Дидактическое пособие «Путешествие по временам года" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Тодораш Любовь Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНО «Академия дополнительного профессионального образования» Программа профессиональной переподготовки Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО (340) Дисциплина: Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников Практическое задание 3 , Модуль 3. Подготовка к обучению грамоте Выполнил: слушатель Тодораш Любовь Анатольевна г. Санкт-Петербург – 2023

Слайд 2

Дидактическое пособие «Путешествие по временам года" для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Дидактическое пособие «Путешествие по временам года» представлено в виде игрового поля с линиями движения игроков. С направлением (Старт) и завершением (финиш), на котором расположены символы времен года с номерами заданий. К данному пособию в комплекте имеются карточки с заданиями, сюжетные и предметные иллюстрации по временам года. Текстовый материал( загадки, стихотворения, народные приметы, устное народное творчество (потешки, прибаутки). Игровые кубики – 2 штуки. Цветные фишки – 5 штук. В дидактическом пособие представлена полезная информация о том , как наиболее интересно познакомить детей с разнообразными изменениями, явлениями, признаками происходящих в природе, в атмосфере, в окружающем мире. Пособие даёт возможность сформировать ЗУН по ознакомлению с окружающим миром, пополнить активный словарь – существительными, прилагательными, глаголами. Дидактическое пособие возможно использовать как в полном объёме так и сегментами. Уместно использование в специально организованных видах деятельности (НОД по развитию речи) а так же в самостоятельной игровой деятельности дошкольников , в совместной работе педагог – ребёнок – дети. Можно использовать в РППС «говорящая среда». «Путешествие по временам года» много вариативное пособие в нём собраны вопросы, задания, которые помогут усвоить представленный материал. А главное, что мальчики и девочки будут использовать речь. Диалогическую наводя коммуникации в среде сверстников, в беседе с педагогом. Но и монологическую отвечая на вопросы, давая разъяснения и составляя рассказы по иллюстрациям. Данное пособие будет интересно педагогам дошкольного образования, родителям, законным представителям.

Слайд 3

Актуальность дидактического пособия «Путешествие по временам года» Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста- явление как утверждают специалисты редкое. В речи детей существует множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение. Бедная диалогическая речь: не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Не способность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логическое обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Всё выше сказанное натолкнуло на мысль изготовить такое пособие, в котором бы совмещалось обучение, воспитание, игра. Много вариативность дидактического пособия даёт возможность создать условия для развития речи детей дошкольного возраста. И подойти к решению следующих педагогических задач: Воспитание орфоэпической культуры речи Словарная работа Формирование грамматического строя речи, её связанности при построении развёрнутого высказывания Новизна: Отсутствие данного пособия в промышленном производстве. Одновременная реализация принципов ФГОС ДО, через ведущую деятельность детей – игровую. Сембиоз разных направлений. Дидактическое пособие «Путешествие по временам года» выполнено из экологически чистого материала( плотный картон, обтянутый плёнкой) . Легко обрабатывается влажной ветошью, безопасное, вариативное, содержательно – насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, доступное. Цель : Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Задачи: Развитие словаря Формирование грамматической стороны речи Формирование разговорной (диалогической речи) Обучение рассказыванию

Слайд 4

Актуальность дидактического пособия: Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Поэтому возникло предположение, что через определенные направления в данном пособие и создание условий для развития речи у детей позволит подойти к решению важнейших педагогических задач. Воспитание орфоэпической культуры речи Словарная работа Формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания Новизна: Отсутствие данного пособия в промышленном производстве; Одновременная реализация принципов ФГОС ДО, через ведущую деятельность детей игровую. Данное пособие является: безопасным, вариативным, содержательно – насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, доступным. Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Задачи: Развитие словаря Формирование грамматической стороны речи Воспитание звуковой культуры речи Формирование разговорной(диалогической речи) Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи Ознакомление с художественной литературой

