План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
учебно-методический материал (старшая группа)

Чебыкина Елена Владимировна

Данный материал  представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

по теме:

«Развитие  творческих способностей   детей

старшего дошкольного возраста  в изобразительной деятельности»

воспитателя группы « Волшебная страна»

Чебыкиной Елены Владимировны

Актуальность

“Истоки способностей и дарования детей на

кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити — ручейки,

которые питают источник

творческой мысли. 
Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Поскольку проблема творческих способностей у старших дошкольников является актуальной, она была выбрана  для более глубокого изучения в рамках темы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности» .

. Сейчас наши дети воспитываются на телевидении, интернете, различных интеллектуальных игрушках, которые покупают детям родители, бабушки и дедушки, но при этом забывают купить коробку с карандашами ,красками или  пластилин. Современному ребенку трудно включить работу воображение, так как они привыкли к быстрой смене сюжета при просмотре того же мультфильма, да и зачем думать, когда можно найти в интернете.

     Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший в раннем  возрасте интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Именно в старшем дошкольном  возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности.

Виды изобразительной деятельности в детском саду

                                             Изобразительная деятельность

Рисование

-карандаши, краски, мелки, нетрадиционные приемы и т. д.

Лепка

-глина, пластилин, песок, тесто, снег и т. д.

Аппликация

-бумага, природный и бросовый материал и т. д.

   Актуальность этой темы в том, что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач современного образования. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 

 Итак, объект нашего исследования - изобразительная деятельность детей  старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: являются ли занятия по изобразительной деятельности эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - творческие способности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Цель нашего исследования: выявить особенности развития творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

 Задачи:

-изучить литературу по данному вопросу;

-создать благоприятные условия для развития художественных способностей, развития интереса к изобразительной деятельности у детей;

-развивать детское воображение, интерес к творческой деятельности;

-вести просветительскую работу с родителями о важности занятий изобразительной деятельностью для ребёнка-дошкольника.

 Методологической основой  исследования послужили  концептуальные подходы к интерпретации сущности творческой деятельности и роли в ней механизмов воображения, разработанные  психологами (Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, А.В. Петровский, Я.А.Пономарев и другие); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи развития творческих способностей с опытом личности  и с развитием эмоциональной сферы  (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю.Субботина); концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О.М. Дьченко, Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова, Г.А.Урунтаева, Л.Б. Фесюкова); идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С.Д. Давыдова, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А.Комарова, О.А.Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлянская и другие).

Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Изыхская СШ», структурное подразделение детский сад «Колобок».  В  работе в качестве испытуемых приняли участие  дети  в возрасте 5 – 7 лет старшей группы , обучающихся по программе «От рождения до школы».

Дата начало работы над темой: 1.09.2023г.

Когда предполагается закончить работу над темой : май 2024г.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная.)

План работы по теме самообразования на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и

Сентябрь – май

1.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

2.Комарова Т.С. «Дети в мире

Анализ литературы

других

источников

Диагностика

Сентябрь,

май

творчества».

3.Комарова Т.С. «Детское

художественное творчество»

4.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования».

5. Интернет-ресурсы.

Цель: выявить знания и умения детей по изобразительной деятельности.

Работа с детьми

Сентябрь

Осенние композиции: натюрморты, букеты (рисование, лепка, аппликация).

Совместная творческая деятельность.

Октябрь

Рисование осенних пейзажей.

Совместная творческая деятельность.

Ноябрь

Изобразительное творчество и игра (рисование, аппликация, лепка  по мотивам игр -драматизаций, подвижных, изготовление пособий для дидактических игр).

Совместная творческая деятельность.

Декабрь

Конструирование из  бросового материала.

Совместная творческая деятельность.

Январь

Коллективное творчество.

Совместная творческая деятельность.

Февраль

Творчество по мотивам художественных произведений.

Совместная творческая деятельность.

Март

Русское народное декоративно-прикладное искусство.

Совместная творческая деятельность.

Апрель

Нетрадиционные техники рисования.

Совместная творческая деятельность.

Май

Выставка работ.

Участие в конкурсах.

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей.

Анкета  «Как вы относитесь к творчеству своего ребёнка?».

Октябрь

Консультация

«Ребёнок и творчество»

Ноябрь

Проведение консультации по теме «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности».

Декабрь

Памятка для родителей  по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста .

Участие в конкурсах.

Январь

Консультация для родителей: 

«Зимние художества».

Выставка совместных работ 

«Зимушка- зима».

Февраль

Конкурс

 «Наши руки не знают скуки!»

Выставка семейного творчества.

Март

 «Памятка для родителей по организации совместного с детьми творчества  «Рисуем дома, рисуем вместе».

Изготовление папки для хранения рисунков.

Апрель

Памятка для родителей

 « Как развивать творчество»

Май

Оформление альбома с творческими работами родителей и  детей 

«Вот как мы можем!».

Совместная творческая деятельность.

Март

Консультация:

 «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

.

Май

Выставка совместных работ взрослых и детей.

Участие в конкурсах.

Самореализация

Сентябрь-

октябрь

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению.

Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по

теме самообразования. Участие в конкурсах.

Распространение опыта на пед. сайте

Отчёт по теме самообразования на  итоговом педсовете.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Что мешает успешному развитию детского творчества?»

Декабрь

 Оформление  папки  – передвижки по развитию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста

Январь

Оформление  информационного стенда по теме самообразования.

Февраль

Посещение  ОД воспитателей  своего ДОУ

Март

Самоанализ и самооценка ОД  в своей группе.

Апрель

Пополнение предметно- развивающей среды

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.