птицу и. ухаживают за скотом, выращивают зерновые, овощи и фрукты. Доярка доит коров и отправляет молоко на молокозавод, где из молока делают разнообразные продукты. На хлебозаводах пекут хлеб, на кондитерских фабриках готовят сладости.

    У каждого ремесла, у каждой работы есть свои     секреты     и     свои    трудности. Например,    журналисту   нужны   для работы    особые    вещи:    диктофон, компьютер,   видеокамера,   блокнот, ручка или карандаш, а ещё машина, чтобы   быстро   приехать   туда,    где происходит какое-нибудь событие.

    Для многих производств и учреждений нужны специальные помещения (детский сад, парикмахерская, прачечная, химчистка, мастерская, ателье, магазин, школа, университет, научно-исследовательский институт) и оборудование (инструменты, станки, машины, приборы, канцелярские принадлежности, компьютеры).

    Многие     профессии     связаны     с    управлением транспортом.  Контролёры метро и кассиры работают в специальных кабинах.

    Побеседуйте с  ребёнком: Как называется страна, где ты живёшь? Как называют людей, руководящих страной? Кто занимается политикой? Кто главный руководитель страны? Что делает президент? Кто может стать президентом? Как проходят выборы? Что делают министры? Что делают депутаты? Как называется город (район, село), где ты живёшь? Кто его руководитель? Где он работает? Что он делает на работе?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

     Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

    Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

    Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...

    Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

    Конспект образовательной деятельности по теме: «Математический магазин» (старший дошкольный возраст) в соответствии с ФГОС

    Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Математический магазин" для детей старшего дошкольного возраста....

    «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...

    Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...