Слайд 5

Правила использования дидактического пособия Ведущий- педагог, родитель Игроки: мальчики и девочки от 2 до 5 человек Время игры от 20 до 30 минут Оборудование: игровое поле с направлениями движения, начало слово: «Старт», конец «Финиш». Два игральных кубика, один для продвижения фишки игрока, второй с номерами заданий. Фишки игроков: красная, жёлтая, зеленая, синяя, белая. Картотека заданий. Много вариативность использования темы: «Времена года» позволяет выбирать варианты для сюжета игры. «Времена года» «Когда это бывает» «Путешествие по картинкам» «Почему ты так думаешь» Знаешь ли ты в какое время года деревья изменяют цвет» «Когда и где это растёт» «Признаки лета» «Признаки осени» «Признаки зимы» «Признаки весны» «Явления природы» «Растительный мир» «Животный мир» «Труд человека в природе» «Птицы» Правила игры: Распределить цветные фишки между игроками. Очередность хода движения с помощью считалки: «Котилось яблочко по огороду и упало прямо в воду «бульк»». Поставить цветные фишки на слово «Старт». В свой ход игрок бросает игровой кубик и переставляет свою фишку вперед на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если фишки в ходе игры попадают на круг красного цвета (пропуск хода) игрок передает право хода другому игроку . Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков, или останавливаться на них. Если фишка остановилась на шаге (изменение траектории) – игрок двигается дальше по указанному направлению стрелки. Побеждает тот игрок, чья фишка первой дойдет до «Финиша». Игра ведётся , пока не останется предпоследний игрок.

Слайд 6

Сюжеты игровых линий Зачины «Когда это бывает» Взгляни на иллюстрацию. Какое время года изображено. Почему так думаешь «Наступила лето» Большинство комнатных растений бывают зелёными как летом, так и осенью, зимой. За комнатными растениями надо ухаживать. Что надо делать? Поливать, рыхлить землю, удалять пыль с листочков, срезать сухие листья. Есть ли у тебя комнатные растения? Знаешь ли ты, как называются эти растения? Как ты думаешь, что будет с растением если его пересадить в открытый грунт? «Пришла осень» Наступает осень. Листья на деревьях меняют окраску, а затем наступает пора листопада. Знаешь ли ты, какие деревья изменяют свои цвета? Осенью появляется много грибов. Но не все их можно есть. Найди съедобные грибы, а не съедобные проходи мимо. Осенью многие птицы улетают на юг. Таких птиц называют перелётными. Каких перелётных птиц ты знаешь? Почему они улетают на юг? Какие птицы остаются зимовать? В течении осени многие животные (белки, барсуки, мыши) запасают себе корм на зиму. А медведь так за лето отъедается, что накопленного жира ему хватает до весны. Некоторые животные обзаводятся новой шёрсткой. Кто меняет серое «пальтишко» на «белую» шубку? «Не за горами зима» Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле нет? Почему. Когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду ходить нельзя? А в середине зимы можно? Зимой некоторые люди любят плавать в холодной воде. Как называют таких людей? Почему они не замерзают? Кто как питается зимой. «Скоро приёдет весна»

Слайд 7

Назови самые заметные признаки наступления ранней весны? Осени? Зимы? Весны? От растаявшего снега и льда реки переполняются водой и затапливают всё вокруг. Наступает половодье. Из –за этого терпят бедствие многие животные и люди помогают им выбраться на сушу. Каким образом это происходит? Назовите произведение, в котором человек спасает зайцев? Весной сажают новые деревья , а чтобы защитить от вредителей старые, их опрыскивают ядовитыми веществами. А что ещё делают люди , чтобы спасти кору деревьев? Весной с юга возвращаются птицы и строят себе гнёзда. У берёзы внутри ствола и веток начинает течь сок. Этим пользуется дятел. Он пробивает в стволе дырочку и пьёт сок. Как люди называют птицу дятел? Кто селиться в пустые дупла? «Наступила лето» летом становится тепло и солнечно. У многих животных рождаются детёныши, которые выходят на полянку погреться и порезвиться. Летом созревает много съедобных растений. Посмотри на иллюстрацию и скажи у каких растений съедобные плоды? А у каких семена? Летом дожди, как правило, короткие и сильные. А потом опять светит солнце. Посмотри на иллюстрацию, чего на ней не хватает? «Эхо» Как шумит речка. Как чирикает птичка. Как стучит дождь по крышам. Как шуршат листочки под ногами. «Подбери картинку» Лето, осень, зима, весна. «Чем можно» Чем можно…. Копать, рубить, резать? Полезны ли орудия труда в природе? Какой? Какая? Какое? Овощи и фрукты. Морковь – длинная, оранжевая, вкусная Яблоко – зелёное, круглое, спелое. И т.д. «Составь предложение» Для чего мальчик везёт санки? Для чего девочка надела шубу? Для чего дети пришли в лес?

