Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы. Тема: «Дикие животные и их детеныши»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Киселева Алевтина Гавриловна

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей по теме (названия диких животных и их детенышей,  отличительные признаки, условия их обитания). Обучать пониманию двуступенчатых инструкций, закрепить понятие числового ряда, пересчету в пределах 3-х.

Развитие речи: стимулировать речевую активность детей, формировать грамматический строй речи:

·        Понимание и использование предлогов

·        Согласование числительных 1,2,3 с сущ. м. и ж. рода

·        Образование и различение глаголов 3 л. Ед.и мн.числа

·        Усвоение категории Тв. п. (чем угощала)

·        Совершенствование звуковой стороны речи

·        Развитие фонематического слуха (различение сходных по звучанию слов)

·        Развитие активного словаря

Коррекционные: развитие зрительного восприятия, координации движений, творческого воображения, подражательности, конструктивного праксиса (разрезные картинки). Развитие памяти, внимания,  мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия (пальчиковые шаги).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей по теме (названия диких животных и их детенышей,  отличительные признаки, условия их обитания). Обучать пониманию двуступенчатых инструкций, закрепить понятие числового ряда, пересчету в пределах 3-х.

Развитие речи: стимулировать речевую активность детей, формировать грамматический строй речи:

  • Понимание и использование предлогов
  • Согласование числительных 1,2,3 с сущ. м. и ж. рода
  • Образование и различение глаголов 3 л. Ед.и мн.числа
  • Усвоение категории Тв. п. (чем угощала)
  • Совершенствование звуковой стороны речи
  • Развитие фонематического слуха (различение сходных по звучанию слов)
  • Развитие активного словаря

Коррекционные: развитие зрительного восприятия, координации движений, творческого воображения, подражательности, конструктивного праксиса (разрезные картинки). Развитие памяти, внимания,  мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия (пальчиковые шаги).

 Оборудование: игрушки зверей, оборудованный лес, предметные картинки зверей и  их детенышей, числовые карточки, разрезные картинки – звери, карточки «Пальчиковые шаги», по 2 флажка на ребенка (красный и синий). Мультимедийные презентации: «Кто где живет», «Дикие животные и детки», «Кто что ест».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Педагог предлагает детям отправиться  на прогулку в лес. Действие происходит на ковре, где расставлены деревья и игрушки-звери. Педагог стимулирует речевую активность детей.

«Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе.

Вот медведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге.

Вот балка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве, в дупле

Вот заяц, он длинноухий, быстроногий, прячется под кустом.

Вот волк, он серый, злой, зубастый, он  живет в логове.

Вот ёжик, он маленький, колючий, живет в норке.»

Ребята, пришли мы в лес, потревожили зверей, они разволновались и разбежались в разные стороны, решили от нас спрятаться.

Упражнение «Кто где?»

Дима, возьми белочку и посади на дерево. Никита, возьми зайца и спрячь в траву. Максим, возьми лису и посади под куст. Настя, возьми медведя и спрячь за дерево. Алина, возьми ежика и спрячь в листьях. Максим, возьми волка и спрячь между елками.  Где спрятались наши звери? ( на дереве, за деревом, в кустах, под  листьями, в траве, между елками).

2. А вы запомнили, где звери живут в лесу? Давайте проверим. (дети садятся за столы)

Презентация – игра «Кто где живет?»

3. Педагог предлагает вспомнить, как дети гуляли по лесу и кого они там увидели.

Игровое упражнение «Договори слово». 

Педагог читает стихотворение и выставляет картинки. Дети договаривают слова.

Шла по лесу девочка, вот с бельчонком… (белочка), вот лисица и … (лисята), вот волчица и … (волчата), вот зайчиха и … (Зайчата), вот ежиха и … (ежата) и без мамы … (медвежата). Хорошо ли медвежатам без мамы? Как зовут маму? (добавляется картинка медведицы). Как назвать одним словом зайчат, волчат, лисят и т.д.? (дети, детеныши).

Просмотр презентации «Дикие животные и их детеныши».  По ходу демонстрации дети называют зверей и детенышей в ед. и мн. числе.

 4.  Лото « Один, два, три»

Педагог предлагает посчитать зверей, раздает игровые карты с кружками, намеренно кладя их неправильно. Где должен находиться один кружок? (слева) Положите карточку правильно. Считаем слева направо: 1,2,3. У детей по 3 карточки со зверями. Педагог предлагает разложить их на карте соответственно числу кружков. Затем дети по-одному рассказывают, сколько каких зверей. Педагог следит за правильным согласованием  слов: один зайчик, две лисы, три волка и т.д.

Педагог обращает внимание детей на то, что звери на картинках выполняют разные движения. Что они делают? Дети по карточкам рассказывают: одна лиса бежит, два волка стоят, три медведя спят.

5.  Игровое упражнение «День рождения у лисы».

Педагог просит найти на карточках лисичек. Что они делают? (бегут) А вы знаете, куда они бегут, спешат? На день рождения. У лисы сегодня день рождения и она пригласила всех зверей в гости. Давайте покажем, как звери добираются к лисе в гости.

