Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
проект (старшая группа)

Сафонкина Юлия Петровна

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_severa.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект

Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

«Тайны русского Севера»

        Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных традиций и современного опыта. В индустриальном обществе, шагающим семимильными шагами в техногенное будущее, окружённое глобальной информационной сетью всевозможных видов техники и прогресса, проскальзывает нечто незаметное для современного человека, а именно, постепенно в сердцах людей исчезает любовь к родной земле, к родному наследию, интерес к своим корням, истокам  русской земли, а вместе с любовью исчезает сопереживание за будущее нашей Родины, ревность по родному краю,  исчезает в сердцах людей, то, что называют патриотизмом. Для решения данной проблематики на современном этапе необходимы и инновационные подходы, чем является проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в дошкольном отделении образовательного комплекса.

        Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект «Тайны русского Севера» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, социально-коммуникативных навыков, создаёт у детей старшего дошкольного возраста предпосылки поисковой и научно-исследовательской деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности и интеллектуальной инициативы.

        Использование проектной деятельности как средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно при условии, что активными участниками социально-педагогического процесса будут не только педагоги дошкольного отделения, но и родители детей. Поэтому необходимо сотрудничество  с родителями, используя современные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного отделения образовательного комплекса.

        В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального школьного образования. Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС рассматривается как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования, являясь необходимым элементом непрерывного образования на этапах дошкольного и школьного образования.  Данный подход к проблеме преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Содержание информационно-практик-ориентированный социально-педагогического проекта

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • Осуществление индивидуального подхода в реализации социально-педагогического образовательного процесса согласно положению ФГОС; 
  • Создание условий, которые позволяют обеспечить воспитаннику эмоциональное благополучие, доверительное и доброжелательное отношение детей друг к другу, что позволяет максимально качественно усваивать материал, обеспечивая интерес и инициативу детей к продуктивной, творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Творческая организация социально-педагогического - воспитательного образовательного процесса и вариативность использования образовательного материала (театрализованная деятельность), позволяющая развивать социально- нравственные качества личности;
  • Обеспечение социально-нравственного развития ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения с использованием интегрированных педагогических и психологических подходов в образовательной деятельности в условиях дошкольного отделения образовательного комплекса и семьи;
  • Осуществление преемственности в структуре непрерывного образовательного процесса между дошкольным и начальным уровнем общего образования.

Вид проекта: информационно-практик-ориентированный социально-педагогический с элементами прикладного творчества;

Тип проекта: детско-взрослый; ребёнок – субъект проектирования; открытый – в ДО и за его пределами;

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год);

Срок реализации проекта: Октябрь-декабрь – I- блок (11 занятий)

  • Январь-март –II блок (10 занятий)
  • Апрель-май –III блок (7 занятий)

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет;

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, социальный педагог, воспитатели, хореограф, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: интеграция образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»).

Хронометраж занятий: 30 мин.

Количество занятий: 30 занятий

Ожидаемый результат: любознательность, активность, интерес к новым знаниям, к народам севера РФ, проявление чувства уважения, толерантности, любви к русскому народу, умение представить творческий продукт совместной деятельности детей, интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи, народные промыслы, народные игры, литературные произведения, народную музыку, проявление чувства гордости за Россию.  

Актуальность темы: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Структура проекта

Образовательные

области

Содержание

I - блок « Таинственный Север»

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»,   «Художественное творчество», «Музыка».  

1.Знакомство детей с просторами России: « Широка страна моя родная...».

2.Знакомство с северным краем Российской Федерации: « Северные берега»:

а) карта путешествия по северному краю;

б) природа севера;

в) кто живёт на севере?

3. Беседа об истории возникновения северных городов: « Жемчужины Севера»:

а) г. Санкт-Петербург (Пётр I, история возникновения города, значение для России, возникновение российского флота);

б) г. Архангельск  

в) г. Мурманск

г) г. Псков

д) Дальний север, знакомство с малочисленными народами дальнего севера.

е) Мини – викторина, посвящённая городам севера (проверка полученных знаний в ходе занятий I- блока).

 

II -блок « Народы Севера»

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».

1. Беседа с детьми о возникновении северного народа (северный этнос), культура слова, имена, ремёсла.

2. Национальная одежда народов севера:  аппликация или изобразительная деятельность. Презентация.

3. Северное зодчество: беседа о домах северного края, занятие с участием родителей (красочная юрта).

4. Традиции:  праздники народов севера, поверья.

5. Промыслы северных народов «Самая красивая игрушка» (северный олень).

