Практическое пособие по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Познаем окружающий
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Бадак Татьяна Михайловна

В данном пособии представлены комплексные занятия,  русские народные игры, песни, народный календарь, приметы   по экологии для старших дошкольников. Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей  среде.
         Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._posobie_folkl._ekolog._zaniyati.docx176.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30

Бадак Т.М.

Практическое пособие

по воспитанию экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста.

«Познаем окружающийhttp://survive.hu/wp-content/uploads/2013/08/2013_%C3%A1pr_21_900x600.jpg

     ст. Ленинградская, 2017 г.

Автор – составитель: Бадак Т.М.

«Познаем окружающий мир»

Рецензент    _________ Швачич Л.А. преподаватель ГАОПОУКК  «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край

В данном пособии представлены комплексные занятия,  русские народные игры, песни, народный календарь, приметы   по экологии для старших дошкольников. Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей  среде.
        Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано родителями.  

Введение

        Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания - все это вызывает необходимость способствовать образованию детей в детском саду. Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром. В детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение дня, в разных вариантах -  в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы и прочее. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.

        Чтобы занятия по ознакомлению с окружающим миром  стали  увлекательными, занимательными и познавательными, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.

        Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети поют, слушают, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно  и цветам, и птицам, и животным, и всем людям! Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

        Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений  взаимодействовать с природой.

Музыкальное занятие

«Путешествие в лес»

Цели: продолжать приобщать детей к фольклору; формировать знания о лесе, огороде, луге; развивать творческую и познавательную активность детей.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, дети, мы отправляемся в путешествие. У нас будет много остановок. На чем вы хотите поехать?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: Ну что ж, поехали!

Под русскую народную мелодию «Во сыром бору тропинка» дети имитируют езду на автобусе, притопывая ногами.

Воспитатель: Вот и приехали. Остановка «Лесная». Рассаживайтесь на полянке.

Звучат голоса птиц.

Воспитатель: Тихо слышится шелест листьев, раздается пение птиц. Деревья спокойно разговаривают между собой.

Муз. руководитель: Послушайте русскую народную песню «Как в лесу- лесочке»

Дети слушают.

Муз. руководитель: О чем поется в песне?  (ответы детей )

В народе лес с густой дубравой ласково  называют лесочком. Все любят лес. Он укрывает от жары, спасает в холод. Много в лесу ягод и грибов, много птиц, зверей насекомых. Вот поднимается солнышко . Давайте споем русскую народную попевку «Солнышко».

Воспитатель: А вот в лесу закуковала кукушка.

Дети исполняют распевание  на слогах «Ку-ку».

Муз. руководитель: Запел соловей. Кто вспомнит и споет народную  попевку «Поет, поет соловушка»?

Дети исполняют попевку  индивидуально.

Воспитатель: Проснулись лесные жители, птицы звонко поют- хорошо вокруг! Давайте вспомним русскую народную песню  «В темном лесе».

Исполнение песни по куплетам: девочки - мальчики.

Воспитатель: Из-за кустов выглядывает заяц. Из норки смотрит на нас лисица. А из чащи вышел медведь.

Русская народная игра  «У медведя во бору».

Воспитатель: Ну что же напугал нас медведюшка, скорее садимся  в автобус . Поедем в зелен сад. Там ждут ребят.

Под мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде» дети «едут» на автобусе.

Музыкальный руководитель исполняет песню «Сад» или «У меня в садочке».

Воспитатель:

Надо, дети, торопиться:

Нас торопят ноженьки,

Да зовет дороженька

Исполнение «В огороде бел козел»

Воспитатель:

Снова поехали  и вот-

Новая дорожка нас зовет!

Под русскую народную мелодию «На зеленом лугу» дети отправляются в путь.

Воспитатель: Приехали. Станция «Луговая».

Муз. руководитель:

Мы на луг пошли,

Хоровод завели,

А тут и пастушок

Заиграл во рожок.

Дети исполняют знакомую русскую народную песню  «На зеленом лугу». Группа детей подыгрывает на дудочках.