Ф/ м «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам

Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам – деткам

Идет мишка косолапый, у него кривые лапы

Без тропинок, без дорожек катится колючий ёжик.

Дети подходят к общему столу, на котором сидит лиса (игрушка) и разрезанные картинки.

Педагог читает стихотворение:

Это было в воскресенье у лисы на дне рождения.

Гости ели, веселились, в хороводе так кружились

Так вертелись, так крутились, что на части развалились

1,2,3,4,5 – надо нам гостей собрать. ( дети собирают разрезные картинки – зверей)

6. Дидактическое упражнение «Лисичкино угощение».

Педагог предлагает сказать, чем лиса угощала своих гостей. Дети подбирают угощение  и составляют предложение (индивидуально)

Лиса угощала мишку медом. (белку – орехами, зайца – морковкой, ежика – яблоком). А что еще любят есть наши звери?

Презентация – игра «Кто что ест?»

 7. Дидактическое упражнение «Пальчиковые шаги»

Но хитрая лиса решила подшутить над своими гостями. Она захотела, чтобы они сами добирались до своего угощения,  и вот что она придумала: лиса спрятала угощение за болотом. Звери должны перейти болото по кочкам и добраться да угощения. Надо нам помочь зверям.

У каждого ребенка лист с изображением болота, с приклеенными бархатными кружками из угла в угол. В нижнем углу картинка зверя, в верхнем углу – картинка с угощением. Дети рассказывают стихотворение и шагают двумя пальцами по дорожке. Упражнение выполняется правой рукой, затем карточка переворачивается и упражнение выполняется левой рукой.

Стихи:

Ёжик: Семья колючих ежиков бежала по тропинке, и розовые яблочки несли они на спинках.

Зайчик: Зайчик, зайчик, поскачи и морковку поищи, поищи капустку, будет очень вкусно.

Мишка: Мишке мед душистый нужен, любит он его на ужин, и на завтрак, на обед, лучше меда еды нет.

Белка: Белочка пушистая на дереве живет, и орешки вкусные к себе в дупло несет.

8. Игровое упражнение «Подарок от лисы».

Педагог говорит, что детям лиса тоже прислала подарок – в коробке флажки красные и синие. Лиса хочет узнать, как вы умеете внимательно слушать.

Педагог объясняет детям правила игры: если называется зверь, нужно поднять красный флажок (показ), если предмет – синий. Педагог произносит пары слов:

Мишка – миска, майка – зайка, белка – булка, еж – нож, волки – полки, лиса – коса.

9. Итог занятия.

О ком мы сегодня говорили на занятии? (о диких животный и их детенышах)

Мы выполнили много заданий и узнали много нового: где живут звери, что любят есть, как называют их детенышей.



Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей по теме (названия диких животных и их детенышей,  отличительные признаки, условия их обитания). Обучать пониманию двуступенчатых инструкций, закрепить понятие числового ряда, пересчету в пределах 3-х.

Развитие речи: стимулировать речевую активность детей, формировать грамматический строй речи:

  • Понимание и использование предлогов
  • Согласование числительных 1,2,3 с сущ. м. и ж. рода
  • Образование и различение глаголов 3 л. Ед.и мн.числа
  • Усвоение категории Тв. п. (чем угощала)
  • Совершенствование звуковой стороны речи
  • Развитие фонематического слуха (различение сходных по звучанию слов)
  • Развитие активного словаря

Коррекционные: развитие зрительного восприятия, координации движений, творческого воображения, подражательности, конструктивного праксиса (разрезные картинки). Развитие памяти, внимания,  мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия (пальчиковые шаги).

 Оборудование: игрушки зверей, оборудованный лес, предметные картинки зверей и  их детенышей, числовые карточки, разрезные картинки – звери, карточки «Пальчиковые шаги», по 2 флажка на ребенка (красный и синий). Мультимедийные презентации: «Кто где живет», «Дикие животные и детки», «Кто что ест».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Педагог предлагает детям отправиться  на прогулку в лес. Действие происходит на ковре, где расставлены деревья и игрушки-звери. Педагог стимулирует речевую активность детей.

«Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе.

Вот медведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге.

Вот балка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве, в дупле

Вот заяц, он длинноухий, быстроногий, прячется под кустом.

Вот волк, он серый, злой, зубастый, он  живет в логове.

Вот ёжик, он маленький, колючий, живет в норке.»

Ребята, пришли мы в лес, потревожили зверей, они разволновались и разбежались в разные стороны, решили от нас спрятаться.

Упражнение «Кто где?»

Дима, возьми белочку и посади на дерево. Никита, возьми зайца и спрячь в траву. Максим, возьми лису и посади под куст. Настя, возьми медведя и спрячь за дерево. Алина, возьми ежика и спрячь в листьях. Максим, возьми волка и спрячь между елками.  Где спрятались наши звери? ( на дереве, за деревом, в кустах, под  листьями, в траве, между елками).

2. А вы запомнили, где звери живут в лесу? Давайте проверим. (дети садятся за столы)

Презентация – игра «Кто где живет?»

3. Педагог предлагает вспомнить, как дети гуляли по лесу и кого они там увидели.

