Конспект занятия по ознакомлению окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией по теме: " Время года - Осень
план-конспект занятия (старшая группа)

Ворганова Ольга Николаевна
Данное занятие включает в себя приёмы мнемотехники, фонетические ритмично, обучающие и игровые приёмы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень снижения слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_osen1.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

оГосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 Московского района Санкт – Петербурга «Надежда»

Конспект занятия по ознакомлению окружающего  мира для детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией

По теме: «Время года – Осень»

Подготовила воспитатель:

 Ворганова Ольга Николаевна

Санкт – Петербург

2024 год

Задачи:

  • Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Формировать представления детей о признаках времен года (осени).
  • Формировать знания детей о овощах и фруктах: их название, классификацию.
  • Формировать у детей потребность в речевом общении.
  • Поощрять речевую активность.
  • Развивать, память, внимание, мышление посредством приёма мнемотехники.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Формировать у детей навык взаимодействия друг с другом.

Используемые технологии:

* фонетическая ритмика;

* физминутки;

* динамические паузы;

* дыхательные упражнения.

Дидактический материал: символы организации начала занятия, мольберт для фонетической ритмики, картина «Осень», таблички, муляжи: « фрукты-овощи»,   мнемотаблица «признаки осени».

Раздаточный материал:  ребус «Осень», разноцветные конверты, разрезные буквы,  мнемотаблица «Признаки осени» (разрезная),разрезные таблички – признаки осени, картинки «Фрукты -  овощи»,  разрезные картинки « овощи –фрукты».

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке «Признаки осени», рассматривание иллюстраций, фотографий «Осень»,и других времён года в сравнении. Знакомство детей с мнемотаблицами, складывание мнемотаблиц  из разрезных частей, зарисовка. Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с ними. Д/И «Узнай на вкус».

Праздник «Осень в гости к нам пришла» (в музыкальном зале).

Во время занятия весь речевой материал проговаривается воспитателем совместно с детьми в сопряжённой и отражённой форме речи с учётом произносительных возможностей каждого ребёнка.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание и виды работ

Речь воспитателя речь детей

Демонстрационный и раздаточный материал

  1. Организация начала занятия

Фонетическая ритмика

Дети встают в групповом пространстве напротив своих имён

1.Развитие речевого дыхания

2. Развитие силы голоса. Произнесение слогового материала разной громкости.

3. Развитие темпа произношения (быстро – медленно).

4. Закрепление звуков «ПТД» на слоговом материале и словесном материале.

Поздороваемся

Будем петь громко

А_О_У_И_Э_И_

А_У_Э_И_Ы_О_

ПА ПО ПУ ПЭ

АПА ОПО УПУ ЭПЭ

АПО_УПА _ ЭПО_

ПАПАПАПА (темп)

ДА ДО ДУ ДЭ

АДА ОДО УДУ

ДАДАДАДА (темп)

ТАМ ДОМ ТАМ ДОМ

ИДЁМ! ИДЁМ!

Мольберт фонетической ритмики

И/П «Назови верно символ»

Воспитатель предлагает сесть детям за столы.

Каждый ребёнок поднимает соответствующий символ.

Сядьте

Что мы сегодня будем делать?

Будем заниматься

Будем слушать(думать, говорить, играть)

Символы организации начала занятия

  1. Основная часть
  • И/П» Разгадаем ребус»

Воспитатель обращает внимание детей на перевёрнутую картинку.

Чтобы узнать, что там нарисовано надо решить ребус.

Все дети решают ребус за столами. Алина решает ребус у доски.

Педагог переворачивает картину «Осень»

Дети убирают буквы и ребус в конверт.

Молодцы!

О чём мы сегодня будем говорить?

Что там?

Давайте решим ребус.

Возьмите жёлтый конверт.

Алина, иди к доске

Молодцы!

Что получилдось?

Осень

Где оень?

ТАМ. ТУТ.

Молодцы! Уберите

Ребус «Оень»

Таблички

Разрезные буквы

  • Сюрпризный момент «Появление осени»

Входит осень. Здоровается с детьми

Слышите?

Кто это?

  • Физминутка  «Падают листья» (развитие дыхания)

Воспитатель предлагает осени поиграть с детьми.

Дети совместно в воспитателем и осенью имитируют как дует ветер и падают листья.

Встаньте

Будем играть

  • И/П «Расскажем об осени

Дети достают из конверта символы признаков осени и разрезные предложения.

Затем самостоятельно составляют предложения о признаках осени.

Молодцы!

Сядьте ровно

Давайте вспомним, что бывает осенью?

Возьмите красный конверт.

Давайте прочитаем вместе.

«Там осень. Осенью холодно.

Идёт дождь.

Солнца мало.

Падают листья.

Есть овощи и фрукты»

Мнемотаблица «Признаки осени» (разрезная)

Разрезные таблички «Признаки осени»

  • .И/П «Сложим верно»

Воспитатель предлагает детям сложить мнемотаблицу на ковролине.

Молодцы!

А теперь возьмите картинки и идите ко мне.

Мнемотаблица «Признаки осени»

  • Физминутка «Идёт дождик»

Воспитатель обращает внимание детей на коллаж «Дождик» Речь с движениями.

Молодцы!

Встаньте там.

Давайте расскажем стихотворение

«ДОЖДИК, ДОЖДИК, АЙ_АЙ_АЙ_

ДОЖДИК, ДОЖДИК

ДАЙ_ДАЙ_ДАЙ

  • Д/И «Сложи картинку»

Воспитатель предлагает детям собрать урожай.

Дети складывают разрезные картинки овощей и фруктов.

Осень нам подарила урожай.

Урожай – это овощи и фрукты.

Будем собирать урожай.

Разрезные картинки

  1. Организация окончания занятия

Осень угощает всех фруктами и приглашает сесть за столы.

Молодцы! Занимались хорошо.

Осень вас угостит соим урожаем.

ЧТО это?

Это яблоко…

Это груша..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР) ТЕМА: «Путешествие в осень»

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР) ТЕМА: «Путешествие в осень»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».               Это занят...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: «Времена года»

Коррекционно-образовательные цели: - развивать умение ориентироваться во временах года; - развивать  умения работать с мнемотаблицами;- развивать умение отвечать на вопросы полным...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на тему: «Времена года. Весна»

Данный конспект будет интерес педагогам дошкольного образования и родителям для ознакомления и использования....