Воспитатель:

А тут на лугу

Стоит чашка творог,

Две тетери

Клевать творог прилетели.

Русская народная игра «Две тетери».

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие.

Едем снова в детский сад

Там обед для ребят:

из овощей наварили щей,

Из ягод компот для детей готов!

Муз руководитель:

И деревья как в лесу, у нас на участке есть,

Можно к ним прислониться, можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой!

Дети под русскую народную мелодию «Ах ты береза»

Праздничное представление

«Здравствуй, лето!»

Цели: создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность ; развивать их творческие способности.

Действующие лица: Маша, Ваня, Пастушок.

Ход праздника

Ведущий.

 В чистом поле, в широком раздолье,

За темными лесами, за зелеными лугами,

За быстрыми реками, за круглыми берегами,

Под светлым месяцем, под белыми облаками.

Под ясным солнышком

Собрались мы позабавиться да потешиться.

Поиграть, пошутить, посмеяться.

Смех, музыка да веселье!

1-й ребенок. Но что-то грустно у нас, не веселится, не тешится.

Ведущий. Нету с вами сладу –

                   Ну, чего вам надо?

2-й ребенок. Тепла, лета,

                       Больше солнечного света!

Ведущий. Да как же мы не позвали Лето прекрасное?

                  Солнышко летнее красное?

Дети исполняют русскую народную попевку «Солнышко».

3-й ребенок. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Будем солнце звать,

Да в «горелки» играть.

Русская народная игра «Горелки».

Ведущий. Солнце землю согревает,

Летний дождик ее поливает.

Русская народная попевка «Дождик».

4-й ребенок. А вот и летняя радуга-дуга

Несет меня в луга, на зеленые берега. Русская народная попевка «Радуга».

5-й ребенок. А еще, радуга-дуга,

                       Неси меня на речку бирюзовую,

                       На травушку шелковую!

Звучит русская народная песня «Трава моя, трава»:

Трава моя, трава,

Трава зеленая, 

Трава моя, трава,

Трава зеленая.

Я по той, по травке

Пойду, погуляю,

Я по той, по травке

Пойду погуляю.

6-й ребенок. Мы в речке искупаемся,

                       На травке поваляемся,

                       В песочке наиграемся!

7-й ребенок. А летом в лесу грибочки найдем,

Землянички и малинки наберем.

Муз. руководитель (напевает русскую народную песню «Земляниченъка»).

емляниченька спела, зрела,

На пригорочке росла,

Ах, цветочек, цветик аленький,

Ро... Розовый, малиновый.

Выходит группа детей.

Девочка.        Будем по лесу гулять,

                    Земляничку будем рвать.

Исполнение русской народной песни «Как пошли наши подружки». Под русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени...» выбегает Ванюшка.

Ваня.        Ой, ну что это со мной,

          Кто-то вдруг летит за мной,

Это кто-то так звенит,

И опять за мной летит.

Я в кусты упал,

Он над ухом прожужжал,

Он как хвать меня за лоб,

Я рукою его «хлоп!»

Девочка. Ой дуды, дударики –

                Это ведь комарики!

Русский народный хоровод «А я но лугу...».

Звучит русская народная мелодия песни «На зеленом лугу», ходит Пастушок.

Пастушок. Добрый дець всем добрым людям,

                    Пусть веселым праздник будет!

                    В зелен луг я пойду,

                    Заиграю во дуду!

Исполнение русской народной песни «На зеленом лугу».

Ведущий (подсказывает).

Скорее ложки, трещотки, бубны берите,

Да добру молодцу играть помогите!

Исполнение оркестра.

Под мелодию частушек выходит группа девочек.

1-я девочка. Эй, пойду, попляшу -

                      На народ погляжу!

2-я девочка. Встанем, девицы, рядком,

                     Да частушки пропоем.

Летние частушки.

Выходят дети в шапочках цветов. Звучит русская наро мелодия «У меня ль во садочке».

Дети.        Пусть летнее яркое солнце светит

          Всем, всем на белом свете!

1-я девочка. Я - веселая ромашка.

2-я девочка. А я -розовая кашка.

