Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: « Времена года »
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Суркова Анастасия Михайловна

    Материал предназначен для учителей -дефектологов, в помощь воспитателям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_3_vremena_goda.docx21.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 13 комбинированного вида

    Кронштадтского района  г. Санкт - Петербурга

    Конспект  занятия

    по развитию речи и ознакомлению с окружающим

    для детей старшего дошкольного возраста

    с задержкой психического развития

    на тему:

    « Времена года »

    (С использованием  электронных образовательных ресурсов - презентации)

    Составитель: Суркова А.М.,

    учитель-дефектолог

    2014 год

    ЦЕЛИ:

    1. Коррекционные:

    - Уточнение и закрепление представлений о смене времен года.

    - Уточнение и расширение словаря по данной теме.

    - Закрепление умения устанавливать простейшие взаимосвязи между изменениями в природе (роль солнца в изменениях в природе).

    - Развитие слухового и зрительного внимания.

    - Закрепление умения применять эталоны формы при выделении форм реальных предметов.

    2. Речевые:

    - Развитие связной речи.

    - Совершенствование грамматического строя речи.

    - Воспитание познавательного интереса и стимулирование речевой активности.

    3. Педагогические:

    - Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

    - Воспитание любви к природе.

    -  Формирование  интегративных качеств: активности, самостоятельности, любознательности.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    - Словарная работа (отгадывание загадок).

    - Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.

    - Чтение художественной литературы.

    - Рассматривание картин, составление рассказов.

    МАТЕРИАЛ:

    1. Ноутбук со слайд-шоу с изображениями времен года, фрагмент из  мультфильма «Дед Мороз и лето».
    2. Панно «Круглый год со стрелкой.
    3. Предметные картинки по временам года.
    4. Шифровка «овощи – геометрические фигуры».
    5. Карточки к игре «Найди недостающий листок».
    6. Пластмассовая снежинка.
    7. Пособие «Грядка», семена фасоли разной величины и семена гороха.
    8. Игрушка «Солнышко».

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Учитель-дефектолог

    Примерные ответы детей

    1. Ритуал начала занятия:

    - Придумано кем-то просто и мудро –

    При встрече здороваться – «Доброе утро!»

    Доброе утро солнцу и птицам

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    1. Знакомство с круглым годом. Осень.

    - Сегодня будем мы играть, времена года вспоминать!

    - Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

    «Листья кружатся, летят.

    Дует ветер хлесткий.

    И от холода дрожат

    Белые березки».

    - О каком времени года говорится в стихотворении?

    - Посмотрите, осень в гости к вам пришла, игры детям принесла. (На ноутбуке появляется осень)

    - Подойдите к картине. Это изображение года. Его еще называют «Круглый», потому что времена года сменяют друг друга по кругу.

    - Давайте, найдем изображение осени. Катя, поверни стрелку.

    - А теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к осени. Прикрепляйте и называйте.

    - Осень называют самым богатым временем года. Чем богата осень?

    - Да, осенью созревает много овощей. Они разные по цвету и отличаются по форме.

    3. Игра «Узнай овощ».

    - Возьмите карточки прямоугольной формы. Отгадайте, что зашифровано на карточках. Что у тебя?

    - У каждого времени года свои звуки и мы можем их слышать.

    (Звучит запись «Звуки природы»). Что за звуки вы услышали?

    - Да, осенью много красивых листьев. У каждого из вас на столе есть лист. Назовите, каждый, свой листок.

    4.Игра «Найди недостающий листок».

    - Перед вами карточка, на которой нарисовано три ряда с листочками. В третьем ряду не хватает одного листочка. Догадайтесь, какого листочка не хватает. Выберите в своих тарелочках нужный листок и положите его в пустой квадрат.

    5.Подвижная игра «Повторяй за мной».

    -Давайте отдохнем и подвигаемся.

    6. Круглый год. Зима.

    -Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

    «Кружит вьюга за окном,

    Снегом запорошен дом.

    С морозом в гости к вам пришла,

    А зовут меня….» (Зима)

    На экране появляется зима.

    - Найди изображение зимы и поверни стрелку. Ребята, найдите картинки, которые относятся к зиме, прикрепляйте и называйте.

    7. Игра «Снежинка».

    - Вы закроете глаза, а я спрячу снежинку в группе. Вы будете искать, но когда найдете, не берите в руки. Сядьте на место и скажите, где лежит снежинка.  (3 раза)

    1. Игра «Кто больше придумает слов о зиме».

    - Ребята, вспоминайте слова о зиме.

    1. Круглый год. Весна.

    -Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

    «Я превращаю почки

    В зеленые листочки,

    Деревья одеваю,

    Посевы поливаю.

    Движением полна.

    Зовут меня…» (Весна)

    - Посмотрите, весна в гости к нам пришла, игры детям принесла. (на ноутбуке появляется весна).

    - Давайте на нашем круге найдем изображение весны. Сережа, поверни стрелку.

