Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рыжова Ольга Викторовна

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветовой гаммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ryzhovoy_i_shamshinoy.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  основ экологической культуры у детей старшего дошкольного  возраста на основе пособия

«Народный календарь: времена года»

Воспитатель  Рыжова О.В.

МАДОУ «Детский сад №74»

 г. Энгельса Саратовской области

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем до кризисного состояния и их осмысление человечеством. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнанно) является сфера дошкольного воспитания.

   Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

 Целью нашей работы стало формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветовой гаммой.

Создавая пособие «Народный календарь: времена года», мы стремились к тому, чтобы мир дошкольного детства на всю жизнь остался для детей источником радости, вдохновения и творчества. Всю  нашу деятельность, связанную с работой по календарю, можно условно разделить на четыре цикла:

1)Цветовая экология

 Способ знакомства с окружающим миром: систематические наблюдения за изменением состояния природы, которое находит  отражение  в изменении ее цветовой гаммы. Мы предлагаем самые разные виды деятельности: наблюдения, классификационные задания, работу с наглядными пособиями и, конечно же, игры. Игре как ведущему виду деятельности уделяем особое внимание. Нам пришлось немало приложить усилий для создания развивающей предметной среды: соответствующим образом оформили уголок природы, заготовили природные материалы, подобрали иллюстративный материал, изготовили наглядные пособия, организовали несколько экологических тропинок.

2)Мир чувств

 Главная задача цикла – сделать так, чтобы дети осознали и расширили возможности своего чувственного восприятия, научились использовать эти возможности для увеличения глубины оценки и понимания окружающего мира. Для этого мы используем как вполне традиционные, так и нетрадиционные приемы сенсорного развития. Знакомство детей с богатством зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, которые дарит нам окружающий мир, способствует решению еще одной задачи – формирование не просто эмоционально-положительного, а восторженного отношения к природе. В этом нам помогает музыка, поэзия и тщательно подобранный видеоряд. Очень важно не только разбудить в детских душах чувство восхищения окружающим миром, но и сформировать умение передавать свои впечатления о нем с помощью простых приемов художественного творчества. Вот почему завершающим этапом  деятельности  на этом этапе является практическая работа.

3)Развитие речи

 Для детей группы с нарушением речи особенно важно начинать работу с разминки: это упражнения на развитие артикуляции и мимики, пальчиковая гимнастика, звуковая разминка и т.п. Далее проходят у нас «Театральные минутки», для этого у нас приготовлено большое количество костюмов и реквизита для инсценировок. Хочется обратить внимание на тематическое единство деятельности внутри каждой недели.

4)Народный календарь

 Детям очень интересно узнавать о том, что вся жизнь человека, тесно связанная с природой, подчинена ритму, задаваемому сменой времен года.  Русский земледельческий календарь представляет собой органический сплав языческих и  православных традиций. В нем как выразился А.Н.Толстой, нашла отражение размеренная жизнь народа, «тянущаяся по обычаям и обрядам, связанных с трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Мы показываем детям, что наши предки не только хорошо понимали законы окружающего мира, но и умели в удивительно поэтической форме рассказывать о своей любви к этому миру: знакомим со старинными праздниками и обрядами, даем представление о народных ремеслах, играем в народные игры, разучиваем поговорки, загадки, частушки, заклички, присказки, народные приметы  и другие малые формы фольклора.

Результат работы предполагает

сформированность у детей первичных представлений о причине смены времен года и суток; о биоразнообразии на Земле; о роли органов чувств в жизни живых существ; о народном календаре, народных обрядах и традициях, связанных со сменой времен года; о народных ремеслах;

знакомство детей: с особой ролью Солнца в жизни Земли; с последовательностью времен года; с последовательностью месяцев в году; с последовательностью дней в неделе; с формированием разных условий существования живых организмов в зависимости от  времени года; с приспособлением живых существ к  меняющимся в течение года условиям жизни; с условным обозначением явлений природы и погоды; с причинами разной продолжительности дня и ночи в разное время года; со стадиями развития растений в течение года; с названиями различных цветовых оттенков;

формирование у детей следующих умений: проводить простейшие наблюдения в природе; использовать различные художественные техники при выполнении работ по живописи и аппликации; выполнять комплексы упражнений пальчиковой и «природной» гимнастики; играть в народные игры; использовать приобретенный словарный запас в связной и выразительной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.14 марта-Евдокия Плющиха

Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...

Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.11 ноября-Настасья Льняница

Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие») "Времена года" автор-создатель- Чернышова Л.Н.

презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие»)...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Практическое пособие по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Познаем окружающий

В данном пособии представлены комплексные занятия,  русские народные игры, песни, народный календарь, приметы   по экологии для старших дошкольников. Работа по представленному в данном ...

Дидактическое пособие ЭКО- календарь «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие создано для детей младшего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием у детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...