1-й мальчик. А я - голубой цветок,

                       Вася, Вася-Василек.

2-й мальчик. А я - веселый красный мак,

Лету тоже очень рад!

Дети.        Посмотрите на цветы -

Как красивы летом мы!

Звучит русская народная попевка «Роза, береза».

Приплясывая, выходит девочка Маша.

Ведущий.        А вот и Маша -

                    Певунья наша.

Маша.        Лето, лето, сколько света!

                    Как прекрасно все вокруг,

                    Солнцем летним все согрето:

                    Речка, поле, лес и луг.

Исполняет русскую народную песню «Летом»:

Зеленейся, зеленейся,

Мой зеленый, пышный сад.

Расцветайте, расцветайте,

Мои алые цветочки.

Поспевайте, поспевайте,

Вкусны ягодки, скорее,

Ко мне будут, ко мне будут Мои гости дорогие!

Ведущий. Светит солнце нам с тобою,

Над нами небо голубое,

Шумит зеленая трава,

Пестреют цветы, зеленеет листва.

Вся природа теплом согрета,

К нам пришло, ребята...

Все:   Лето!

Все дети исполняют русский народный танец «Травушка- муравушка» или любой русский танец.

Ведущий. Вот какое веселое наше лето -

Улыбками, радостью да солнышком согрето!

Занятие для детей старшего возраста

 «В гостях у Лесного гнома»

Цель. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи. Расширять кругозор детей в процессе ознакомления с миром природы («пищевая цепочка», «экологические знаки», правила поведения в лесу). Развивать познавательный интерес к миру природы, его обитателям, познавательно-исследовательскую деятельность через зрительное, тактильное, слуховое восприятие окружающего мира, умение слушать музыкальные звуки, навыки выразительного чтения (интонация, сила голоса), двигательные навыки. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание соблюдать правила поведения в лесу.

Материалы и оборудование. Дидактическая игра «Экологические знаки», лукошко, пособие «Экран системного мышления», картинки (растения), дидактическая игра «Экологическая башня», Лесной гном (фигурка); ноутбук; тарелочки с мелкими предметами из разного материала, открытки с изображением лекарственных растений, емкости с водой, салфетки, клеенки, карточки для опытов, картинки и цветные круги «Времена года».

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы побываем в гостях. Чтобы узнать, у кого, надо отгадать загадку.

Он носит вместо шапки

Веселый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песенкой

Живет в лесу ночном.

(Лесной гном.)

(Раздается звон колокольчиков, появляется Лесной гном).

Педагог предлагает детям рассмотреть объекты, имеющие отношение к Лесному гному: «лесную поляну с цветами, грибами», «паутину», лукошко, «башню» с картинками.

В лукошке лежат карточки с заданиями, их приготовил Лесной гном для детей.)

Первое задание (на расширение кругозора, активного словаря, формирование представлений об обитателях природы).

Педагог. Что мы видим, рассматривая «башню»? Это не простая, а «экологическая башня» (кубики, на каждой стороне которых картинка: животное, насекомое, лес и т.д.). Лесной гном построил ее для того, чтобы рассказать о пищевой цепочке в лесу. Например: лес - в лесу растут цветы - пчела собирает нектар из цветов - медведь любит мед. (Показать, что будет, если убрать одно из звеньев пищевой цепочки, например цветок - цепочка распадается.)

Второе задание (о правилах поведения в лесу).

Педагог. Чтобы в лесном хозяйстве был порядок и пищевая  цепочка не нарушалась, какие правила поведения нужно соблюдать? (Ответы детей.) Как называются знаки, которые помогают нам соблюдать эти правила? Верно. Экологические знаки. Чему они нас учат? Лесной гном хочет спросить, являетесь ли вы друзьями леса? (Ответы детей.) Какие правила друзей леса вы знаете?

Правила поведения друзей леса

Гнездо на ветке - птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И другим не позволяй.

                ***

Нельзя костер бросать в лесу.

Костер в лесу несет беду.

Если пожар в лесу случится,

Без дома будут зверь и птица.