    - А, теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к весне. Прикрепляйте и называйте.

    - Послушайте загадку:

    «Колобок, колобок,

    Золотистый бок,

    За елки нырнул,

    Там крепко заснул.

    А к утру проснулся –

    На весь мир улыбнулся!»

    - В гости к нам с весной солнце заглянуло. (Появляется игрушка «Солнышко»)

    1. Игра «Подбери слово».

    Посмотрите и скажите, какое оно, наше солнышко?

    1. Игра «Семейка слов».

    - Придумаем слова одной семейки от слова «солнце».

    (Игра с мячом).

    - Как назвать солнце ласково?

    - Как называют погоду, когда светит солнце? Какая она?

    - Как называется цветок, похожий на солнце?

    - Как называется явление, когда сильно печет солнце?

    - Молодцы, ребята. А что делают люди весной?

    1. Игра «Грядка». (Подвижная. Координация речи с движением).

    «Я давно весну ждала,

    У меня свои дела.

    Мне участок в огороде

    Нынче мама отвела.

    Я возьму свою лопатку,

    Я пойду, вскопаю грядку.

    Мягкой грядка быть должна,

    Это любят семена.

    Посажу на ней морковку,

    И редиску. А с боков

    Будут кустики бобов!»

    1. Игра «Я сажаю огород».

    - В хорошем огороде есть грядки моркови и капусты. Можете выбрать, что посадить – фасоль разного размера или горох.

    (Задание на развитие мелкой моторики).

    - Молодцы, хороший огород посадили!

    1. Круглый год. Лето.

    -Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

    «В чистом небе солнце светит ярко,

    Можно искупаться, очень жарко!

    Нравится мне время года это,

    Угадали? Ну конечно, …..»   (Лето)

    - Давайте на нашем круге найдем изображение лета. Саша, поверни стрелку.

    - А, теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к лету. Прикрепляйте и называйте.

    - Отгадайте загадку:

    «В небе барабан загрохотал,

    А потом, в сверкающих сапожках

    Кто-то быстро-быстро побежал

    По земле на длинных, тонких ножках».

    1. Игра с мячом «Что делает?»

    - Что делает летом солнышко?

    - Что делает летом дождь?

    - Что делает летом ветер?

    - Что делают летом люди?

    16. Игра «Назови первый звук в слове».

    - А, теперь, сядет тот, кто назовет первый звук в слове.

    Радуга

    Солнце

    Молния

    Дождь

    Облако

    1. Игра «Внимательные ушки».

    - Послушайте стихи и скажите, бывает так или нет?

    « Санки вытащила Света,

    Во дворе, наверно лето?»

    «Я нарву букет ромашек

    И венок сплету сама.

    Полюбуйся на ромашки

    Наша зимушка-зима».

    «Дети гуляли,

    Стихи сочиняли:

    Листопад, листопад –

    Хлопья снежные летят!»

    - Молодцы, ребята! Хорошо играли, знаете много о временах года. У меня есть для вас сюрприз: мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето».

    Дети здороваются с гостями.

    Улыбаются друг другу.

    Об осени.

    Называют и прикрепляют картинки.

    - Фруктами, овощами, грибами.

    - У меня морковь, помидор, огурец и т.д.

    - Шуршание листьев.

    - У меня кленовый, у меня дубовый лист.. и т.д.

    Дети выполняют задание.

    Дети повторяют движение за педагогом под музыку.

    Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор.

    - Снежинка лежит под стулом, на столе и т.д.

    - Снег, мороз, лед, стужа, метель и т.д.

    Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор.

    - Солнце.

    Веселое, доброе, ласковое, теплое, весеннее… и т.д.

    -Солнышко.

    - Солнечная.

    - Подсолнух.

    - Солнцепек.

    - Сажают огород.

    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

    Меняют направление движения.

    Останавливаются, показывают, как копать.

    Показывают, как рыхлят.

    Разбрасывают семена.

    Дети «сажают» семена.

    Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор.

    - Дождь.

    - Светит, греет, припекает.

    - Идет, льет, накрапывает.

    - Дует, веет, освежает.

    - Отдыхают, купаются, загорают.

    -р-

    -с-

    -м-

    -д-

    -о-

    - Санки нужны зимой.

    Ромашки собирают летом.

    Хлопья снежные летят зимой, а листопад бывает осенью.

    Смотрят мультфильм.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года) на тему: « В гости к Петрушке»

    Ребятки отправляются на паровозике в гости к Петрушке и его другу мишке. Дети произносят звукоподражание паровозика, дудочки, колокольчика. Поют песенки и расссказывают стихи....

    Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

    Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных к условиям данного сезона.Закрепить знания об осенней одежде человека.Закреплять правильное, отчетливое произн...

    Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

    Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

    Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы. Тема: «Дикие животные и их детеныши»

    Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.Тема: «Дикие животные и их детеныши»Задачи:Образовательные: закрепить знания детей по теме (назв...

    Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

    Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

    Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

    Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...