Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Павленко Светлана Антоновна

 

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный период дошкольного детства.

·        Процесс диагностирования и коррекции складывается из целого ряда последовательно проводимых игровых методов и приемов.

·        Диагностика и коррекция – процессы взаимосвязанные, причем, диагностика без коррекции не имеет смысла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада детей

2.1. Организация  и проведение диагностического обследования детей 2-3 лет.

Объектом своего исследования мы выбрали детей 2-3 лет.

Цели  исследования: выявление  всех сторон речи  (фонетической, лексико-грамматической и др.)  и неречевых психических функций (слуховое восприятие, внимание, зрительно - пространственный гнозис  и  праксис, состояние общей моторики и др.) детей 2-3 лет на основе диагностических методик

Задачи:

  1. определить уровень речевого развития детей 2-3 лет в начале учебного года;
  2. выявить уровень развития речи детей 2-3 лет в конце учебного года;
  3. отметить влияние ранней коррекции на динамику развития речи ребенка
  4. определить, как влияет ранняя диагностика и коррекция на уровень речевого развития  детей.

      Обследуя детей, мы  опирались на  общие диагностические принципы:

комплексность в изучении детей;

принцип целостного и   всестороннего  изучения

изучение детей в процессе деятельности;

динамическое изучение;

принцип качественно-количественного подхода.

Принципы, определяющие последовательность проведения обследования:

принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

от общего к частному;

от сложного к простому.

Посоветовавшись с воспитателями ясельной группы, прежде чем приступить к работе с малышами мы изучили особенности речи детей этого возраста

         Исходя из  сказанного,  мы поставили следующие задачи:

  1. Работа   над словарём.
  2. Совершенствование произносительной стороны речи.
  3. Овладение движениями органов артикуляционного аппарата.
  4. Развитие слухового внимания у малышей.

     Взаимодействие логопеда с ребенком было  направлено на выяснение следующих моментов:

  1. какие языковые средства сформированы к моменту обследования
  2. какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
  3. характер несформированности языковых средств.

При обследовании мы исходили из того, что не все компоненты речи должны быть обязательно сформированы и максимально развиты, гораздо важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты в определенный возрастной период, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок.

     Учитывая, что у маленького ребенка не хватает языковых средств, нет опыта общения со взрослыми, с ними трудно наладить контакт. При обследовании мы уделяли большое внимание работе с документацией (изучение медицинских карт), сбору анамнеза в беседах с родителями, воспитателями, наблюдениям за детьми в процессе игр, беседовали с самими детьми, используя различные игровые приемы. Исходя из сказанного, можно уточнить,   что   основными диагностическими методами мы выбрали следующие:

  1.  изучение  документации;
  2. беседы с родителями;
  3.  общение с педагогами;
  4.  наблюдение за особенностями поведения и общения детей в процессе игровой деятельности;
  5.  беседы с ребенком с использованием игрового тестирования.

     Диагностика проводилась поэтапно. По данным разных авторов выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования. Мы выделили  пять:

  1.  ориентировочный этап;
  2.  диагностический этап;
  3.  аналитический этап;
  4. прогностический;
  5. информирование родителей.

     К сожалению, искусство чеховских докторов, разговаривать с пациентом кануло в лету. А ведь можно, еще не видя испытуемого, создать его образ, что поможет потом при диагностике.    « Предварительный образ малыша» (Н.Н. Ефименко) создается на ориентировочном этапе. Мы использовали для этого изучение медицинской и педагогической документации,  собеседование с родителями.

Выявляемые данные в рамках документации.

  1. Этиология – наследование:
  1. внутриутробное развитие;
  2. родовой период;
  3. раннее детство.
  4. проблемы в поведении;
  5.  адаптация;

     2.  Проблемы социального характера:

  1. условия воспитания;
  2. проблемы взаимоотношений;
  3. проблемы обучения.

      3. Выявление проблем, связанных с деятельностью ребенка:

  1. речевая  (первые слова в 7-8 месяцев появляются у девочек, в 1год 2 мес. - у мальчиков);
  2. поведение в играх;
  3. отношение к трудовой деятельности.

Сбор анамнестических данных был нашей главной задачей на ориентировочном этапе, так как это чрезвычайно важная составляющая полноценного обследования ребенка, которая дает неоценимую информацию об испытуемом. Анамнез – это совокупность сведений, сообщаемых родственниками ребенка и используемых при установлении    заключения (диагноза) и прогноза в здоровье и развитии. Практика показывает, что хорошо проведенный и задокументированный анамнез дает уже значительную часть информации для подготовки заключения и постановки диагноза. Выяснение запросов родителей, выявление предварительных данных об индивидуальных типологических особенностях ребенка, его увлечения, интересы, особенности поведения в играх, особенности воспитания   - все это мы выяснили, беседуя с родителями

      Разговор проводился, чаще всего, с мамой  ( отцом или ближайшими родственниками) ребенка в доброжелательной, неспешной, уютной обстановке. Важно было успокоить, расслабить, расположить собеседников к себе, проявить к ним и ребенку внимание и участливость, искреннее желание разобраться и помочь. Мы проводили беседу  со взрослым без присутствия ребенка (он быстро устает, начинает мешать, шалить или хныкать). Задача воспитателя в это время увлечь малыша интересной игрой, новыми яркими игрушками. Сначала большинство мам несколько сдержаны в диалоге, отвечают неточно, односложно, но со временем, расслабившись в доброжелательной обстановке  заинтересованности. Все более и более разговариваются, вспоминая при этом даже те подробности, которые сами ранее забыли. Нам необходимо было только направлять русло ответов наводящими  или уточняющими вопросами и вылавливать в потоке говорения ценные крупицы информации. Иногда, даже несколько слов, услышанных от мамы, заменяют долгое тестирование.