6. Игры народов севера: « Юрта», «Поймай оленя», «Гордые пингвины»

7.Музыка и танцы народов севера (слушание музыкальных композиций и просмотр танцевальных хореографических постановок).

8. Экскурсия: посещение музея.

III- блок « Русское наследие»

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Театрализация».

1. Великие русские учёные: Ломоносов М., Татищев В.Н, (просмотр презентации о русских учёных).

2. Великие русские полководцы северного флота: Апраксин Ф., Ушаков Ф.(презентация).

3. Русские писатели севера: чтение литературного произведения Шергин  Б.«Шиш  и трактирщица», стихи о северном крае.

4. Сказки народов севера: чтение сказок и обсуждение произведений.

5. Просмотр мультипликационного фильма, посвящённый северу.

6.Театрализованная постановка  северной народной сказки: «В яранге горит огонь»

7. Храмовое зодчество народов Севера: изобразительное искусство. Выставка детских рисунков в группе.

8. Великие подвижники Севера: « Интересные истории простых людей»

(презентация).

9. Беседа с детским писателем Ивановым С.И. о северном крае.

     

Библиография

1.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы».- М.: АРКТИ, 2003;

2.Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003;

3.Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008;

4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2010;

5. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России».  Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;

6. Шергин Б.В. Веселье сердечное: Сказки и поморские сказания. – М.: ОГИ, 2006;

7. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург для малышей. Пособие по истории города 4-е издание.- СПб.: Корона принт, 2014;

8. Символы Санкт-Петербурга. Наглядные пособия по истории города. – СПб.: Корона принт, 2014;

9. Санкт-Петербург. Виды старого города. Наглядные пособия по истории города. – СПб.: Корона принт, 2014;

10. Никонова Е.А. Чудо-богатыри земли Русской. Учебное пособие. – СПБ.: «Паритет», 2005;

11. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна: Для старшего и младшего возраста. – М.: Просвещение, 1999;

12.Александрова Л.А. Русь- страна городов: книга для чтения по истории с иллюстрациями, макетами, поделками, играми. – М.: Школьная пресса, 2001;

13. Моя Родина - Россия. Большая и малая Родина. – М.: Школьная пресса, 2010;

14. Моя Родина – Россия. С древних времён до наших дней.  – М.: Школьная пресса, 2010;

15. Астахова Н.В. Пётр I. История о первом императоре.  – М.: Издательство «Белый город», 2003;

16. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Знакомство с городом: Пособие с наклейками. – СПб.: Корона принт, 2014;

17. Символы Санкт-Петербурга. Альбом-расскраска. – СПб.: Корона принт, 2014;

18. Авторские разработки по теме проекта ( занятия).

Формы организации детей:

  • Продуктивная деятельность;
  • Работа в изобразительной студии;
  • Выставка детского рисунка;
  • Конкурс-викторина;
  • Конкурс чтецов;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • Показ хореографической постановки;
  • Просмотр танцевальных композиций и мультипликационных фильмов;
  • Групповые посещения музеев;
  • Беседы;
  • Показ театрализованной постановки.

Методы и приёмы организованной образовательной деятельности:

  • Игра;
  • Наглядность (выставки репродукций картин известных художников, рассматривание географических карт и глобуса, рассматривание фотографий);
  • Традиционные педагогические методы и приёмы (диалог, беседы по картинкам и фотографиям, викторины);
  • Рекламно-информативная ( художественно-литературные занятия, просмотр репродукций);
  • Творческая активность детей (групповая);
  • Включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;
  • Метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа;
  •  Посещение музея;
  • Беседа с детским писателем об истории северного края;
  • Открытое занятие.

Формы контроля:

  • Беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить качество усвоения ребёнком представлений о России, городах севера, о формировании ценностных ориентиров воспитанника;
  • Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, свободной досугово-игровой деятельности, театрализованных постановок, занятий по изобразительному искусству и прикладному творчеству.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка детского творчества «Природа севера»;
  • Выставка детских рисунков «Сказочные герои северного края»;
  • Выставка поделок  и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Достопримечательности Санкт-Петербурга»;
  • Видеопрезентация  «Широка страна моя родная…»;
  • Видеопрезентация « Народы севера»;
  • Театрализованная постановка « В яранге горит огонь»
  • Конкурс-викторина « Жемчужины севера»;
  • Литературные чтения «Город на Неве;
  • Конкурс стенгазет « Северные бастионы.