                     ***

         Чтоб было по лесу приятно гулять,

Не надо бутылки и мусор бросать.

                      ***

 Если лес не беречь, он погибнет

И беда всех людей настигнет.

Педагог. Хорошие правила. Ведь в лес мы

ходим в гости. А как надо вести себя в гостях?

1-й ребенок.

Я на кусте у родника

Не тронул сети паучка.

Я поглядел на муравьев:

У них домище - будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил –

В лесу я просто погостил.

2-й ребенок.

Вы к нам в гости приходите,

Только сильно не шумите,

И костры в лесу не жгите,

И деревья не губите.

Приходите в лес лечиться,

Доброте в лесу учиться.

Педагог. Молодцы! Вы прочитали хорошие стихи о том, как вести себя в лесу. Послушайте еще одно стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

                                     (Г. Собакин)

Что случится, если мы сорвем все цветни (Ответы детей.)

Педагог. Гном зашифровал в игре все интересное о растениях. Ему очень хочется  послушать, что мы знаем о них. Это следующее его задание.

Третье задание (на развитие слухового приятия; умения поддерживать разговор, перебивая остальных; выбирать карточки с ответствующими картинками; отвечать вопросы взрослого).

Педагог. Цветок - это что? Это часть взрослого растения. Из чего выросло растение? (Правильно, из семени). Что сначала вырастает из семени? (росток, который превращается в растение с бутоном).Как называются части растений? (Корень, стебель, листья, цветок). Что нужно для роста растений (Земля, вода, тепло, солнце, уход, удобрение ) Какую пользу приносят растения?(Очищают воздух, являются пищей, используются как лекарство, как корм для животных  и птиц, и т.д.)

Четвертое задание (на закрепление знаний о лекарственных растениях).

Педагог. В хозяйстве Лесного гнома есть и лекарственные растения. (На столике открытки с изображением 6-7 растений.) Надо запомнить их названия, а затем закрыть глаза

Педагог. Гном предлагает вам посмотреть «кино» - надо узнать растения, а также : — загадать загадки и ответить на вопросы.

Пятое задание (умение отвечать на вопросы; речевые и двигательные навыки; логическоеское мышление).

•Лекарственные растения

•         Где растут лекарственные растения?

•         Как животные лечатся травами?

•         Чем полезна крапива? ромашка?

 Загадки про лекарственные растения.

•         Поранил ты в походе ногу,

           Усталость не дает идти -

         - Нагнись: солдатик у дороги

           "Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)

•         Растет зеленою стеной,

            Ее обходят стороной,

            Обожжет без огня,

             И тебя, и меня.           (Крапива.)

•         В поле сестрички стоят,

          Желтые глазки на солнце глядят.

          У каждой сестрички -

           Белые реснички.        (Ромашки.)

•         Семена как коготки,

           Желто-красные цветки.

           Для горла помогает.

           Кто же их не знает?           (Календула.)

Игра «Найди нужные картинки» (на развитие слухового восприятия, знание признаков времен года; умение действовать и выполнять инструкции взрослого).

Дети выполняют упражнение под звуки музыкального колокольчика.

Два хлопка перед собой,

Два хлопка над головой,

Две руки за спину спрячем

 И на двух ногах поскачем.

Затем дети бегают вокруг разложенных по кругу карточек с картинками, изображающими времена года. Во время движения произносят следующие слова.

Вот и лето наступило!

Солнце ярче засветило,

Стало жарче припекать.

Где картинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем оказались нужные картинки, должны их поднять и отнести к кругу красного цвета «Лето».

Наконец пришла зима.

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять!

Где картинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки (белый круг - «Зима»).

Вот и осень к нам пришла,

Много хлеба принесла (желтый круг - «Осень»).

Наконец весна пришла,

Мамин праздник принесла (зеленый круг - «Весна»).

Педагог. В лукошке еще одна карточка с заданием (любознательность, умение делать выводы, запись результатов опыта). Лесной гном принес разные предметы. Надо узнать предметы нерукотворные и рукотворные (тактильное исследование). Предметы нам еще будут нужны для опытов, потому что Лесной гном предлагает всем пойти в лабораторию.

