План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2014-2015 учебный год
материал (старшая группа) на тему

План работы на 2014-2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_2014-2015.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

2014-2015 учебный год

Месяц

Содержание

Сентябрь

1 неделя. Тема «Кто такой человек»

Цель: продолжать формировать и закреплять знания детей: чем отличаются мужчины и женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек и мальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать других детей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек; помочь понять, что каждый из них - единственный, второго такого ребёнка больше нет

Игра «Что изменилось»

 Игра «Кому что надо»

Игра «Угадайте, кто ушёл»

2 неделя.   Тема  «Мы такие разные»

Цель: формировать умение соотносить занятия ребёнка с его возрастом (от рождения до семи лет). Учить детей  находить по описанию друг друга. Развивать слуховое внимание. 

Игра «Кому что надо»

Игра «Я загадаю — вы отгадайте»

Игра «Угадай, кто позвал»

3 неделя. Тема  «Мои друзья - мальчики и девочки»

Цель: расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания.

Упражнение «Снежный ком из ласковых имен»

 Игра «Комплименты» 

4 неделя. Тема  «Семейные заботы»

Цель: формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства. Побудить детей к размышлению над качествами личности. Уточнить знания о конкретных трудовых процессах. 

Проблемная ситуация «Делу - время, потехе - час».

Игра «Я знаю 5…»

Октябрь

1 неделя. Тема  «Мальчики - будущие мужчины, маленькие рыцари» Цель: продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Игра «Согласны - не согласны»

Чтение В. Осеева «Сыновья»

Рисование Детские портреты

2 неделя. Тема  «Русские богатыри»  

Цель: продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок

Слушание аудиозаписи «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Игра «Собери картинку»

3 неделя. Тема  «Люди разных профессий»

Цель: продолжать формировать знания детей о содержании разных профессий.

Игра «Разные профессии»

Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Ноябрь

1 неделя.  Подготовка к спектаклю «Что посеешь, то пожнёшь» по мотивам рассказа В.Сутеева «Мешок яблок»

2 неделя. Тема  «Если с другом…»

Цель: дать детям знания необходимые в экстремальных ситуациях

Упражнение «Общий ритм» 

Упражнение «Чем мы похожи» 

Игра «01, 02, 03»

Анализ житейских ситуаций.

3 неделя. Тема «Уроки этикета»

Цель: воспитывать внимательное, заботливое отношение к старшему поколению в семье

Игра «Исправь ошибку»

Работа с пословицей «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Чтение рассказ Н.Артюховой «Точка»

4 неделя. Тема «Профессии моей семьи»

Цель: начать работу над совместным альбомом группы, продолжить формировать представления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от полового признака, развивать умение группировать орудия труда в соответствии с профессиональной принадлежностью.

Игра «Нужна твоя помощь»

Игра «Отгадай, какую профессию я загадал» 

Рисование орудий труда разных профессий

Декабрь

1 неделя. Тема «Дружат в нашей группе мальчики и девочки»

Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с качествами «мужественности», «женственности», развивать экспрессивные способы самовыражения, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность детей группы. 

Упражнение «Лукошко»

Рисование Портрет рыцаря, принцессы

2 неделя.  Тема «Наши хорошие поступки».

Цель: продолжать формировать элементарное умение анализировать  поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. 

Чтение В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» 

Упражнение «Старенькая бабушка»

Упражнение «Мое будущее»

3 неделя.  Тема «Разные эмоциональные состояния».

Цель: закрепить знания детей о разных эмоциональных состояниях. Формировать умение отбирать пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний к  конкретным ситуациям. Развивать выразительность движений, внимание, наблюдательность, произвольность.

Игра «Подбери правильно» (пиктограмма подбирается к эмоции)

Игра «Зеркало»  

Игра «Пантомима»

4 неделя.  Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Изготовление подарков

Январь

1 неделя. Тема «Русские богатыри»

Цель:  продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок, закреплять знания о понятии «мужественность», формировать желание приходить на помощь друг другу в трудную минуту

Слушание аудиозаписи «Как Илья из Мурома богатырём стал»

Игра «Да и нет»

2 неделя.  Тема  «Кем я хочу стать в обществе?»

Цель: выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль

Игра «Кто я?»

Игра «Я взрослый» 

Игра «Мое будущее» 

Чтение Н. Носов «Заплатка»

3 неделя. Тема  «Кто построил этот дом?»

 Цель: формировать обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых на одном производстве (строительство дома: экскаваторщик, каменщик, крановщик, плотник, электрик, маляр). Закрепить в речи соответствующий словарь. 

Игра «Кто построил этот дом?»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Февраль

1 неделя. Тема  продолжать формировать у детей позитивное отношение к себе и своей половой роли, развивать способность к самоанализу, самопознанию и самовыражению с помощью метафорических средств. 

Игра «Превращения»

Игра «Угадай-ка» 

Игра «Я умею»

Чтение В. Осеева «Отомстила»

2 неделя. Тема «Взрослые и дети»

Цель: формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым.