Принципы проекта:

  • Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;
  • Гумманистический подход: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;
  • Индивидуализация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о северном крае Российской Федерации;
  • Интеграция: сочетание разных видов деятельности, сотрудничество с семьёй, музеем, специалистами дошкольного отделения, детскими писателями;
  • Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.  

Мониторинг эффективности:

Эффективность проекта объективно оценивается  по результатам диагностических исследований:

  • Интервьюирование детей на тему « Северный край  - богатство России»;
  • Групповые беседы с детьми на тему «Северные бастионы»;
  • Включённое наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей;
  • Анализ продуктов творческой деятельности детей ( рисунки, прикладное творчество, аппликации, лепки).

Оборудование:

  • Репродукции картин известных художников;
  • Изобразительные материалы;
  • Мультипликационные фильмы;
  • Материалы для изготовления поделок;
  • Аудио и видео аппаратура;
  • Развивающие игры по теме занятий;
  • Оборудование для показа презентаций;
  • Тематические аудиозаписи.

 

Этапы работы над проектом

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап (разработка проекта)

Цель: самосовершенствование по теме

Сентябрь-октябрь

Составление рассказов о России: о природе, о животных, о птицах, о реках и морях, горах и лугах.

В самостоятельной творческой деятельности рисование на заданную тему.

Прослушивание музыкальных произведений советского времени: «Широка страна моя родная…», звуки природы, птиц.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Изучение методической литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, гражданской позиции и тематическому направлению проекта.

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к совместной работе.

Оформление выставки работ детей на данную тематику.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Этап: формулирование проблемы

Цель: помочь детям осознать и на личностном уровне воспринять проблему.

Ноябрь-декабрь

Осознание и личностное восприятие проблемы.

Принятие задач проекта.

Знакомство в виде бесед с городами Севера.

Участие в творческих выставках рисунков, поделок, аппликаций.

Проведение ознакомительных бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по прикладному искусству, музыкальному воспитанию.

Организация выставки детского творчества в группах.

Этап: практическая деятельность детей

В течение всего проекта

Выбор материалов для поделок.

Изготовление поделок, аппликаций под руководством педагога.

Заучивание стихов в совместной деятельности с родителями.

Подготовка и творческая работа над театрализованной постановкой по сказкам севера.

Творческая работа над танцем.

Организует творческую деятельность детей.

Предоставляет различные материалы для совместной творческой деятельности детей.

Оказывает практическую помощь детям (по необходимости).

Организует групповую и индивидуальную работу.

Этап: оформление

В течение всего проекта

Оформление выставки работ, творческих уголков группы и зала.

Помогает в оформлении выставки творческих работ.

Этап: реализация проекта в образовательную практику

Октябрь-май

Защита проекта: показ театрализованной постановки.

Представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта.

Совместная деятельность с родителями и педагогами ДО

Разработка конспектов занятий, сценария театрализованной постановки.

Проведение совместных мероприятий с родителями.

Посещение музея Востока.

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.

Изготовление и приобретение материалов для творческих поделок и наглядного материала по тематике проекта.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

Май

Открытое занятие (презентация, театрализованная постановка).

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Создание видеороликов, презентаций.

Обобщение работы и публикация материала на личном мини-сайте социального педагога, СМИ, издание в научно-педагогических изданиях.

План работы по реализации проекта

Мероприятие, тема

Ответственные

Участники

I - блок « Таинственный Север»

Занятие в группе. Знакомство детей с просторами России:

« Широка страна моя родная...».

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Знакомство с северным краем Российской Федерации: « Северные берега».

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Беседа об истории возникновения северных городов: Жемчужины Севера»:

г. Санкт-Петербург – город «Мечта» (Пётр I Великий, история возникновения города, значение для России, возникновение российского флота).

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Город – Мечта: достопримечательности г. Санкт-Петербурга). ИЗО-деятельность.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Город-Мечта: «Ботик Петра I». Аригами.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Знакомство с г. Псков. «Северные бастионы». Аппликация.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Знакомство с г. Архангельск «Северные бастионы». Поморские истории (показ мультипликационного фильма « Апельсин»).

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Знакомство с г. Архангельск «Северные бастионы: прикладное творчество: «Птица счастья».

Социальный педагог, воспитатель

Дети

Занятие в группе. Знакомство с г. Мурманск «Северные бастионы»: прикладное творчество: «Арктический тюлень».

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Дальний север. Знакомство с малочисленными народами дальнего севера и с народами, причисленными к северному этносу. Прикладное творчество: «Юрта».

