Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
    методическая разработка (младшая группа)

    Беломестнова Татьяна Юрьевна

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx54.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад № 21 Калининского района Санкт-Петербурга

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

    Автор:

    Беломестнова Татьяна Юрьевна

    Санкт-Петербург

    2020 г.

    Введение

    Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том. что изучаемая нами проблема является как социальной, так и индивидуальной. Молодые люди из-за недостаточно развитых у них качеств мужественности (маскулинности) испытывают трудности во время службы в армии, при вступлении в брак оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, нести ответственность за семью и воспитание детей; представительницы женского пола в связи с недостаточно развитыми у них качествами женственности (фемининности) не обладают умением поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство, не порождая семейные конфликты. Неумение супругов строить взаимоотношения в семье приводи к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа ешё не распавшихся, но неустойчивых браков. Проблема гендерного развития младших дошкольников как социальная затрагивает гендерные стереотипы, предъявляет требования к социальному статусу маскулинности/фемининности, а как индивидуальная - задает систему координат, в контексте которой формируются мотивы, ценности и соответствующее позитивное или негативное полоролевое поведение в процессе развития индивидуальных гендерных особенностей, гендерной социализации детей.

    В младшем дошкольном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса гендерного развития младших дошкольников зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

    На практике делаются попытки найти ответы на эти вопросы: создаются различные воспитательные организации, дифференцированные по половому признаку, - мужские лицеи, женские гимназии, мужские и женские школы дополнительного образования; разрабатываются различные программы, учитывающие гендерные особенности девочек и мальчиков в воспитательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Содержание образования в этих случаях, однако, имеет экспериментальный или фрагментарный характер, отсутствует целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, что вызывает затруднения в управлении данным процессом.

    Исследования, посвященные гендерному аспекту процесса воспитания и развития (Алешина Ю.Е., Арутюнян М.Ю., Клецина И.С., Коломинский ЯЛ., Кон И.С. Лунин И.И., Тартаковская Н.Н. и др,), показывают, что гендерное развитие и воспитание детей происходит в процессе социализирующего влияния природы, семьи, общения с широким крутом людей (взрослыми и сверстниками), в ходе воздействия средств массовой информации, литературы, искусства, Интернета, случайных наблюдений. Девочка и мальчик дошкольного возраста преломляют полученную информацию, впечатления через призму индивидуальных гендерных особенностей, собственных суждений, принимаю одно и отвергают другое полоролевое поведение [4].

    Цель - изучить особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников.

    Объект - дети младшего дошкольного возраста.

    Предмет - особенности гендерного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

    В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью разработки были поставлены следующие задачи:

    1.        Изучить и проанализировать отечественную и зарубежную социально-психологическую и педагогическую литературу по вопросам гендерного развития детей дошкольного возраста.

    2.        Описать особенности гендерного развития детей дошкольного возраста.

    Основу гипотезы составили предположения о том, что процесс гендерного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективен если:

    -        гендерное развитие и воспитание младших дошкольников придет па смену воспитания «бесполых» детей, будет выступать одной из приоритетных целей развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, включенного в жизнедеятельность дошкольного учреждения:

    -        сущность гендерного развития младших дошкольников будет пониматься как целенаправленная психолого-педагоги чес кая деятельность по развитию и воспитанию гуманных взаимоотношений между мальчиками и девочками младшего дошкольного возраста, включающая представления о различных гендерных взаимоотношениях (маскулинных, фемининных, андрогинных); позитивное полоролевое поведение, основанное на уважении, признании достоинства обоих полов как субъектов взаимоотношений, и станет ценностным ориентиром в развитии и воспитании полов детей младшего дошкольного возраста;

    Теоретический анализ проблемы гендерного развития и воспитания детей младшего

    дошкольного возраста Феномен гендерной социализации

    Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит па стыке таких дисциплин, как психология, социология, биологии, медицина и др. Основными понятиями и рамках этой тематики являются «гендер», «гендерная идентичность» и «гендерная роль».

    Слово «гендер» сейчас уже прочно вошло в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пода в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт. Впервые понятие «гендер» в отечественной научной литературе появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика». По замыслу авторов сборника, введение данного термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлечению внимания к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулирование проведения научных исследований, направленных па выявление тендерной асимметрии в общественной жизни; пропаганде феминистских иней равенства вне контекста марксистской методологии.

