Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Поденако Марина Анатольевна

В статье рассмотрены понятия "экологическая культура", "экологические знания", "системные знания", описаны формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для воспитания экологической культуры, осознанного отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_statya.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам, полезным ископаемым, флоре и фауне (Н.В. Бордовская, А.А. Реан). Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры.

В дошкольном детстве активно идет процесс социализации личности, осуществляется освоение ребенком культурного опыта, в том числе позитивного опыта взаимодействия с природой. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает знания о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В 80 - 90 годы XX века многочисленными исследователями теоретически было разработано экологическое содержание дошкольного образования. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой были выделены содержательные характеристики экологической воспитанности личности, определены общие задачи экологического воспитания дошкольников, выделены требования для разработки единой программы природоведческих знаний для детей, рассмотрены направления экологического воспитания детей, представляющие собой систему знаний о природе для дошкольников.

Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется   формированием у него знаний экологического содержания. По мнению С.Н.Николаевой, экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.  Экологические знания являются необходимым условием появления особого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер, выражается в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний, готовности бережно обращаться с природой.

В.И. Логинова выделила следующие признаки знаний:

  1. Многообразие сторон познаваемого объекта (чем больше знаний о сущностных особенностях объекта, тем более адекватны знания);
  2. Существенность знания (выделение главного, существенного в объекте);
  3. Обобщенность знаний (выделение сущности не только единичного объекта, но и сущности целого класса объектов, познание объективных связей внутри класса);
  4. Системность знаний, познание и отражение совокупности объективных существенных связей действительности, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой доказывается возможность освоения знаний детей дошкольного возраста о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой.

 В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.     Старшие дошкольники способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.
         Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

По мнению О.А. Соломенниковой, дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Необходимо расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к природному и предметам рукотворного мира, учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, поэтому на данном этапе воспитатель начинает формировать у дошкольников обобщенные представления о временах года, о явлениях природы, о животных, особое внимание в этом возрасте уделяется формированию навыков экологической безопасности в природе.

По мнению О.А.Соломенниковой, в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Соблюдая принцип научности, дошкольники узнают о том, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются различные методы и формы работы:

  • Наблюдения с фиксацией результатов в виде рисунков, схем, дневников;
  • Игры экологического содержания, викторины;
  • Игровые обучающие ситуации;
  • Опытно-экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы;
  • Труд в природе;
  • Экскурсии (на водоем, в парк, на озеро, в зоопарк);
  • Использование природоведческой литературы, народных примет, загадок о природных явлениях, растениях, животных;
  • Проектная деятельность;
  • Знакомство с произведениями художников – анималистов и пейзажистов.

Многочисленные исследования развития экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что экологические знания должны формироваться как в совместной деятельности с взрослыми, так и в самостоятельном активном познании природы.

Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда, построенная с учетом особенностей формирования экологических знаний у дошкольников, становится незаменимым средством для решения данной педагогической задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра - как средство воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста".

ИГРА – КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАВведение …………………………………………………………………..…. Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬН...

Передовой педагогический опыт по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация              Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию ...

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Практическое пособие по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Познаем окружающий

В данном пособии представлены комплексные занятия,  русские народные игры, песни, народный календарь, приметы   по экологии для старших дошкольников. Работа по представленному в данном ...