План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
учебно-методический материал (старшая группа)
Данный материал представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
по теме:
«Развитие творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
воспитателя группы « Волшебная страна»
Чебыкиной Елены Владимировны
Актуальность
“Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити — ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Поскольку проблема творческих способностей у старших дошкольников является актуальной, она была выбрана для более глубокого изучения в рамках темы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности» .
. Сейчас наши дети воспитываются на телевидении, интернете, различных интеллектуальных игрушках, которые покупают детям родители, бабушки и дедушки, но при этом забывают купить коробку с карандашами ,красками или пластилин. Современному ребенку трудно включить работу воображение, так как они привыкли к быстрой смене сюжета при просмотре того же мультфильма, да и зачем думать, когда можно найти в интернете.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший в раннем возрасте интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности.
Виды изобразительной деятельности в детском саду
Изобразительная деятельность | ||
Рисование -карандаши, краски, мелки, нетрадиционные приемы и т. д. | Лепка -глина, пластилин, песок, тесто, снег и т. д. | Аппликация -бумага, природный и бросовый материал и т. д. |
Актуальность этой темы в том, что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач современного образования. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Итак, объект нашего исследования - изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: являются ли занятия по изобразительной деятельности эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - творческие способности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Цель нашего исследования: выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи:
-изучить литературу по данному вопросу;
-создать благоприятные условия для развития художественных способностей, развития интереса к изобразительной деятельности у детей;
-развивать детское воображение, интерес к творческой деятельности;
-вести просветительскую работу с родителями о важности занятий изобразительной деятельностью для ребёнка-дошкольника.
Методологической основой исследования послужили концептуальные подходы к интерпретации сущности творческой деятельности и роли в ней механизмов воображения, разработанные психологами (Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, А.В. Петровский, Я.А.Пономарев и другие); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи развития творческих способностей с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю.Субботина); концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О.М. Дьченко, Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова, Г.А.Урунтаева, Л.Б. Фесюкова); идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С.Д. Давыдова, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А.Комарова, О.А.Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлянская и другие).
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Изыхская СШ», структурное подразделение детский сад «Колобок». В работе в качестве испытуемых приняли участие дети в возрасте 5 – 7 лет старшей группы , обучающихся по программе «От рождения до школы».
Дата начало работы над темой: 1.09.2023г.
Когда предполагается закончить работу над темой : май 2024г.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная.)
План работы по теме самообразования на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и | Сентябрь – май | 1.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». 2.Комарова Т.С. «Дети в мире | Анализ литературы |
других источников Диагностика | Сентябрь, май | творчества». 3.Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» 4.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования». 5. Интернет-ресурсы. Цель: выявить знания и умения детей по изобразительной деятельности. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Осенние композиции: натюрморты, букеты (рисование, лепка, аппликация). | Совместная творческая деятельность. |
Октябрь | Рисование осенних пейзажей. | Совместная творческая деятельность. | |
Ноябрь | Изобразительное творчество и игра (рисование, аппликация, лепка по мотивам игр -драматизаций, подвижных, изготовление пособий для дидактических игр). | Совместная творческая деятельность. | |
Декабрь | Конструирование из бросового материала. | Совместная творческая деятельность. | |
Январь | Коллективное творчество. | Совместная творческая деятельность. | |
Февраль | Творчество по мотивам художественных произведений. | Совместная творческая деятельность. | |
Март | Русское народное декоративно-прикладное искусство. | Совместная творческая деятельность. | |
Апрель | Нетрадиционные техники рисования. | Совместная творческая деятельность. | |
Май | Выставка работ. | Участие в конкурсах. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей. | Анкета «Как вы относитесь к творчеству своего ребёнка?». |
Октябрь | Консультация «Ребёнок и творчество» | ||
Ноябрь | Проведение консультации по теме «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности». | ||
Декабрь | Памятка для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста . | Участие в конкурсах. | |
Январь | Консультация для родителей: «Зимние художества». | Выставка совместных работ «Зимушка- зима». | |
Февраль | Конкурс «Наши руки не знают скуки!» | Выставка семейного творчества. | |
Март | «Памятка для родителей по организации совместного с детьми творчества «Рисуем дома, рисуем вместе». | Изготовление папки для хранения рисунков. | |
Апрель | Памятка для родителей « Как развивать творчество» | ||
Май | Оформление альбома с творческими работами родителей и детей «Вот как мы можем!». | Совместная творческая деятельность. | |
Март | Консультация: «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» | . | |
Май | Выставка совместных работ взрослых и детей. | Участие в конкурсах. | |
Самореализация | Сентябрь- октябрь | Сбор папки с материалами по теме самообразования. Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. | Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования. Участие в конкурсах. Распространение опыта на пед. сайте Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Что мешает успешному развитию детского творчества?» | ||
Декабрь | Оформление папки – передвижки по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | ||
Январь | Оформление информационного стенда по теме самообразования. | ||
Февраль | Посещение ОД воспитателей своего ДОУ | ||
Март | Самоанализ и самооценка ОД в своей группе. | ||
Апрель | Пополнение предметно- развивающей среды | ||
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"
Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2014-2015 учебный год
План работы на 2014-2015 учебный год...
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год
Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...
План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» ...
План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» ...