Игровое упражнение «Договори слово». 

Педагог читает стихотворение и выставляет картинки. Дети договаривают слова.

Шла по лесу девочка, вот с бельчонком… (белочка), вот лисица и … (лисята), вот волчица и … (волчата), вот зайчиха и … (Зайчата), вот ежиха и … (ежата) и без мамы … (медвежата). Хорошо ли медвежатам без мамы? Как зовут маму? (добавляется картинка медведицы). Как назвать одним словом зайчат, волчат, лисят и т.д.? (дети, детеныши).

Просмотр презентации «Дикие животные и их детеныши».  По ходу демонстрации дети называют зверей и детенышей в ед. и мн. числе.

 4.  Лото « Один, два, три»

Педагог предлагает посчитать зверей, раздает игровые карты с кружками, намеренно кладя их неправильно. Где должен находиться один кружок? (слева) Положите карточку правильно. Считаем слева направо: 1,2,3. У детей по 3 карточки со зверями. Педагог предлагает разложить их на карте соответственно числу кружков. Затем дети по-одному рассказывают, сколько каких зверей. Педагог следит за правильным согласованием  слов: один зайчик, две лисы, три волка и т.д.

Педагог обращает внимание детей на то, что звери на картинках выполняют разные движения. Что они делают? Дети по карточкам рассказывают: одна лиса бежит, два волка стоят, три медведя спят.

5.  Игровое упражнение «День рождения у лисы».

Педагог просит найти на карточках лисичек. Что они делают? (бегут) А вы знаете, куда они бегут, спешат? На день рождения. У лисы сегодня день рождения и она пригласила всех зверей в гости. Давайте покажем, как звери добираются к лисе в гости.

Ф/ м «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам

Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам – деткам

Идет мишка косолапый, у него кривые лапы

Без тропинок, без дорожек катится колючий ёжик.

Дети подходят к общему столу, на котором сидит лиса (игрушка) и разрезанные картинки.

Педагог читает стихотворение:

Это было в воскресенье у лисы на дне рождения.

Гости ели, веселились, в хороводе так кружились

Так вертелись, так крутились, что на части развалились

1,2,3,4,5 – надо нам гостей собрать. ( дети собирают разрезные картинки – зверей)

6. Дидактическое упражнение «Лисичкино угощение».

Педагог предлагает сказать, чем лиса угощала своих гостей. Дети подбирают угощение  и составляют предложение (индивидуально)

Лиса угощала мишку медом. (белку – орехами, зайца – морковкой, ежика – яблоком). А что еще любят есть наши звери?

Презентация – игра «Кто что ест?»

 7. Дидактическое упражнение «Пальчиковые шаги»

Но хитрая лиса решила подшутить над своими гостями. Она захотела, чтобы они сами добирались до своего угощения,  и вот что она придумала: лиса спрятала угощение за болотом. Звери должны перейти болото по кочкам и добраться да угощения. Надо нам помочь зверям.

У каждого ребенка лист с изображением болота, с приклеенными бархатными кружками из угла в угол. В нижнем углу картинка зверя, в верхнем углу – картинка с угощением. Дети рассказывают стихотворение и шагают двумя пальцами по дорожке. Упражнение выполняется правой рукой, затем карточка переворачивается и упражнение выполняется левой рукой.

Стихи:

Ёжик: Семья колючих ежиков бежала по тропинке, и розовые яблочки несли они на спинках.

Зайчик: Зайчик, зайчик, поскачи и морковку поищи, поищи капустку, будет очень вкусно.

Мишка: Мишке мед душистый нужен, любит он его на ужин, и на завтрак, на обед, лучше меда еды нет.

Белка: Белочка пушистая на дереве живет, и орешки вкусные к себе в дупло несет.

8. Игровое упражнение «Подарок от лисы».

Педагог говорит, что детям лиса тоже прислала подарок – в коробке флажки красные и синие. Лиса хочет узнать, как вы умеете внимательно слушать.

Педагог объясняет детям правила игры: если называется зверь, нужно поднять красный флажок (показ), если предмет – синий. Педагог произносит пары слов:

Мишка – миска, майка – зайка, белка – булка, еж – нож, волки – полки, лиса – коса.

9. Итог занятия.

О ком мы сегодня говорили на занятии? (о диких животный и их детенышах)

Мы выполнили много заданий и узнали много нового: где живут звери, что любят есть, как называют их детенышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим. 1младшая группа. Тема: « Мишка в гости к нам пришел».

тВ иоговом занятии закрепляем знания детей о диких и домашних животных. Дети вспоминают стихи и сказки в которых они встречаются. В конце занятия дети собирают разрезные картинки из 4-х часте....

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим. Тема: « По следочкам мы идем» 1младшая группа.

Закрепление знаний детей о диких животных.Формироватьзнания детей о счете: один и много.Создать детям радостное настроение....

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных к условиям данного сезона.Закрепить знания об осенней одежде человека.Закреплять правильное, отчетливое произн...

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим. 1младшая группа. Тема: « Мишка в гости к нам пришел»

1.Продолжать знакомить детей  с домашними и дикими животными.2.Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них....

Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».

Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...