Дидактическое пособие ЭКО- календарь «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)

Мялицина Татьяна Сергеевна

Дидактическое пособие создано для детей младшего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием у детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»

Дидактическое пособие ЭКО-календарь «Времена года»

по познавательно – речевому развитию младших дошкольников

Актуальность

       Дидактические игры для дошкольников позволяют применять полученные знания на практике и узнавать что-то новое. Прежде всего, дидактические игры осуществляют познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует  расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Работа с пособием на всех этапах (участие в экологических акциях, подведение итогов, повторное рассматривание, манипулирование) учит младших дошкольников обнаруживать временные и  причинно - следственные связи, устанавливать простейшие закономерности, развивает логическое мышление, а вместе с ним неразрывно и речь. 

      Таким образом, главная особенность дидактического пособия состоит в том, что дошкольники, рассматривая фотографии проведенных акций, играя в дидактические игры представленные в пособие, не подозревают, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения со взрослыми и друг с другом, тем самым развивая свою речь. 

 Материал

    Дидактическое пособие ЭКО-календарь «Времена года» просто в изготовлении. Оно представляет собой круг из оргалита, который разделен на секторы по временам года. Кармашки сделаны из листов для брошюратора, картинки и раздаточный материал заламинированы. Каждый сектор обозначен разными цветами: весна - зелёный; лето - красный; осень - жёлтый; зима - синий. К пособию подобран развивающий материал в виде дидактических игр. 

Руководство

    Дидактическое пособие создано для детей младшего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием у детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения. Игра с пособием востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности. В календаре собраны фотографии всех проведенных экологических акций, а также очень интересный и познавательный дидактический материал по ознакомлению со временами года и сезонными изменениями в природе.

 Цель моей идеи: формирование познавательно - речевых способностей дошкольников.

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе, отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
  • Закреплять умения сравнивать, находить сходства и различие.
  • Расширять и обогащать знания о мире природы как целостной системе.

Развивающие:

  • Развивать речевую активность, побуждая дошкольников отвечать на вопросы, высказывать предположения.
  • Развивать у детей познавательные способности.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  • Воспитывать осознанное бережное отношение детей к природе.

Примеры игр, игровых ситуаций.

        Сектор «Зима» содержит фотоотчет о проведенной экологической  акции  « День снега».
Целью данной акции является привлечение детей к активному зимнему отдыху, спортивным состязаниям на снегу и здоровому образу жизни.
Проведенные в рамках акции мероприятия способствовали закреплению знаний ребят о снеге.

Также в данном секторе  используются следующие игры:

Игра: «Волшебные варежки» 

Цель: учить соотносить предметы по цвету, форме и величине. 

Материал: пары варежек на каждого ребенка, на которых изображены геометрические фигуры разные по цвету, форме и величине.

Ходвоспитатель предлагает детям выбрать одну варежку и к ней найти пару из предложенных ему варежек с фигурами разного цвета, формы и величины.

     Игра:  «Весёлые тучки»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Материал: снежинки разного размера, две тучки (большая, маленькая)

Ходдетям предлагается: найти все маленькие снежинки и положить  под маленькую тучку; найти все большие снежинки и положить их под большую.

     Для сектора «Осень» использую игры:

Игра: «Листопад»

Цель: формировать умение соотносить предметы по цвету: красный, желтый, зеленый.

Материал: листочки разного цвета (зеленые, красные, желтые)

Ход: детям предлагается рассмотреть листочки, назвать цвет, затем найти все красные (желтые, зелёные) листочки.  

Игра: «Домик для синички»

Цель: закрепить  основные цвета и форму предметов.

Материал: вырезанный из картона круг, квадрат, треугольник разного цвета

Ход: детям предлагается из геометрических фигур выложить домик для синички.

В рамках данного сектора были проведены несколько акций:
25 октября  состоялся «Российский день без бумаги». Перед ребятами была поставлена цель - подарить старой  и использованной  бумаге новую жизнь. В рамках акции нами было собрано большое количество макулатуры и передано школьникам для дальнейшей передачи ее по назначению.
В ноябре состоялась акция «Синичкин день». Её целью было изготовление кормушек для  зимующих птиц. В результате участок нашего детского сада украсили новые, изготовленные ребятами, птичьи столовые.        

Для сектора «Весна» использую игры:

Игра: «Веселый огород»

Цель: формировать умение сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами (длинный – короткий, длиннее – короче)

Материал: большие картонные овощи – (морковь, капуста по 3 штуки каждому ребенку); по две грядки из картона разной длинны на каждого ребенка.

Ход: воспитатель предлагает взять на столе полоски (грядки) и рассмотреть их. Морковь  «посадить» на короткую грядку, а капусту на длинную (предлагается пересчитать овощи).

Игра«Цветочная поляна»

Цель: формировать умение соотносить предметы по цвету. Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). 

Материал: круги и лепестки (четыре цвета), выполненные из цветной бумаги и заламинированы.

Ход: на столе  хаотично  лежат лепестки разного цвета. Перед игроками – круги четырех цветов. Предлагается детям к каждому кругу (сердцевине) подобрать лепестки нужного цвета (можно попросить посчитать лепестки)

В рамках данного сектора была проведена акция «Закрутим доброе дело». Ребята и родители с большим азартом собирали и приносили в детский сад пластиковые крышки, чтобы обменять их впоследствии на зеленые саженцы для нашего участка. Большим спросом пользуются крышечки красного, синего, зеленого и желтого цвета.

Для сектора «Лето» использую игры:

Игра«Собери солнышко»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве при составлении солнышка.

Материал: круг и треугольники (лучики) желтого цвета.

Ход: перед дошкольником (ми)  выкладывается круг желтого цвета и предлагается выложить лучики из треугольников (можно попросить ребят проговаривать свои действия).

 

   Игра: «В лес за грибами»

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Материал: заламинированные изображения грибов, нарисованная на ватмане поляна.

Ход: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. Воспитатель: «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положила, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

    Вывод: Дидактическое пособие ЭКО-календарь «Времена года»-

эффективное средство формирования и закрепления у детей младшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе, о временах года. В результате организованной деятельности на основе работы с данным пособием дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», основные цвета и форму предметов. Пособие дает возможность дошкольникам совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

   Работа с данным пособием может быть продолжена с детьми среднего возраста. Игры и задания можно усложнить и добавить новые в соответствии с возрастом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания, для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры на формирование речевого дыхания, предполагают выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произн...

Дидактическая игра "Часы. Времена Года" для детей младшего дошкольного возраста.

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Игра помогает детям лучше ориентироваться во временах года, обогатить и расширить знания детей о сезонных изменениях в ...

Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста

Свое название изобретение - "Круги Луллия" получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую ...

Картотека прогулок "Времена года" для детей младшего дошкольного возраста ( 2023 год).

Картотека прогулок для детей младшего дошкольного возраста...

Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста.

Раймонд Луллий создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Оказывается её можно прекрасно использовать как средство развития речи...