Слайд 8

Сюжеты придумываемые игроками «Рассказ про путешествие листочка» Цель: игрок должен сказать, что происходит с листочком в то время года на котором участник остановился ( лето, осень, зима, весна) «Путешествие капельки» (по аналогии) «Путешествие снежинки» (по аналогии) «Путешествие одуванчика»(по аналогии) «Рифмовки» Са-са-са прилетела к нам оса и т.д. «Скажи ласково» Заяц- зайчик- зайчонок «Назови детёнышей» Слон- слонёнок Волк – волчонок и т.д.

Слайд 9

Один из вариантов игры «Путешествие по временам года» «Путешествие кленового листочка» Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные сюжетные картинки, развивать логическое мышление, творчество. Материал: стилизованные, сюжетные картинки для составления наглядной модели рассказа- сказки. Ход игры: Мальчики и девочки. Сегодня я приглашаю Вас в путешествие. Но путешествовать мы будем не одни. Мы понаблюдаем за приключениями кленового листочка . Приготовьте ваши фишки. Стояла осень. Моросило. По небу плыли серые низкие тучи. Порывистый ветер срывал последние листочки с деревьев. На клёне осталось совсем мало листьев. Дерево раздевалось, готовилось к зимней спячке. Большой кленовый листочек что висел на самой нижней ветке очень грустил. Вот и закончилась моя жизнь. Жаль! Так приятно было шелестеть на ветру, греться на солнышке. -Жаль! Я ведь такой красивый. Осень окрасила меня в красный цвет. Это так привлекательно. Задание 1 Составление схемы ( осень -парк- клён-ветер) Всё лето я любовался на розы Что росли в соседнем саду. И вот я стал почти такого же цвета как они. Но…. Задание 2 Придумай окончание этого сюжета. В это время налетел сильный ветер и сорвал кленовый листочек с дерева. Задание 3 Составление схемы (ветер-небо- тучи- солнце- дождь) Ветер был такой сильный, что кленовый листочек не упал на землю. А полетел.

Слайд 10

Это было необыкновенное чувство Он летел и летел . Это было необыкновенно. Чувство движения захватило лист. Никогда раньше он не испытывал такого. Как не бились листья на ветру , они всегда оставались на ветке. А здесь…лист пролетал над лесом . Задание 4 Составить описательный рассказ по картине Его бросало и кидало из стороны в сторону. Кружило и несло над землёй. Это было захватывающе! Пейзажи стремительно менялись. Внизу проплывали разнообразные деревья, реки, озёра и поля. Задание 5 составьте описательный рассказ «Труд хлеборобов» Кленовый лист ощущал себя великим путешественником. путешественником. Он был птицей, летящей в теплые страны. Он слышал разговоры птиц, когда они опускались на ветки клена отдохнуть И это очень ему нравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное мудьтимедийное дидактическое пособие "Как научиться дружить". (Для старшего дошкольного возраста)

Цель пособия: формирование умения сотрудничать и находить решения в критических ситуациях...

Дидактическое пособие "Путешествие по станциям" для детей дошкольного возраста

Аннотация на дидактическое пособие  «Путешествие по станциям» Разработано на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»  Т.И.Бабаева...

Электронное дидактического пособие «Дикие животные» для детей младшего дошкольного возраста

Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также родителям...

Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....