    Гендерная идентичность - аспект самосознании, описывающий переживание человеком себя, как представителя определённого пола. Половая принадлежность — это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают равного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки [16].

    Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации). проявляются; в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кои И.С, 1975) [20].

    Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различаю пол окружающих людей, по часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением молокой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них. проявляют разные интересы и различные стили поведения. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком, своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация - это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В полоролевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком или девочкой?» [16] .

    Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли.

    Психоаналитическая теория. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З.Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных иолом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия «эдипов комплекс» (у мальчиков) и «комплекс Электры» (у девочек). Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, - это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных), заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью.

    Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Maccoby ЕЕ.. Jасklin C.N., 1974). Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и фемининности. Дж. Сшккнрд и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью - беспомощной, пассивной и зависимой (Дж. Сшккнрд и М. Джонсон, 1980).

    С позиции представителей гендерного полхода главной слабостью психоаналитической концепции является утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами.

    Теория социального научения. Эта теория утверждает, что поведение человека и значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное за поведение противоположное).

    Главный принцип научения полоролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания.

    При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать па пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола.

    Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. Социальными бихевиоритами накоплен большой экспериментальный материал, касающийся влияния на поведение детей различных видов подкреплений, что значимо для практики семейною воспитания.

    Главные недостатки этой теории заключаются в том, что основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях, а не ситуаций реальной жизнедеятельности. Сторонники подобного подхода ограничиваются исследованием актов поведения, которые можно систематически подкреплять. В данной ситуации ребенок является скорее объектом, чем субъектом социализации.

    Теория когнитивного развития. Согласно этой теории представление ребенка о половых ролях не является пассивным продутом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

    На начальных этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса:

    - ребенок узнает, что существуют два поля;

    - ребенок включает себя в одну из двух категорий;

    - на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы.

    Основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и гендерного сознания.

    Новая психология пола. Эта теория сформировалась па Западе в 70-е годы. Ее представители считают, что основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества.

    Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - это пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания [16].

    Главными детерминантами гендерных параметров, как подчеркивает профессор психологии Рода Aнге, служат социальные ожидании, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, «ключ к социальному процессу конструирования пола - это текущие социальные интеракции; что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль, второстепенна» (Unger R.K.. 1990.).

    Проанализировав феномен гендерной социализации (воспитания) можно сделать вывод, что механизмы гендерной (половой) социализации: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология иола) - в отдельности не смогут объяснить полоролевую социализацию.

    Проблема гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста

    Проблема гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства, для пашей страны являются достаточно новыми и весьма острыми. Эта острота вызвана, на наш взгляд, двумя обстоятельствами. Во-первых, некоторые люди, в том числе облеченные властью, просто недостаточно осведомлены о сути проблемы, в силу чего или отрицают се существование, или сводят к равенству женщин и мужчин. А между тем гендер - это социальная конструкция пола, и речь идет не о равенстве между мужчинами и женщинами, что физиологически невозможно, а о равноправии. Во-вторых, гендерное неравенство, ущемление прав женщин является неотъемлемой характерной чертой славянских народов, воспитанных на «Домострое», оно въелось в нашу плоть и кровь, как на бытовом, так и на государственном уровне [32].

    В любом периоде жизни человека родители и педагоги являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают взрослым. Эта взаимосвязь влияет па формирование характера ребенка, жизненных позиций, на поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности [7].

    Дошкольный возраст - важнейший этан в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, к миру общечеловеческих ценностей; это время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром [15].

    Дошкольный возраст - это тот период, когда формируются наиболее значимые и важные черты, свойство и качество человека. И уже в дошкольном возрасте у детей. формируется представление о половых признаках. Пол - это первая категория, в которой человек осознает себя как индивидуальность.

    Как заметила Куликова Т.Л., проблема гендерного развития и воспитания в современном обществе стоит достаточно остро. Поток информации, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов, и психологов. Эта информация не ведет к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для гендерного воспитания детей.

    Гендерное развитие и воспитание рассматривается как нравственное становление личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика и девочки, способные понимать анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни [22].

    Отсутствие знаний и неумение обращаться е детьми, а также непонимание специфики детских переживаний, часто приводит к тому, что взрослые, сами того не желая, наносят детям душевные травмы, деформируя или тормозя, тем самым развитие основных влечений и искривляя вею их последующую жизненную линию [12].

    Дети уясняют гендерные стереотипы в дошкольном возрасте и их понимание растет на всем протяжении жизни человека.

