Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Фирсова Алена Михайловна
  • Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных к условиям данного сезона.
  • Закрепить знания об осенней одежде человека.
  • Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «в», «ф», произносить с разной силой голоса.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osen_zolotaya.rar15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры специализированный Дом ребенка»

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

«Осень золотая»

Подготовила: воспитатель Фирсова Алена Михайловна

г.Урай Тюменская обл. 

2014 год

Занятие «Осень золотая».

Цели:

  • Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных к условиям данного сезона.
  • Закрепить знания об осенней одежде человека.
  • Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «в», «ф», произносить с разной силой голоса.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Воспитатель читает стихотворение:

Листья клена пожелтели.                         Быстрокрылые стрижи.

В страны юга улетели                              Что за время, подскажи!

- Что за время года? Догадались? (Осень.) Какое время года сейчас? (Осень.)

Воспитатель читает стихотворение под музыкальное сопровождение («Времена года» П.И. Чайковского).

Скучная картина,                                      Дождик так и льется,

Тучи без конца.                                         Лужи у крыльца.

                                                                                 ( А. Плещеев)

- О каком времени года говориться в этом стихотворении? Конечно, об осени.

Дидактическая игра «Расскажи про осень»

Вот и прошло лето,наступила осень.

- Ребята, а какая погода осенью? (холодная, дождливая, солнце за тучами прячется, ветер холодный дует)(1,2,3)

- Ребята, а куда пропали птицы?(улетели в теплые края- А животные тоже убегают в теплые края?(Нет, животные готовятся к зиме)

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы. ( Можно использовать иллюстрации « Осенние мотивы».)

- Листья на деревьях какие? (Желтые, красные.)

- почему деревья осенью полуголые? (Листья опадают с деревьев)

- правильно, осенью листья опадают, это явление называют листопад.

-Трава какая осенью? ( Сухая коричневая, желтая.) Небо какое? (Ясное или хмурое, пасмурное.) Тучи какие? ( Серые, дождевые) 

- Осенью часто идет дождь. Дождь осенью какой?  Холодный или теплый?(холодный)

- Птицы улетают осенью в теплые края, животные делабт свои жилища теплее. А как люди спасаются от холода? Вы как одеваетесь на прогулку?(теплые куртки , шапки, теплые сапоги, ботинки, перчатки)

-Про какое время года мы сейчас рассказывали? (про осень)

Осень какая?  Как мы про нее можем сказать?(Холодная, красивая, грустная, золотая, дождливая, разноцветная...)

- Что за погода осенью? Не поймешь? То солнышко выглянет, то дождик пойдет.

Воспитатель читает стихотворение и обращается к детям:

Дождик, дождик кап-кап-кап,                     Все равно пойдет гулять-      

Мокрые дорожки.                                         Наденем мы сапожки.

- Надевайте сапожки и отправимся гулять. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Раз-два-три - посмотри! В лесу много деревьев, а деревья- это вы! ( Дети поднимают руки вверх.) Подул ветер, закачались деревья, зашумел лес. ( Дети покачиваются вправо-влево.)

Ветер сверху набежал: «в-в-в»                     Дул он долго, зло ворчал: «ф-ф-ф»

Ветку дерева сломал.                                     И деревья все качал: ф-ф-ф».

Дети произносят звуки «в» и «ф» громко и протяжно. Роль ветра можно предложить ребенку.

- Как ветер дует? ( Сначала тихо, еле слышно, затем сильно.)

После игры дети собираются на коврике около воспитателя.

Дидактическая игра «Измени слово»

- В лесу растут разные деревья. Какие деревья вы знаете? ( Береза, ель, сосна, клен, тополь и другие.)

- Про дерево- как можно ласково сказать? (Деревце.) Повторите вместе со мной- деревце. В лесу дерево не одно, а много... Как правильно сказать? ( Много деревьев.)

- У дерева есть ветки. Много...(Веток) Одна... ( Ветка.) Как ласково мы скажем?

 ( Веточка.)

- На дереве растут листья. Много...(Листьев.) Осенью на дереве остался один лист.

Как мы ласково его назовем? ( Листик, листочек.)

- Под деревом трава, много... травы. Как мы ласково ее назовем? ( Травушка.) В траве цветы, много... ( Цветов.) А на поляне только один цветок. Как ласково его назовем?

 ( Цветочек.)

- Около деревьев растут кусты, много... ( Кустов.) А возле березы один куст. Как ласково его назовем? ( Кустик.)

Игра «Солнышко и дождик».

 - Молодцы ,ребята никого дождик не промочил. Давайте еще раз скажем, какое наступило время года?(Осень).

- Скоро осенний праздник. Что мы будем делать на празднике?(Мы будем петь песни об осени, рассказывать стихи, танцевать)А чем мы украсим зал? Я предлагаю вам сделать осеннюю картину из этих листочков.

Дети с помощью воспитателя намазывают листочки клеем, подходят к мольберту и приклеивают их к ватману. Во время выполнения этих действий воспитатель уточняет у каждого ребенка: «Твой листочек какого цвета? Он большой или маленький?». В конце работы любуются картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Мой город" Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей о городе Новокузнецке,формировать представления о городе Новокузнецке как о самом родном городе, обогащать словарный запас,воспитывать патриотич...

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы. Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.Тема: «Дикие животные и их детеныши»Задачи:Образовательные: закрепить знания детей по теме (назв...