Цель опытов - узнать, какие предметы в воде плавают, а какие - тонут. Вы получаете карточку, на которой изображены такие же предметы. Ваша задача - определить, тонут они или плавают в воде. Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду, затем отмечать в карточке результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения ставите стрелку вверх, если тонет в воде - стрелку вниз.

 (Дети самостоятельно проводят опыт заполняют карточку.)

Педагог. Давайте подведем итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде? ( монета, скрепка, камень, стеклянная бусина.) Какие предметы плавают на поверхности вол (Шишка, веточка, пластмассовая игрушка» Значит, предметы из стекла, камня, металла  тонут в воде. А предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде. Молодцы!,

Все задания Лесного гномика выполнены очень хорошо.

Дорогой гном! Наши дети сделали своими руками картину и хотят ее подарить тебе  (Лесной гном прощается и дарит детям колокольчик. ).Дети приглашают его прихоть  почаще в гости и дарят ему коллективную работу (фото, как они представляют место, где живет Лесной гном).

 Экологическая игра

для старшей группы детского сада

"Сохраним воду чистой"

Дети и родители смотрят фильм о природе.

Ведущая:     Ну, какой вода бывает?

                        Кто ответит на вопрос?

                        О водичке все мы знаем

                        И утрем любому нос.

                        Это дождик и сосулька,

                        Белый снег и гладкий лёд.

                        Ручеёк и речка… Каждый

                        Пусть запомнит и поймет.

Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашей экологической игре «Сохраним воду чистой». Представляю вам наши команды:

Команда «Дружные ребята», капитан команды Коледова Аня.

Команда «Веселые ребята», капитан команды Батов Артем.

Также хочу представить наше уважаемое жюри в лице родителей.

Ребята, вы уже много знаете  о воде и, о ее свойствах. А сегодня, мы проверим, знаете ли вы, как сохранить нашу воду чистой.

Сейчас вы посмотрели фильм и поняли, что есть такие люди на нашей Земле, в нашей стране и даже в нашем городе, которые губят реки, озера, моря. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним.

  1. Игра «Не повторись»

Ведущая: Первый конкурс-разминка  игра «Не повторись». Команды дают ответ по очереди, не повторяясь. Посмотрите на экран и ответьте: Вода нужна в детском саду для чего?

-- Мыть руки, умываться.

-- Полоскать рот после еды.

-- Готовить обед на кухне.

-- Чтобы рисовать.

-- Мыть игрушки.

-- Стирать белье.

-- Поливать растения (комнатные и на участке, в теплице).

Ведущая:   Да, много же воды нам нужно.

Итак, я попрошу наше уважаемое жюри подвести итоги этого конкурса.

Жюри оценивает конкурс и присуждает баллы (капельки) за разминку.

  1. Игра «Найди экономный кран».

Ведущая:  Ребята, на экране вы видите много разных кранов. Все они закрываются и открываются по-разному, какие-то быстрее, а у некоторых надо закрутить два вентиля, чтобы вода перестала течь. Подумайте и ответьте: Какой кран самый экономный? Почему?

Предоставляю слово нашему жюри.

Жюри оценивает команды и присуждает баллы.

  1. Конкурс  «Что не правильно?».

Ведущая:  Сейчас я прочту вам стихотворение об одном мальчике, а вы внимательно послушаете и скажете, что он сделал не так.

Б. Заходер.

Течет река                                                                     Нет, нет, никто не утонул,

Издалека…                                                                   Нет, нет, как раз наоборот:

Течет река…                                                                  На мель садится

пароход

Течет река…                                                                  Средь бела дня.

Как хорошо, когда река                                            

 Какой скандал!

И широка, и глубока!                                                  

 Наверно, лоцман маху дал?

Над ней пышнее облака,                                          

 Да нет! Далеко до буйка,                                

Свежей дыханье ветерка,                                        

  Тут глубока была река.

Стройнее, выше лес над ней,                                    

 Была. Вот именно – б ы л а.