    Таким образом, наиболее важным и значимым периодом для гендерного развития и воспитания, социализации является дошкольный возраст. Поэтому необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, способствующий тому, чтобы в последствии складывались благоприятные условия для осознания межличностных отношений.

    Особенности гендерного развития и воспитания дошкольников

    Специфика гендерных взаимоотношений младших дошкольников, характеризующих девочек и мальчиков в новом социальном статусе «дошкольник/дошкольница», проявляется в ведущем виде общения - взаимоотношениях в процессе игровой деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми разного пола через понимание окружающего мира: 1) со взрослыми (оценки воспитателей значимы, как и оценки родителей, тле. достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов; 2) со сверстниками своего пола; 3) со сверстниками другого пола; 4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление женского/мужского образа Я); закладываются основы культуры взаимоотношений [4J.

    И.С. Кон утверждает, что общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности - фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или. наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность (Кон И.С. 1988) [21]. Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ро вести и ко в (Теория и история феминизма, 1996) [37].

    Особенности гендерного развития и воспитания мальчиков. Главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. Мальчики в этом смысле оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать обычно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца ребенок видит реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому в глазах младенца, он является менее привлекательным объектом; Все это объясняет тот фаю; что первичной для ребенка (и мальчика, и девочки) является идентификация с матерью. В дальнейшем именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок (воспитатели детского сада, врачи, учителя начальной школы), - женщины. К тому же из-за широкого распространения традиционных патриархальных идей о большей значимости и социальной ценности мужчин мальчик испытывает более сильное социальное давление, чем девочка:

    - половой социализации мальчиков родители уделяют внимание раньше, чем половой социализации девочек;

    - на мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в повелении, противоречащем полоролевым стереотипам и требованиям («как не стыдно плакат, ты же мальчик, а не девочка»):

    - больше подчеркивается ценность мужской половой роли. Окружающие требуют от мальчика соответствия его гендерной роли, не показывая при этом, как нужно себя вести. Например, родители часто ругают сына, если он плачет, но не объясняю ему, как нужно изменить свое поведение. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому; что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно па негативном основании: не быть похожим ни девочек, не участвовать и женских видах деятельности (Алешина Ю.И., Волович Д.С. 1991) [3].

    К собственно маскулинным проявлениям, доступным в детском возрасте, относятся агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, но взрослые негативно относятся к таким проявлениям детей. Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: не поощрение, мужских проявлений, а наказание за «немужские». Родители почти не дают сыновьям каких-либо традиционных мужских занятий или занятий по дому; Поощряя и развивая в мальчиках ценности достижения и успеха, родители и педагоги в реальности требуют от них такого же послушания и прилежания, комфортности в поведении, как и от девочек. Мальчики мало занимаются спортом, редко посещают кружки по интересам, редко могут найти для себя увлекательные занятия, поэтому имеют мало возможности для развития традиционно мужских черт. В результате мужская идентичность формируется прежде всего как результат отождествления себя с некоторой идеализированной статусной позицией «каким должен быть мужчина». Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной (Алешина Ю.К., Волович Л.С, 1991: Арутюнян М.Ю. 1992; Клецина И.С, 1997) [3, 6. 17].

    Таким образом, гендерная социализация мальчиков протекает с большими сложностями и трудностями. Мальчик воспроизводит модель поведения других мужчин, повторяя их сложности и проблемы.

    Особенности гендерного развития и воспитания девочек. Девочке легче дается приобретение гендерной идентичности. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому в дальнейшем ей не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада активно помогают формировать девочке образ себя, как женщины. В российской культуре образ «настоящей женщины» не такой жесткий и однозначный, как образ «настоящего мужчины». Как показываю! исследования, требования со стороны родителей, предъявляемые к поведению девочек, менее нормативны, чем требования, предъявляемые к поведению мальчиков (Лунин И,И., Старовойтова Г.В.,.1991) [26].

    Социальное окружение подсказывает девочке, что, несмотря на официальные заявления о равенстве, в реальной жизни мужчин ценят больше, чем женщин, им легче получить работу, легче поступить высшее учебное заведение.

    Сложившаяся в нашей стране система гендерной социализации как бы ориентирует мальчиков на пассивность или внесоциальную активность, а девочек, напротив, но доминантность и сверхактивность в сфере ближайшего социума, хотя жить им предстоит в обществе, во многим придерживающемся традиционных полоролевых стандартов [16].

