Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
методическая разработка (подготовительная группа)

Пухтинова Светлана Владимировна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной  аппликации» с описанием цели, задач, актуальностью и перспективным планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty.docx193.15 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы

по самообразованию

воспитателя подготовительной к школе группе

ГКДОУ КО «Здравушка»

Пухтиновой С. В.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/195350/pub_5c8fa181ee822b00b38b4342_5c8fa1d6f8400900b394ece3/scale_1200

Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной

 аппликации».

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде,

где человек воображает,

комбинирует, создает что-либо новое».

Л.С.Выготский

Введение.

Актуальность: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» говорил Л. И. Выготский.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Все дети талантливы, развитие творческих способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим является – детство.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. О видах рукодельных техник с использование бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.

Бумага один из простых, доступных материалов. Дети легко работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предложить разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать. Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, т. е. использование нетрадиционной техники работы с бумагой – объёмную аппликацию будет способствовать  развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 Цель: создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников посредством объёмной аппликации.

   Задачи: 

  • Проанализировать исследования  по проблеме творческих способностей в отечественной психологии
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации – объёмная аппликация и её видами.
  • Учить детей грамотно отбирать содержание аппликацию
  • Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций.
  • Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, а также воображение, творческие способности, восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию и цветовосприятие детей.
  • Формировать симметричное вырезание из сложенной бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру.
  • Вызывать интерес к созданию сюжета аппликативными средствами.
  • Воспитывать эстетические чувства и отношения к созданному.
  • Воспитание самостоятельности, произвольности поведения, умение реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.

Направление самообразования: методическое.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, интернет-ресурсы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации программы самообразования: 2019 – 2020г.г.

Представление материала: консультация на педагогическом совете, мастер-класс для педагогов, открытая НОД.

Основные этапы работы по теме самообразования.

№ п/п

Этапы

Сроки

Содержание работы

1.

Диагностический

В течение года

Сентябрь

Май

1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов).
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей через объёмную аппликацию.
3. Подбор методического оснащения.

4. Пополнение методической копилки.

5.Проведение мониторинга по аппликации.
6. Разработка перспективного плана по развития творческих способностей старших дошкольников посредством объёмной аппликации.

2.

Прогностический

В течение года

1.Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.

3.

Практический

В течение года

1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.

4.

Обобщающий

Ноябрь

Февраль

Май

1. Распространение опыта своей работы:

- Консультация: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»;

- Мастер-класс для педагогов: «Нетрадиционные методики объёмной аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»;

- Открытая НОД: по художественно-эстетическому развитию (объёмная аппликация).

2. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Предполагаемый результат:

  • Развивается  творческий потенциал детей.
  • Дети получают радость от сотворчества .
  • Дети осваивают  нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;         художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
  • У родителей проявляется  повышенный интерес к творчеству детей.

Перспективный план на 2019 – 2020 учебный год

по самообразованию на тему

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной

аппликации».

Месяц

НОД

Задачи

Предварительная

работа

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг

Октябрь

«Огурцы и помидоры с нашего стола».

Задачи:

1. Учить детей создавать объёмные композиции.

2. Закреплять умения вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением углов. Формировать умение склеивать фигуры отдельными частями для создания объёма.

3. Воспитание аккуратности и глазомера.

Рассматривание иллюстраций и картинок овощей. Д/и «Волшебный мешочек», «Съедобное – несъедобное». Загадывание и отгадывание загадок.

Рекомендации родителям закрепить с детьми технику вырезания овала и  названия овощей.

Ноябрь

НОД: «Мой любимый котёнок». Задачи: 1.Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки и скатывать из них шарики.

2. Развивать умение выкладывать бумажные шарики плотно друг к другу, заполняя объект, не заходя за контур.

Формировать мелкую моторику рук  и глазомер

3. Воспитывать любовь к животным.

Беседы о домашних животных. Д/и «Домашние животные». П/и «Кот и мыши». Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде животного.

Конкурс рассказов детей, подготовленных совместно с родителями  на тему: «Эти забавные животные».

Ноябрь

НОД: «Улица нашего города». Задачи: 1. Учить детей совершенствовать аппликативную технику, используя нетрадиционный вид аппликации – рваная мозаика в сочетании с пластилинографией.

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Беседы: о родном крае, городе и улицах. О разных видах транспорта; о профессиях. Д/и «Красивые дома», «Улица», «Правила дорожного движения».

Оформление информации для родителей «Мой город,, моя страна». Беседа «Дорога не место для игр».