И луг прибрежный зеленей!                                      

Была, да, видимо, сплыла.

Течет река…                                                                     Ах, реку мы не узнаем:

Течет река…                                                                     Река становится ручьем!

Поит поля и города,                                                       … Уже и лодки на мели…                                          

Несет и лодки и суда,                                                    

Пловцы вдруг посуху пошли

И рыбы ходят в глубине,                                              

 А рыбы? В горе и тоске

И раки ползают на дне…                                            

  Бедняжки бьются на песке.

Ты хороша, река, весной                                              

 Так что же с ней стряслось,

И осенью,                                                                                                      

 с рекой?

И в летний зной!                                                            

 Увы, друзья, ответ такой:

Купанье! Что за благодать! –                                        

Дошкольник Сидоров Иван

Приятней плыть в живой волне:                                

 Забыл закрыть на кухне

Ребятам или ребятне?...                                                                                        

кран.

Вся живность счастлива вполне!                                

 Вы скажете: какой пустяк!

Ну что такое?!                                                                    Пустяк…

Караул!!!                                                                            

Добро б ручей иссяк,                

А то вон из-за пустяка

                                                                                               Пропала целая река!

Дети совещаются и отвечают.

Ведущая:   Вот, что может случиться, если не закрывать краны. Давайте вместе повторим такой призыв: Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!

Слово жюри для подведения итогов этого конкурса.

  1. Психогимнастика «Состояние воды».

Ведущая:  Ребята, я предлагаю вам немного размяться на нашей физминутке. Все вы знаете, в каком разном состоянии бывает, а теперь, попробуйте их изобразить. Я буду вам называть состояние воды, а вы, под музыку, изображать.

  1. Снег          (кружатся, как снежинки).
  2. Ручеек     (бегут змейкой).
  3. Дождь     (прыжки на месте «кап-кап»).
  4. Лед          (фигурное катание).
  5. Облака    (две команды собираются в круг).

6.Игра «Расставь правильно».

Ведущая: На мольбертах находятся картинки. Каждой команде надо расположить их так, чтобы получился круговорот воды в природе. Лишние картинки надо убрать.

Команды выполняют задание, жюри оценивает конкурс.

7.Конкурс «Течет, течет водичка».

Ведущая:  Посмотрите на экран, ребята. На какой фотографии видно, что к воде относятся не экономно? Почему?

8. Конкурс «Мамина помощница».

Ведущая:  На экране девочка моет посуду. Как вы думаете, много воды она истратит? Почему?

Жюри присуждает баллы командам за два пройденных конкурса.

Ведущая: Дети, скажите, а вы любите купаться? А где вы летом купаетесь?

Сейчас я вам расскажу об одной семье, которая также любит отдыхать у реки.

9. Чтение рассказа «Как люди обидели речку».

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите купаться, отдохнуть. Я буду вам рада» , -- говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в реку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

          Ребята, а как вы считаете, что подумала Речка об этой семье? Почему?

10. Конкурс «Как правильно вести себя на отдыхе».

Ведущая:  Посмотрите внимательно на экран и ответьте, что неправильно на отдыхе? А как правильно надо вести себя на отдыхе?

Жюри оценивает конкурс, присуждая баллы командам.

11. Конкурс «Я могу».

Ведущая:  Итак, ребята, что же вы сами можете сделать для того, чтобы спасти наши реки, озера, моря?

Команды отвечают по очереди. Жюри подводит итоги экологической игры «Сохраним воду чистой».

Ведущая:  Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы все знаете, как беречь воду и сохранить ее чистой.

Мы хотим вас поздравить и наградить медалями. Теперь вы настоящие «Юные защитники воды».

Фольклор

Русская народная закличка «Солнышко»

Солнышко, высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идем,

Мы серпочки несем,

Будем жито жать,

Тебя в гости ждать!

Русская народная приговорка «Жатва»

Будем жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток вывозить,

Цепами молотить.

Будем тесто месить,

Пирогами всех кормить!