    Гендерное развитие и воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.

    Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем груд женщин. Связь гендерного воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений).

    Гендерное воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.

    В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь гендерного воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь гендерного воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.

    Таким образом, рассмотрев особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников, можно сделать вывод о том, что дети имеют как половые, так и психологические различия, в следствие чего необходимо строить воспитательный (педагогический) процесс, учитывая эти особенности.

    Роль семьи и педагога в гендерном развитии и воспитании дошкольников

    Психолого-педагоги чес кие исследования показывают, что семья эго единый организм, первый социальный мир ребенка. Влияние родителей на ребенка - это один из основных социализирующих факторов. Существующие гендерные стереотипы пронизывают весь процесс социализации, развития и воспитания, их влияние начинает проявляться с момента рождения, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам,

    Выявлено, что отец и мать выполняют различные функции в пол о роле вой социализации детей. В работе Я.Д. Коломинского и М.Х. Мелтсас (1985) приводятся следующие данные.

    Отцы более дифференцированно относятся к ребенку, а зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерями на протяжении первого года их жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже и течение первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерями, В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены чаще их одобряют, чем мальчиков.

    Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

    Ряд исследований посвящен влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка:

    - Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.

    - В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.

    - Мальчики, лишённые отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость, а драчливость,

    - Отсутствие отца влияет па полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.

    Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца (Коломенский Я.П. Мелтсас М.Х, 1985) [19].

    Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин, но сравнении) с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям.

    Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как «маменькины сыпки», чем, когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяю)' девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит оттого, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994). В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека [33].

    Приведенные данные показывают, как с раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно, не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаше покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность [16].

    Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: «социализация через манипуляции», «вербальная апелляция», «канализация», «демонстрация деятельности».

    Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго - частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вед, красивая одежда - это важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети чисто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, соответствующими своему полу. «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том. что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики «как папа» (Тартаковская И.Н.. 1997) [36].

    Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

    Психолого-педагогические исследования показали, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя «как мальчик» или «как девочка» (Maccoby Е.Е., Jacklin C.N., 1974).

    Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера и др. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В. С. Мерлина, Я. Стреляу, А. Б. Николаевой, А. В. Петровского, Р. Бернса и др.

    Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком [24].

    Таким образом, рассмотрев роль семьи и педагога в гендерном развитии и воспитании дошкольников, можно сделать вывод о том, что семья и дошкольное учреждение являются главными сферами, влияющими на гендерное становление личности детей.

    Влияние развивающей среды на гендерную социализацию младших дошкольников

    Любой педагогический процесс - всегда процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от воспитателя, так и от воспитанника. Отношение к мальчикам и девочкам ужо в детском саду, да и в семье, разное. При этом в детском саду работают практически одни женщины. Девочек чаще хвалят. Когда взрослые разговаривают с девочками, они чаще употребляют слова, относящиеся к сфере чувств, чаще объясняют и рассуждают. А когда разговаривают с мальчиками, чаще ограничиваются прямыми указаниями (дай, отнеси, сходи, перестань ...). Мальчики резко отличаются от девочек по своему поведению, часто это можно заметить еще до того, как малышу исполнится год, а уже к двум годам эти различия достаточно выражены. В целом, мальчики чаще, чем девочки, ориентируются па свои телесные ощущения, а девочки чаще, чем мальчики, на зрительные. По сравнению с мальчиками девочки менее агрессивны, у них выше самооценка, т.е. они обычно считают свои возможности достаточно высокими.

    В детском саду преимущественно шлифуют те умения, которые ребенок уже начал получать дома: самостоятельно одеваться, есть, слушать то, что говорит взрослый, говорить правильно. При этом умение мыслить, обобщать и т.д. развивается как бы исподволь [10].

    В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, гак и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

    Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении ясей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной ада г нацией.

    В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

    В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

    В сфере сознания - формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

    Чтобы дошкольники гармонично развивались необходимо создать специальные условия развивающую образовательную среду.

    В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

    В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Ю. Гальперина. В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач: создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; ориентироваться на активные методы воздействия наличность [24].

    В исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:         каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

    Таким образом, развивающая среда является главной составляющей социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и имеет несколько особенностей:         развивает личность ребенка, включает все виды деятельности младших дошкольников, строится по определенным принципам, учитывающим гендерные особенности детей.

