ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год
материал (старшая группа) по теме

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_2013-2014.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

2013-2014 учебный год

Месяц

Содержание

Сентябрь

1 неделя. Тема «Давайте познакомимся»

Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других. 

Игра «Познакомимся получше» 

Игра «Я загадаю — вы отгадайте»

Игра «Угадай, кто позвал».

2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге»

Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. 

Игра «Мы такие разные». 

Игра «Кому что нужно?»

3 неделя. Тема «Моё я?»

Цель: формировать представления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему. 

Упражнение «Листочек» 

      Игра «Мое имя»

Октябрь

1 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния».

 Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. 

Игра «Разные эмоции». 

Психологический этюд «Любящая мама».

Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок) 

2 неделя. Тема «Учимся общаться друг с другом».

Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.

Психогимнастика 

Игра «Хорошо-плохо» 

Упражнение “Волшебники”. 

3 неделя.  Тема «Отчего портится настроение».

Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты

Игра «У кого какое настроение»

Чтение А. Барто «Катя»

4 неделя.  Тема «Кто я в семье сейчас и кем буду?»

Цель: формировать представления детей об их настоящих и будущих социальных ролях в семье, воспитывать желание принять данную социальную роль и позитивное отношение к ней.

Чтение рассказ В. Осеевой «Печенье» 

Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Ноябрь

1 неделя. Тема «Здоровье»

Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. 

Игра «Зеркало»

Упражнение «Покажи фигуру»

2 неделя.  Тема «Мама дома, на работе, в свободное время».

Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения. 

Упражнение «Ласковушки»

Игра «Соберём маму на работу»

3 неделя. Тема «Наши папы»

Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье

Анализ житейских ситуаций

Чтение Н. Носов «Заплатка»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Декабрь

1 неделя. Тема «Мальчики - девочки»

 Цель: познакомить с правилами ролевого поведения 

Анализ житейских ситуаций

Игра «Разные дети»

Игра «Я знаю 5…»

2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом»

Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках.

Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет»

Упражнение «Общий ритм»

Игра «Нарисуй своё дерево»  

Чтение К.Д. Ушинский «Дети в роще»

3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется»

Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. 

Игра «Что сначала, что потом» 

Игра «Кому что нужно?»

Упражнение «Ласковое» 

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Изготовление подарков

Январь

1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею»

Цель: развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

Игра «Я умею лучше всех»

Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

2 неделя. Тема «Правила поведения для мужчин и женщин»

Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь.

Игра «Какого цвета счастье?»

Игра «Нужна твоя помощь»

3 неделя. Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки»

Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Игра «Изобрази картинку»

Чтение К.Д. Ушинский «Два плуга»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Февраль

1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины»

 Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. 

Упражнение «Эмблема»

Чтение «Самое страшное» Е.Пермяк

2 неделя. Тема  «Мальчики - маленькие рыцари»

Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе»

3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек

4 неделя. «Расскажи о своей семье»

 Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. 

Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Март

1 неделя. Тема  «Девочки - маленькие хозяюшки»

Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.

Анализ педагогических ситуаций

Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый»

Изготовление подарков

2 неделя. Тема  «Девочки - будущие мамы»

Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников.

Игра «Закончи предложение»

Решение проблемной ситуации рассказа В.А.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»

Игра «Я знаю 5…»

3 неделя. Тема  «Русские богатыри»  

Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости.

Упражнение «А как бы ты поступил»

Чтение отрывков из произведений

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Апрель

1 неделя. Тема «Хорошо - плохо»

Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчика, Я-девочки. 

Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)»

 Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Анализ житейских ситуаций

2 неделя.  Тема  «Мужчины и женщины в семье»

Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. 

Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?»

Упражнение «Черты личности» 

Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка»

3 неделя. Тема  «Моя сказка».

Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)»

Игра «Согласны - не согласны»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Май

1 неделя. Тема  «Мы - воспитанные дети!»

 Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра «Кто быстрее»

Анализ педагогических ситуаций

2 неделя. Тема  «Игрушки моей семьи»

Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками

3 неделя.  «Галерея семейных портретов» Цель:  вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием

4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

Оформление папки-передвижки: "Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего? "

 Октябрь

 

Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Ноябрь

Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"

 Декабрь

Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков"

Январь

Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию

Февраль

Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"

Март-Апрель

Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"

Отчет по теме самообразования «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» за 2013–2014 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме,

систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

2. Формирование у родителей гендерной компетентности.

3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

   Итоги работы с детьми за год: дети научились идентифицировать себя с представителями своего пола. Умеют соотносить свое полоролевое поведение с поведением других. У детей развиты представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Созданы условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками, сформированы представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье. У детей сформированы представления о «женских» и «мужских» видах деятельности. Все это достигалось при помощи различных игр, художественной деятельности.

   Итоги работы с родителями за год:

1. Офрмлена папка-передвижка:"Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего? "

 2. Проведены консультации: «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»: «Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"»; «Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков"»

3. В помощь родителям даны рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию, памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".

4. Проведено родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Перспективы работы в следующем году:  продолжать работать по теме «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содержится план работы и диагнстика по теме самообразования "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...

Формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно от...