Декабрь

НОД: «Ёлочки- красавицы». Задачи: 1. Учить детей создавать объёмные композиции с использованием модульной аппликации (мозаики).

2. Развивать умение делать из полоски бумаги, с использованием ножниц, конфетти. Формировать умение склеивать фигуры отдельными частями для создания объёма.

3. Воспитание аккуратности и соблюдения техники безопасности.  

Рассматривание ёлки и зарисовка с натуры или по представлению. Геометрическая мозаика «Сложи ёлочку». Д/и «Опиши предмет».

Привлечение родителей к новогоднему празднику и заучивание с детьми стихов.

Январь

НОД: «Полярные медведи». Задачи: 1. Учить детей вырезать по контуру детали композиции, активизируя технику силуэтной аппликации.

2. Развивать чувство формы и пропорций.

3. Воспитывать эстетическое отношение к природе.  

Беседа о полярных обитателях. Знакомство с их внешним видом. Просмотр телевизионных журналов о полярных обитателях. Д/и «Дикие животные».

Рекомендовать родителям посетить с детьми зоопарк.

Февраль

НОД: «Подарок для папы». Задачи: 1. Учить детей создавать из бумаги открытку с кораблём, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной аппликации.

2. Развивать композиционные умения.

Формировать мелкую моторику рук  и глазомер

3. Вызвать интерес к подготовке подарка.

Беседы о празднике защитников Отечества, о профессиях пап и дедушек. Чтение стихотворений и рассказов данной тематики. П/и «»Меткий стрелок», «Разведчики». С/р игры: «Пожарные», «Моряки» и т.д.

Оформление уголка для родителей на тему: «День защитника Отечества».

Март

НОД: «Цветок для милой мамочки». Задачи: 1. Учить детей создавать объёмные композиции.

2. Закреплять умения вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением углов. Формировать умение склеивать фигуры отдельными частями для создания объёма.

3. Воспитывать желание порадовать мам и поздравит их с праздником.

Беседы о празднике 8 марта. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая». С/р игра «Семья». Рассказы детей по темам: «Мои близкие», «Как я помогаю маме».

Оформление уголка для родителей на тему: «Международный женский день – 8 марта».

Апрель

НОД: «Перелётные птицы». Задачи: 1. Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей.

2. Закреплять приемы наклеивания деталей из пластилина на фон аппликации, используя метод пластилинографии.

4. Развивать художественный вкус и фантазию при создании композиции, творческие способности детей

5. Воспитывать любовь к родной природе.

Беседа на тему «Перелётные птицы», загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе весной, за птицами, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Чтение произведений о природе «Чей нос лучше? », «Синичкин календарь;  игры: «Вороны – воробьи», «Птичка на дереве», «Собери картинку»,

Рекомендовать родителям Побывать в лесу, послушать пение птиц и понаблюдать за прилётом птиц.

Май

НОД: «День победы». Задачи: 1. Познакомить детей с новым видом аппликации – торцеванию.

2. Развивать умение располагать элементы рядом дуг с другом, не выходя за контур. Формировать композиционные умения.

3. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны и ветеранам.

Беседы о празднике 9 мая- День победы, о разных родов войск и их значении для защиты нашей страны. Чтение стихотворений и рассказов данной тематики. П/и «»Меткий стрелок», «Разведчики». Возложение цветов к памятной доске возле 26 школы героям Вов

Рекомендовать родителям  сходить вместе с детьми к вечному огню, возложить цветы и почтить память наших воинов.

Мониторинг

Используемая литература:

1.Изучение  нормативно-правовой  документации.   Закон  «Об  образовании»,  СанПин  2.4.1.3049-13,  ФГОС  (вступивший  в  силу  01.01.2014г.),  приказы,  письма  разного  уровня.

2. Изучение УМК общеобразовательной программы «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3. Изучение новинок методической литературы, статей из журналов «Старший воспитатель», «Управление», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Детский  сад  от А  до  Я».

4. Петрова И.М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.

5. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П.: Детство-

ПРЕСС 2009г.

6. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008

7. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.

8. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. МОСКВА 2007. УДК

9. Румянцева Е.А. Аппликации. Издательство: Айрис-Пресс Год издания : 2014. 

10. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

11. Аппликация в детском саду и дома. 6-7 лет./Под ред. С.Вохринцева. - Изд. Страна фантазий, 2003.

12.Богатеева З.А. Занятия аппликаций в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.

13. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание .- 1982 № 11.

14.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 356 с.

15.Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под

ред. Р. Г. Казаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Цель: Повышение своего теоретическог...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Данный материал  представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....