    Выводы

    Таким        образом, анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать следующие выводы:

    1. В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного вое питания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И. С., Клецина И. С., Коломенский Я.Л., Мелтсас М.Х., Андропова А.П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.

    2. Современные исследования (Куликова Т.А.. Имел и некий К.. Смагина Л. И.) свидетельствуют о том, что гендерная социализации является процессом идентификации, социальным подкреплением, осознанием половой социальной роли и социальными ожиданиями, т.е теми компонентами, которые не могул рассматриваться отдельно Друг от друга. Для детей дошкольного возраста необходимо организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, который поможет им научиться строить благоприятные межличностные отношения.

    3. Исследования Кона И.С., Щепкиной И.В., Макаренко А.С., Исеева Д.Н., Кагана В.В., Кочубея Б.И., Спока Б., и других позволяют сделать вывод о том, что немаловажную роль в гендерном воспитании младших дошкольников играют родители и педагоги. Их воспитание влияет на развитие личности ребенка.

    4. Психолого-педагогические работы Еремеева В.Д., Хризман Т.П., Лобанова Е.А. указывают на влияние развивающей среды в гендерном воспитании дошкольников, как одной из его составляющих. Благодаря развивающей среде развивается не только личность ребёнка, но и происходит его гендерная социализация.

    5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современные исследования пока ещё недостаточно изучили проблему гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    8. Таким образом, чтобы гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста было успешным, необходимо изучить особенности гендерного воспитания младших дошкольников

    Особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников

    Задачи и методика диагностики

    Цель: изучить особенности гендерного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    Задачи эксперимента:

    1. Изучить особенности психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

    2. Выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

    3. Выявить особенности влияния развивающей среды на гендерное развитие младших дошкольников.

    4. Определить влияние родителей и педагогов на гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

    Для решения поставленных задач было проведено 4 этапа констатирующего эксперимента.

    1 этап был направлен на изучение особенностей психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

    На данном этапе мы использовали такие методы исследования как наблюдение за детьми.

    Наблюдение за детьми. Цель - выявить особенности полоролевого поведения детей. Наблюдение включало в себя определенные критерии: маскулинные проявления (агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, сообразительность, уверенность в себе, настойчивость); фемининные проявления (уступчивость, пассивность, зависимость, несамостоятельность); андрогинные проявления (эмоциональная чувствительность, привязанность к родителям, игровая деятельность с детьми своего и противоположного пола).

    2 этап диагностика, позволил выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

    На данном этапе мы использовали такие методы исследования как анализ продуктов детской деятельности, беседа с детьми.

    Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки на свободные темы) включил в себя следующие компоненты: аккуратность выполнения, цветовая гамма, выбор изображаемого предмета, законченность деталей и т.д.

    Беседа с детьми содержала 10 вопросов, касающихся знаний детей о различиях мальчиков и девочек, о игрушках, которыми они играют и об одежде, которую они носят.

    3 этап диагностика направлен на изучение особенности влияния развивающей среды на гендерное развитие младших дошкольников.

    Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы: наблюдение за детьми, анкетирование родителей, беседа с воспитателем, анализ продуктов детской деятельности.

    Наблюдение за детьми. Цель - выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками в различных видах деятельности (игровая, трудовая, изобразительная и пр.).

    Анкета для родителей. Цель - выявить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

    Анкета включала в себя 10 вопросов, которые касались особенностей воспитания и отношения родителей к полоролевому развитию детей. Ответы были как открытого, так и закрытого характера.

    Беседа с воспитателем. Цель - выявить как решаются задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в процессе гендерной социализации. Беседа включала в себя 10 вопросов, касающихся построения педагогического процесса и обогащения развивающей среды в группе детского сада.

    Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года):

    •        умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

    •        формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

    •        усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов:

    •        развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде.

    На основе анализа результатов проведённого исследования были изучены особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    Анализ результатов диагностики

    На 1 этапе диагностики было проведено наблюдение за детьми для изучения особенностей их полоролевого поведения, которое показало, что половина (50%) девочек имеют фемининные проявления (уступчивость, зависимость - 80%. пассивность - 60%, несамостоятельность - 10%, уверенность в себе - 50%), одна третья часть (30%) девочек проявляют андрогинные качества (эмоциональная чувствительность, привязанность к взрослым, игровая деятельность с детьми своего пола - 100%, игровая деятельность с детьми противоположного пола - 60%), 20% - маскулинные (агрессивность, сообразительность - 40%, самостоятельность - 100%, двигательная активность - 50%, настойчивость - 30%).