Чтение В. Осеева «Волшебное слово»

Игра «Мой папа лучший (мама, бабушка, дедушка)»

Изготовление подарков

3 неделя. 

Тема «Чем пахнут ремёсла или все профессии нужны, все профессии важны»

 Цель: формировать представление о том, что всем необходим труд людей разных профессий. Упражнять в составлении небольших описательных рассказах о профессиях.

Игра «Словесный портрет»

Игра «Отгадайте, какую профессию я загадал (а)»

Работа с пословицей «Не красна изба углами, а красна пирогами»

4 неделя.  Работа в «Уголке мужского/женского дела» 

Март

1 неделя. Тема «Мамы разные важны» Цель: продолжать формировать уважительное отношение к старшим, воспитывать тёплое отношение к матери, желание делать для неё приятное

Игра «Я хочу быть похожим на…»

Чтение С. Баруздин «Мамина работа» 

Изготовление подарков

Работа с пословицей «Нет милее дружка, чем родная матушка»  

2 неделя.  Тема «Я, ты, он, она…» Цель: учить составлять свой словесный портрет, портрет подруги и друга, внимательно и заботливо относиться к друзьям противоположного пола

Анализ житейских ситуаций.

Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

Чтение стихотворение А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»

3 неделя. Тема «Заводы нашего города» Цель: формировать первичные представления о комбинатах и заводах города: выпускаемая продукция, товарный знак.

Рассматривание продукции, иллюстраций

Игра «Закончи предложение (моя мама работает на …)»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» 

Апрель

1 неделя. «Героические профессии» Цель: дать понятие детям о людях героических профессий, связанных с риском, опасностью. Воспитывать желание стать героями, приходить на помощь людям

Чтение В. Бороздин «Тренировки»

Упражнение «Смелый мальчик» 

Игра «Я умею»

2 неделя.   «Если с другом вышел в путь…» Цель: обогащать, уточнять представления о дружбе между детьми. Воспитывать взаимовыручку, поддержку.

Игра «Мое имя и Я» 

Упражнение «Исправь ошибку» 

Игра «Ты не должен»

3 неделя.  «Рассказы о своей семье» Цель: закреплять представление о своей семье, об обязанностях всех членов семьи, заботе друг о друге.

Составление рассказов по трём гендерным альбомам группу

Награждение семей

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» 

Май

1 неделя. Вечер игр 

2 неделя.  Чтение по желанию детей

3 неделя. Сладкий вечер. Час улыбки и доброты

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Отчет по теме самообразования «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» за 2014–2015 учебный год.

 

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Цель: Создание в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников.

Задачи:

1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных развитиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения.

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе.

3. Построение развивающей среды.

4. Построение модели педпроцесса.

   Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

   Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

   Цели работы по гендерному воспитанию дошкольников на 2014 – 2015 учебный год:

- повышение уровня психолого – педагогической компетентности в данном вопросе, творческого потенциала;

- приобретение знаний родителями воспитанников об особенностях воспитания детей разного пола

- расширить кругозор детей, дать представление о содержании социальной роли мужчины и женщины

   В течение этого учебного года с детьми были проведены следующие занятия по гендерному воспитанию:

1. Занятие: «Мужчины и женщины в семье»

Цели:

- Формирование гендерных представлений
- Закрепить представления детей о том, что такое семья; Об обязанностях членов семьи. 
- Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. 
- Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; 
- У девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

2. Занятие «Такие разные мальчики и девочки»
Цели:
- ознакомить детей с основными характеристиками мужского и женского пола, пояснить понятие «пол»;
- провести беседу об отличительных особенностях мужского и женского поведения, внешнего вида, социальных ролей, стимулируя речевую активность детей;
- продолжать воспитывать осознание детьми своей полоролевой принадлежности;
- воспитывать в детях взаимодоверительные отношения между полами, умение преодолевать конфликтные ситуации;
- развить у детей чувство гордости за принадлежность к определенному полу, создать радостное настроение от творческой работы.

Беседы:

- « Почему нужно помогать и защищать девочек»

- «Сила не право»

Цель: закрепить правила поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т д.; продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам, формировать представления о том, что мальчики – это будущие мужчины, защитники слабых.

   Системная работа с детьми в этом направлении привела к тому, что у детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения детей, мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

   С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в детском саду ведётся работа:

1. На родительском собрании был заслушан доклад на тему «Мальчики и девочки» (дифференцироанный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста);

2. В «Уголке для родителей» оформляется наглядная информация;

3. Проводятся индивидуальные психологические консультации;

4. Организуется «неделя добрых дел» в семье;

5. Выставка детских работ: «Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся красиво»

6. Конкурс «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

План работы по самообразованию Тема :«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков поведения в дорожно – транспортной среде»

Актуальность: в последнее время педагоги и родители всё чаще отмечают, что очень важно в дошкольном возрасте заложить фундамент обучения дорожной грамоте. Чтобы не попасть в ДТП дети должны знать и со...

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...

Формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно от...