Загадки

Одно бросил — полную горсть взял. (Зерно)

***

Золотист он и усат,

В ста карманах — сто ребят. (Колос)

***

Весной — зеленая и пушистая;

Летом — желтая и ершистая. (Пшеница)

***

В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница)

***

Голова — на столе,

Ноги — в поле,        

Середка — на дворе.

(Хлеб, корни пшеницы, солома)

 ***

Сама длинна, худа, всю ветром шатает,

А весь мир питает. (Пшеница)

***

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (Рожь)

***

 Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

                                       

 ***

Кольцо не простое — кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Бублик)

     ***

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

     ***

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог)

«Дары осени» Загадки

У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

                 ***

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

***

Лето целое старалась —

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала. (Капуста)

***

Летом в огороде —

Свежие, зеленые.

А зимою в бочке —

Крепкие, соленые. (Огурцы)

***

Золотая голова

 Велика, тяжела.

Золотая голова

 Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

***

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи. (Морковь)

***

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них — красные детки. (Помидоры)

***

В земле сидит,

Хвост вверх глядит.

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (Свекла)

***

Редьке сестра,

А на вкус не остра;

И растет лепешкой,

С желтой одежкой. (Репа)

***

На болоте квашена,

В красный цвет покрашена,

Под снежком морожена

 И в кисель положена. (Клюква)

Народные приметы, народный календарь

Комнатные птицы молчат — холод еще долго простоит. Воробьи прячут голову в хвост — на мороз или перед метелью.

Северный ветер к ночи стихает.

Молния зимой — к буре, гром — к сильным ветрам. Ворона всегда садится носом к ветру.

Облака идут против ветра — к снегу.

 Февраль — «снежень», «вьюговей», «лютень», «бокогрей». & «Февраль медведю в берлоге бока греет».

4 февраля — Тимофей Полузимник. Тимофеевский мороз ползимы с собой унес. Если в этот день метель, вся неделя будет метельной.

6 февраля — Аксинья. Перелом зимы. Метель — к весне запоздалой. Какова Аксинья, такова и весна.

14 февраля — Трифон. На Трифона снег — весна будет дождливая, на Трифона звездно — весна придет поздно.

15 февраля — Сретенье. С давних времен этот день считался первой встречей весны. У дня больше света, у ночи меньше стужи. Если в этот день оттепель, значит, весна будет ранняя, теплая; коли холода вернутся — весна холодная.

17 февраля — Никола Студеный. Студеный день — шубу снова надень. Редкий год на Руси в этот день не было морозов.

21 февраля — Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте

27 февраля — Прокоп-дорогорушитель дорогу прокапывает (начинаются оттепели).

28 февраля — Василий-капельник (с крыш начинает капать капель).

В феврале зима с весной встречаются впервой.

ЧАСТУШКИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Частушки овощей

 Собирайся, народ,

В развеселый хоровод,

Кто работы не боится –

Тот и пляшет и поет.

Разверни меха, гармошка,

Гармонист, не думай спать,

Сама матушка-картошка

Порешила выступать.

Меня знают на планете,

Всех кормлю на белом свете:

Очень вкусная внутри –

Хоть пожарь да хоть свари!

Очень важный я синьор,

Красногрудый помидор,

Если я расту на грядке –

В огороде все в порядке.

Мы в земле застряли ловко:

Я - редис, а я - морковка,

Я - укроп, я - сельдерей –

Нет на свете нас дружней.

Я капуста белолица,

Меня краше не найдешь,

Я богатая девица,

На мне семьдесят одежд!

Всем известная свекла,

К вам на праздник я пришла,

Я пузата, широка,

Пляшу с самого утра!

Я лучок - всем верный друг.

Помогу сварить я суп,

От недуг спасу как врач –

Только ты чуть-чуть поплачь.

Вот веселый огород –

Что здесь только не растет!

И без нас, без овощей,

Нет ни супа, нет ни щей!

Вы, друзья хорошие,

Хлопайте в ладоши нам:

Чтоб себя всем показать –

Идут овощи плясать!

Частушки грибов

  1. Месяц в небе, как лукошко,

Ты играй, моя гармошка.

Я, грибок, залез на пень

И играю целый день.