    Наблюдение за мальчиками дало следующие результаты: 60% мальчиков имеют андрогинные проявления (эмоциональная чувствительность, привязанность к взрослым, игровая деятельность с детьми своего пола - 100%, игровая деятельность с детьми противоположного пола - 70%). по 20% - маскулинные (агрессивность - 10%. самостоятельность - 50%. двигательная активность - 100%. сообразительность 60%. настойчивость - 30%. уверенность в себе -- 60%) и фемининные качества (уступчивость - 80%, пассивность - 30%. зависимость - 50%, несамостоятельность - 10%).

    Таким образом, дети соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. Во взаимодействии со сверстниками девочки более агрессивны, чем мальчики. Но мальчики самостоятельнее, сообразительнее девочек, более активные в движениях, увереннее в себе. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации е определенным полом родителя. Это является нормой. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола. Андрогинные проявления у детей обоего пола одинаковы, за исключением небольшой разницы в игровой деятельности с противоположным полом: мальчики больше, чем девочки предпочитают играть со сверстниками своего пола.

    На втором этапе диагностики проводился анализ продуктов детской деятельности - рисунков па свободную тему. Все девочки (100%) нарисовали солнышко, бусики, маму, лягушку, что говорит о фемининных проявлениях детей. 90% мальчиков изобразили предметы, связанные с какими-либо действиями (самолеты, машинки и пр.) - это маскулинные качества. Один мальчик нарисовал фрукты, что может творить о фемининных или андрогинных проявлениях.

    Девочки и мальчики старались изобразить предметы аккуратно. Цветовая гамма рисунков: дети выбирали в основном красный, синий, желтый и зеленый цвета.

    Далее проводилась беседа с детьми, которая помогла выявить знания и отношение младших дошкольников к сверстникам противоположного пола. Все дети четко и точно знают, как их зовут и к какому полу они относятся: мальчик или девочка. На вопрос «Кто такие мальчики?» девочки в 80% случаев только перечислили имена мальчиков, 20% - сказали, что мальчики - это мужчины. На этот же вопрос 90% мальчиков ответили, что мальчики - это мужчины, богатыри, будущие папы, 10% - это дети. Также на вопрос «Кто такие девочки?» дети ответили следующим образом: девочки - эго дочки, будущие мамы - 20%, это девочки - 10%, перечисление имен девочек - 70%.

    Младшие дошкольники считают, что дети обоих полов похожи строением тела 20%, не знают 80%. Отличительные особенности девочек и мальчиков дошкольники определили, так: девочки носят заколки, а мальчики нет - 10%, не знают - 90%. Дети уверены, что мальчики из одежды носят брюки, шорты, рубашки, а девочки только юбки, платья, сарафаны. 70% детей категорически заявили, что девочки не могут носить такую же одежду как мальчики и наоборот. 30% - сказали, что девочки могут носить штаны, а мальчики нет. Перечисляя игрушки лети ответили, что девочки играют только в куклы, а мальчики - в машинки.

    На вопрос «Что ты можешь рассказать про мальчиков?» девочки ответили, что мальчики эго джентльмены, силачи, помощники 50% детей, столько же % - не смогли ответить. Мальчики ответили на этот вопрос так, «смелые, сильные, богатыри» - 100% детей. Далее на вопрос «Кто такие девочки?» девочки ответили: «красавицы, хорошие, ласковые, будущие мамы» - 100%. мальчики ответили: «нежные, принцессы слабые» - 50% детей.

    Таким образом, знания детей о сходстве и различиях мальчиков и девочек в силу маленького возраста очень скудны. Мальчики в большей степени ориентированы на свой пол, девочки на противоположный.

    На третьем этапе диагностики проводилось наблюдение за детьми в различных детских деятельностях, которое помогло выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками.

    В изобразительной деятельности мальчики взаимодействуют с мальчиками в 100% случаев, с девочками - 40% детей; 90% девочек взаимодействуют с девочками и 60% вступают в контакт с мальчиками.

    В трудовой деятельности: мальчики взаимодействуют с мальчиками 100% случаев, мальчики с девочками 30%, девочки с девочками 100%, девочки с мальчиками 40%.

    В игровой деятельности: мальчики с мальчиками - 60%, мальчики с девочками 70%. девочки с девочками - 100%, девочки с мальчиками - 50%.