Социальный педагог, воспитатель

Дети, родители

Занятие в группе. Мини – викторина, посвящённая городам севера (проверка полученных знаний в ходе занятий I- блока).

Социальный педагог

Дети

II -блок « Народы Севера»

Занятие в группе. Северный народ-суровый, приветливый и разнообразный. Беседа с детьми о северном народе: имена, ремесло северных народов.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Национальная одежда народов севера. «Шьём чукотский керкер»Аппликация из рваных кусочков цветной бумаги.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Промыслы архангельского края. Прикладное творчество: «Архангельская птица». Поделка из бумаги.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Промыслы северных народов. Прикладное творчество: «Самая красивая игрушка». Северный олень.

Социальный педагог

Дети, родители

Занятие в группе. Промыслы нивхов. Прикладное творчество. «Чудо-рыба».

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Традиции северных народов. «Медвежий праздник» - игры и культура. « Поймай оленя», «Гордые пингвины».

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Прикладное творчество: «Жители северных полюсов - пингвин»

Социальный педагог

Дети, родители

Занятие в группе. Музыка и танцы народов севера. Прослушивание музыкальных композиций и просмотр танцевальных вариаций. « Я танцую хоровод»

Социальный педагог

Дети

III-блок «Русское наследие»

Занятие в группе. Русские писатели севера. Шергин Б. Чтение литературного произведения : «Шиш и трактирщица», стихи о северном крае.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Сказки народов севера. Читаем «Кукушка»

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Просмотр мультипликационного фильма: «Кукушка», «В яранге горит огонь».

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Храмовое зодчество Севера. Изобразительное искусство. Рисуем храмы Севера. Кижи. Раскраска.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Великие русские учёные. М.В. Ломоносов. Беседа с детьми о великих людях эпохи Екатерины II. Презентация.

Социальный педагог

Дети

Занятие в группе. Северный флот. «Кто защищает северные берега?» Беседа с детьми о русском северном флоте.

Социальный педагог

дети

Занятие в группе. Беседа с детским писателем Ивановым С.И. создателем трилогии «Детский курс занимательной науки». Тема беседы: «Истории простых людей».  

Социальный педагог

Дети, детский писатель Иванов С.И.

Театрализованная постановка по мотивам северной сказки: «В яранге горит огонь»

Социальный педагог, воспитатель

Дети, родители

Экскурсия: посещение музея стран Востока (экспозиция «народы Севера»)  

Социальный педагог, родители

Дети, родители

Модель педагогической деятельности с родителями в условиях реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Беседа с родителями на родительском собрании о реализации проекта «Тайны русского Севера» в группах

Сентябрь

Консультации о необходимости совместной деятельности с детьми на протяжении осуществления всего цикла проекта, оказание помощи детям при необходимости.

Октябрь-май

Совместный просмотр мультипликационных фильмов, кадров из фильмов, посвящённые истории России (Петровская эпоха, эпоха царя Алексея Тишайшего, эпоха Екатерины II), а также просмотр видеосюжетов, посвщённые городам русского севера: Архангельск, Санкт-петербург, Псков, Кижи, Петрозаводск, Мурманск и другие города не планируемые в проекте.  

Октябрь-декабрь-март -апрель

Привлечение родителей с целью проведения мастер-класса для детей, посвящённые северной тематике (прикладное творчество)

Ноябрь-апрель

Привлечение родителей с целью оказания помощи детям в оформлении декораций и бутафории для театрализованной постановки «В яранге горит огонь»  

Апрель-май

Поездка с детьми в Государственный музей Востока с целью посещения экспозиции «Народы дальнего Севера»

Апрель-май

Заключение

        Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект «Тайны русского Севера» предназначен для формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, знаний об историческом прошлом России, формирования гражданской позиции, толерантного отношения к малочисленным народам Российской Федерации, проживающие на дальнем севере. Проект помогает установить историческую преемственность поколений, помогает формировать чувства любви и уважения к Родине.         Нравственно-патриотическое воспитание воспитанников старшего дошкольного возраста возможно в полном объёме в том случае, если структура и организация работы с воспитанниками будет осуществляться методологически обоснованно и корректно, по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей интеграцию  всех компонентов образовательных областей, актуализацию жизненного опыта и активизацию дошкольников на всех этапах работы, взаимодействие в триаде «педагог-ребёнок-родитель».

        Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются  элементы этнографической культуры ( народные праздники, игры, фольклор, народные промыслы). Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет воспитывать уважение к народным традициям не только российского народа, но и к малочисленным народам дальнего севера, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...