(Садится на пенек, ногу на ногу, играет на гармошке.)

насмешки.

 

                              Частушки небылицы про животных

 

 

1.На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь,

А корова на заборе

Стала песни громко петь!

2.Сидит заяц на березе

При калошах, при часах,

А баран свой вес бараний

Проверяет на весах!

3.На лугу стоит телега

И корову продает,

Без коровы та телега

Молоко теперь дает. 

4.Как у Васьки на носу

Ели кошки колбасу,

Ели-наедалися,

Над Васькой потешалися!

5.По деревне Маша шла,

Ванечку увидела:

Под кустом сидит и плачет –

Курица обидела.

6.Купи, тятя, мне коня –

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Мы споем для вас частушки,

Небылицы-хохотушки,

Слушайте внимательно,

Хлопайте старательно!

Сидит ежик на сосне,

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

Это что, а вот у нас

Было дело как-то раз:

Прилетела к нам корова,

Говорит: «Который час?».

 На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ

  1.  «Утка и Селезень».

Все в кругу, в середине - Утка, за кругом - Селезень, ловит Утку. Играют как в «Кошки-мышки».

Дети (поют). Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утица, ты домой,

Поди, серая, ты домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой - селезень.

  1.  «Верба-вербочка».

Водящих выбирают считалкой: мальчика и девочку. Дети стоят в двух кругах. В одном круге - девочка, в другом - мальчик. Дети двигаются со словами:

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна Посреди круга стоит.

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет. Канарейка-Машенька.

Соловейка-Сашенька. (Ванечка.)

Люди спросят:

«Кто такой?»

«Саша, Саша, милый мой!»

(«Ваня, Ваня, милый мой!»)

Считалка:

Верба распустилась,

Вся распушилась,

Без вербы нет весны,

Мы играем - водишь ты!

В конце круги разрываются, и дети пляшут под русскую народную мелодию.

  1.  «Воробышек».

Идут по кругу, в центре Воробей (один из детей).

Весна.        На улице стало теплее,

А на сердце веселее.

Давайте играть

Да как птички щебетать.

Вот воробей, что мы ему скажем - То он и покажет!

Покажи, воробышек, (2 раза)

Как уточка ходит,

Как она гуляет.

Воробей.        Вот так уточка ходит,

Вот так она гуляет.

Весна.        Покажи, воробышек, (2раза)

Как бабушка ходит,

Как она гуляет.

Воробей показывает, и т. д. Воробья можно спросить:

Как девушка ходит.

Как заинька скачет.

Как курочка кудахчет.

Как кукушка кукует.

Как ветер дует.

Как ребенок плачет.

Как деревья шевелятся.

Как птицы летают.

Как ягоды собирают.

Как огород копают и т. д.

  1.  «Барашеньки-крутороженьки».

Дети идут по кругу, мальчик Ваня в кругу.

Барашеньки-крутороженьки (идут пружинистым шагом) По лесам ходили, по горам бродили (топающий шаг),


Литература:

1.Фольклорно - экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт. – сост. Г.А.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2006.- 156с.

2.Добро пожаловать в экологию! Часть II/ Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ сост. О.А.Воронкевич.- Санкт- Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,- 2004.- 336с.

Содержание:

1. Введение …………………………………3

2. Музыкальное занятие «Путешествие в лес»…………………………………………..4

3. Праздничное представление «Здравствуй лето!»…………………… …………………7

4.Занятие для детей ст. возраста «В гостях у лесного гнома»……………………………11

5. Экологическая игра «Сохраним воду чистой»……………………………….…….17

6.Фольклор…………………………………..23

7. Народные приметы, народный календарь………………………………..…26

8. Частушки на экологическую тему………………………………………….27

9. Частушки небылицы про животных…………………………………….28

10. Русские народные игры с пением………………………………………30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра - как средство воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста".

ИГРА – КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАВведение …………………………………………………………………..…. Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬН...

Передовой педагогический опыт по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация              Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию ...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»

Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия "экологическая культура", "экологические знания", "системные знания", описаны формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для воспита...