    На познавательных занятиях: мальчики с мальчиками - 70%, мальчики с девочками - 50%, девочки с девочками - 90%, девочки с мальчиками - 40%.

    В процессе режимных моментов: мальчики с мальчиками - 100%, мальчики с девочками - 50%. девочки е девочками - 100%, девочки с мальчиками - 40%.

    Таким образом, можно сделать вывод, что около 100% детей обоего пола выстраивают взаимодействия со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, из них почти 50% стремятся контактировать с детьми противоположного пола, что соответствует возрастной норме.

    Следующим методом исследования гендерного воспитания младших дошкольников была анкета для родителей, которая позволила определить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

    Родителям было предложено рассказать о своих детях. Мальчики были охарактеризованы, как любознательные, отзывчивые, настойчивые - в 80% случаев, любимые, самые лучшие -20%. Девочек родители описали следующим образом, усердные, способные к рутинным делам 80% и 20% - затруднились сказать что-либо о своих детях. Это может говорить о том, что родители четко осознают, кого они воспитывают: мальчика или девочку.

    На вопросы о похвале, наказаниях и требованиях родители девочек ответили так: целуют - 20%, хвалят словесно - 80%, наказывают, ставя в угол - 40%, ругают - 30%, лишают внимания - 30%, требовательны 80%. Мальчиков хвалят словесно в 100% случаев, наказывают словом - 20%, ставят в угол - 80%, требовательны - 100%. Здесь можно понять, что родители используют воспитательные меры по отношению к мальчикам и девочкам соответственно их полу.

    О дополнительных занятиях (спорт, кружки, игры) родители сообщили следующее: мальчики занимаются спортом и посещают кружки в 20% случаев, 80% - ничем не занимаются; девочки посещают дополнительные занятия (20%), занимаются спортом (20%), больше половины - не задействованы.

    Родители покупают своим детям игрушки: мальчикам развивающие игры и игрушки - 80%, машинки, солдатики и пр. 20%, девочкам куклы, раскраски, пазлы - 80%, развивающие -20%.

    Таким образом, родители ориентированы на своих детей соответственно их полу. В воспитании они употребляют методы характерные гендерному развитию детей.

    Беседа с воспитателем выявила задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), которые решаются в педагогическом процессе.

    Из беседы видно, что воспитатель в ходе педагогического процесса вырабатывает у детей умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика. Также формирует представления о мужчине, как отце, защитнике, солдате и представления о женщине, как матери. Воспитатель оценивает детей соответственно их половой принадлежности: девочек - умница, мальчиков - молодец. Описывая гендерные особенности младших дошкольников, педагог в основном ориентировался на собственную интуицию, т.к. на вопрос «Почему?» затруднялся ответить.

    Выводы

    Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы

    1.        Дети младшего дошкольного возраста соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола.

    2.        Знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек в недостаточны для данного возраста.

    3.        Все младшие дошкольники взаимодействуют со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, половина из них стремится контактировать с противоположным полом, что соответствует возрастной норме.

    4.        Родители влияют на гендерное развитие своих детей за счет использования воспитательных методов, соответствующих возрастным и полоролевым особенностям развития детей.

    5.        Влияние воспитателя играет не маловажную роль в гендерном воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста, т.к. в ходе педагогического процесса у детей вырабатывается умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика. Также формируются представления о мужчине, как отце, защитнике, солдате и представления о женщине, как матери. Оценка детей воспитателем соответствует их половой принадлежности.

    Заключение

    В заключение можно отметить, что:

    1. Анализ современных исследований по проблеме тендерного развития и воспитания дошкольников еще недостаточно изучен. Исследования педагогов и психологов указывают на то, что гендерное развитие и воспитание является процессом идентификации, социальным подкреплением, осознанием половой социальной роли и социальными ожиданиями, т.е теми компонентами, которые не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Для детей дошкольного возраста необходимо организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, который поможет им научиться строить благоприятные межличностные отношения.

    2. Также выяснилось, что немаловажную роль в гендерном развитии и воспитании младших дошкольников играют родители и педагоги. Их воспитание влияет на развитие личности ребенка. Развивающая среда в гендерном развитии и воспитании дошкольников является одной из его составляющих. Благодаря развивающей среде развивается не только личность ребёнка, но и происходит его гендерная социализация.

    3. Так как знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек в недостаточны для данного возраста, возникла необходимость определить тематический план для младшей группы по гендерному развитию и воспитанию и развитию детей 3-4 лет.

