Формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
статья (старшая, подготовительная группа)

Братусь Галина Евгеньевна

К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно отнести ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, организацию выставок на экологическую тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratus_statya_ekologiya.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Формы экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Братусь Галина Евгеньевна

        К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно отнести ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, организацию выставок на экологическую тему.

        Традиционно совместная организованная образовательная деятельность считается главной формой по ознакомлению детей с природой и окружающей средой, с помощью данной деятельности педагогу, возможно, формировать представления детей старшего дошкольного возраста о природе и экологических системах.

         С. Н. Николаева выделяет следующие типы экологических занятий: первично – ознакомительное, углубленно – познавательное, обобщающее и комплексное.

        Первично – ознакомительная образовательная деятельность направлена на знакомство с различными видами животных,  растений, с условиями их существования и обитания.

        Углубленно - познавательные образовательная деятельность направлена на понятие детьми взаимосвязи с природой, растениями и животными. Из данных занятий дети старшего дошкольного возраста выясняют связи существования и роста растений от факторов окружающей среды. Также это занятия о животном мире, о приспособленности животных к окружающей среде.

        Занятия углубленно-познавательного типа формируют у старших дошкольников причинно-следственные взаимосвязи, учат анализировать, приводить информацию к заключениям, развивают мышление.

        На занятиях обобщающего типа педагог определяет цель отметить ряд значительных свойств, то есть свойственных и значительных. Занятия обобщающего типа формируют у старших дошкольников умственные способности, учат сопоставлять, делать заключения.

        Занятия комплексного типа могут решить различные задачи экологического воспитания, проводить их можно в форме экскурсии, наблюдений за объектами, явлениями природы в разные периоды года.

        Большой интерес у старших вызывает экспериментирование. С помощью экспериментов у детей старшего дошкольного возраста возможно, воспитать и сформировать познавательный интерес к природе и окружающей среде, внимательность и творческую деятельность. Эксперименты, возможно, осуществлять с помощью объектов неживой природы, а также с растениями, они могут быть связаны с трудом на огороде, клумбе и т. д.

        Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как «Покормим птиц зимой» и другие. С помощью акций у детей развиваются такие качества как милосердие, забота, любовь к природе. Природоохранные акции представляют собой комплексные мероприятия, которые вовлекают детей и взрослых в процесс сохранения окружающей среды и природы.

        Большим воспитательным потенциалом обладают экологические праздники. Вместе с тем, важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), посредством чего решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. «Осенины», праздник «Русской березки», «День Земли» и другие экологические праздники вызывают у детей положительные эмоции, с помощью эмоций у ребенка проявляется бережное отношение к природе и окружающей среде. С помощью экологических праздников можно повысить эффективность воспитательного процесса, а также создать благоприятные условия для формирования у дошкольников бережного отношения к природе.

        Метод проектов подразумевает под собой, что экологическое воспитание и образование  дошкольников происходит в форме исследовательской работы. Проектная деятельность развивает у детей познавательную активность и любознательность, участвуя в проектах, дети старшего дошкольного возраста учатся находить выход из проблемной ситуации,  становятся более уверенным в своих силах. Отметим, что проектный метод учит детей трудиться в группе и самостоятельно, дети начинают проявлять интерес к новой информации, изучать ее.

        Задачи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста могут реализоваться с помощью и других форм, таких как:

        - экологические марафоны, викторины, КВН;

         - составление экологических карт и планов экологических троп;

        - экологические выставки и экспозиции;

        - создание экологических музеев;

         - экологические тренинги;

        - коллекционирование объектов природы;

        - инсценировки и театрализации на экологические темы;

        - встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;

        - посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);

        - участие вместе с родителями в выставках и конкурсах семейного творчества на экологическую тематику.

Источники:

1.        Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.

2.        Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3.        Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. с. 256.

4.        Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.

5.        Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.

6.        Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.

7.        Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.

8.        Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / Кондратьева Н.Н. и др. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: «Детство-пресс» с.70-78.

9.        Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2011, с.232.

10.         Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт – Петербург, Акцидент, 2014.

11.         Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск, Асар, 2004.

12.         Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.

13.         Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности  ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, с.6-11.

14.         Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, с .232. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. // Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36.

15.         Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

16.         Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. с. 208.