    Библиография

    1.  А.С. Крылова. Азбука общения, или как научить ребенка понимать себя и окружающих. Киндер-подиум.

    2.  Азбука нравственного взросления. В. Петрова, Н. Трофимова, И. Хомякова, Т. Стульник 1-е издание СПб.: Питер, 2006.

    3.  Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991, № 4.

    4.  Андропова Н.П. Воспитание культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект). Автореферат дисс... к.п.н. Волгоград, 2007.

    5.  Арнаутова Е.П, Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. Ж. Детский сад от А до Я. № 5-2004.

    6.  Арутюнян М.Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М. 1992.

    7.  Воронина О.И. ВКР «Влияние родительской позиции отцов на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста». РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2006.

    8.   Г.Т. Хоментаускас. Семья глазами ребенка, Москва, Педагогика, 1989.

    9.  Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М.. 1995.

    10. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. С116. 2003.

    11. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

    12. Имелинский К. Психогигиена половой жизни. Под ред. А. Портнова. М., 1973.

    13. Исеев Д.Н., Каган В.Е.Половое воспитание дошкольников. М..1998.

    14. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.,1991.

    15. Калашникова Е.Е. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. М., 2005.

    16. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб. РГПУ им, А,И. Герцена, 1998.

    17. Клецина И.С. Гендерные характеристики психосоциальной идентичности в юношеском возрасте //Дети Севера: Тезисы докладов IV Международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1997.

    18. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Ж. Детский сад от А до Я. № 5-2004.

    19. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Гендерные проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

    20. Коп И.С. Половые различия дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. М.„ 1975.

    21. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

    22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

    23. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.

    24. Лобанова Г.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. Николаев, 2005.

    25. Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье. М., 1990.

    26. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

    28. Островская Л.Ф, Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.

    29. Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях. Москва 2007.

    30. Психологические отличия мальчиков и девочек / Воспитание / Родители и дети / МедЭнциклопедия / MedPortaI_ru.htm.

    31. Радзивилова М.А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. Автореферат дисс.. .уч. ст. к.п.н. Волгоград. 1999.

    32. Смагна Л.И. О возможностях реализации гендерного подхода в системе образования. Доклад. Под ред, Д.Ю. Столярова.. 2003.

    33. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

    34. Суслова Э.К. Половое воспитание детей дошкольного возраста. Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания. Ж, Детский сад от А до Я. № 5-2004.

    35. Таран И.И. Гендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания. Диссертация на соис.уч.ст.к. псих.н., 2004.

    36. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара., 1997.

    37. Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков. 1996.

    38. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

    Приложения

    Словарь терминов (4,35, 23)

    Пол - биологические особенности (различия в хромосомах, гормонах, морфологии) человека.

    Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

    Гендер - совокупность социальных и культурных норм (стереотипов), которые общество предписывает выполнять людям, в зависимости от их биологического пола.

    Гендер (gender) - социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности, включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между- мужчинами и женщинами.

    Гендерная роль - ожидаемые образцы поведения для мужчин и женщин.

    Половая/гендерная роль - это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивида в зависимости от его половой принадлежности. Это некоторая система предписаний, которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной.

    Гендерная идентичность - характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категорирует.

    Полоролевая идентичность - аспект самосознания индивида, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности.

    Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий па ребенка, направленных па приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М, 1999. С. 166).

    Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок- дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

    Гендерные стереотипы - представления о мужчинах и женщинах, сложившиеся в течение многих поколений и распространяющиеся на всех представителей пола, не зависимо от индивидуальности.

    Гендерная социализация - процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины или женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола.

    Маскулинность - типично мужские черты личности (доминантность, уверенность в себе, напористость, склонность к риску, самостоятельность, независимость и др.).

    Маскулинность (от латинского masculinus-мужской) и фемининность (от латинского femininus - женский) понимают- как нормативные предмышления о соматических, психических и поведенческих свойствах характерных для мужчин и для женщин.

    Фемининность - типично женские черты личности (мягкость, уступчивость, застенчивость, нежность, способность к сочувствию, сопереживанию, сердечность и др.).

    Андрогинность - сочетание на паритетных началах типично женских и мужских черт личности.

    Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для ж   изни среди людей знания, умения и навыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

    ·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

    Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

    Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

    Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том, что и...

    План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

    План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

    Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

    Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год

    План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год...