     Готовясь к разговору с родителями, мы  продумали ряд вопросов для беседы.

  1. От какой по счету беременности родился ребенок?
  2. В каком возрасте рожала мать (до 18 лет или позже 30)?
  3. Как протекала беременность в первую и во вторую половину (токсикоз, его характер, степень выраженности, угрозы выкидыша, уровень гемоглобина и др.)?
  4. Были ли кровотечения (мама поднимала тяжести, падала)?
  5. Хронометраж родов (норма – 16-18 часов, стремительные – 5-6 часов, пулеметные – 1-1,5 часа).
  6. Когда отошли воды?
  7. Каким образом выходил плод?
  8. Техника родовспоможения (выдавливание, накладывание щипцов, травмы).
  9. Имело ли место обвитие пуповиной?
  10. Когда закричал? Характер крика.
  11. Цвет кожных покровов (синюшность – признак гипоксии, кислород отсутствовал до трех минут, белая кожа – кислород отсутствовал до пяти минут).
  12. Масса плода (крупный – тревожный признак).
  13. Сколько баллов по шкале Аршавского-Апгар (9-10 баллов – идеал, 8-9 – хорошо, меньше – тревожно).
  14. Как брал грудь, каков сосательный рефлекс (если вялый или отсутствует, то нервная система угнетена).

     На какой день выписали из роддома? Причина задержки.

  1. Не заметили ли необычного в поведении, позе, внешнем виде ребенка (кровоподтеки под глазами, красное пятно на шее, форма головы, положение головы и др.)
  2. Как спал ребенок ночью (спокойно, капризничал)?
  3. Сроки становления основных двигательных функций (1,5 мес – держит головку, 6-7 мес. – сидит, 8-9 мес. –  прямостояние, 12 мес. –ходьба. От 4 до 9 месяцев – ползание, если эта функция пропущена или слабо выражена – это тревожный признак. Особенности походки (тревожные признаки: часто падал, тянул ножку, косолапил, ставил ступни внутрь, ходил на носочках).
  4. Особенности речевого развития (лепет, гуление, первые слова, фразы).
  5. Какой рукой тянулся к предметам? Есть ли левши в роду?
  6. Какими были и есть дневной (ночной сон ребенка)?
  7. Были ли стрессы, испуги?
  8. Нет ли кровотечений из носа?
  9. Как адаптировался в детском саду? Кричал? Какое время? Чувствовал себя, как рыба в воде.
  10. Падал ли? Ударялся ли головой, позвоночником?

Вопросы варьировались в зависимости от ответов родителей, дополнялись новыми. Вопрос о речевом развитии был значительно расширен и подготовлены вопросы для сбора речевого анамнеза.

1.Условия воспитания

  1. Где воспитывался ребенок (дома, с мамой или бабушкой, в детском саду с круглосуточным пребыванием)?
  2. Каково речевое окружение (двуязычие , недостатки речи в семье)?
  3. Получал ли логопедическую помощь, какую, в течение какого времени, результаты?
  4. Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития, длительно ли находился в больницах?

2.Поведение

  1. Общается ли с детьми своего возраста, младше, старше, предпочитает одиночество?
  2. Спокойный, беспокойный, контактный, конфликтный, ласковый?
  3. Имеются ли различия в поведении дома и вне семьи?

3.Игры и интересы

  1. Какие игрушки любит и как их использует: неосмысленно манипулирует, использует по назначению.
  2. Как относится к игрушкам: быстро надоедает, ломает, играет одной любимой игрушкой.
  3. Как играет: молча или сопровождает свои действия различными звукосочетаниями, словами.

 4.Моторное развитие

  1. Ловкий - неловкий, обслуживает себя или нет.
  2. Какой рукой ест, хватает, держит карандаш.
  3. Ест самостоятельно или кормят.
  4. Хорошо жует пищу или «давит» ее.
  5. Часто ли поперхивается.

5.Наблюдения воспитателей

  1. Были ли замечания в адрес ребенка со стороны воспитателей?
  1. Как справлялся с программным материалом по всем видам деятельности?
  2. Ознакомиться с характеристикой дошкольного учреждения (если имеется у родителей).

 6. Раннее речевое развитие

  1. Когда стал узнавать близких, реагировать на звук, свое имя?
  2. Когда и как протекал период лепета (активно, неактивно, однообразно, звуки лепета были самые разнообразные).
  1. Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года).
  2. Что понимает из речи взрослых в настоящее время. Переспрашивает ли и как часто.
  3. Какие и когда появились первые осмысленные слова. Были это целые слова или только части.
  4. Имело ли место смешение лиц окружающих ребенка.
  5. Когда стали появляться новые слова.
  6. Когда стал активно повторять за взрослым.
  7. Какие и когда появились первые словосочетания.
  8. Как шло развитие речи после появления первых фраз (очень медленно, медленно, динамично, бурно).
  9. Когда родители заметили отставание в речи.
  10. Что в настоящее время беспокоит родителей в речи (полное отсутствие, говорит только несколько слов, сильно искажает слова, мало говорит, автономность речи, аграмматизм, косноязычие и т.д.).

Ответы на полученные от родителей вопросы записывали в специальный анамнез-протокол.

     Определенное подспорье  в плане получения информации дало прочтение и анализ медицинских документов, в частности, медицинской карты ребенка. Иногда в документах мы встречали записи, когда ребенку с явной родовой травмой черепа или шейного отдела позвоночника ставят 8-9 баллов по шкале Аршавского-Апгар. Маму успокаивают, что все в порядке, со временем пройдет (перерастет!?). Какие-то легкие нюансы в развитии  действительно проходят сами по себе, но есть проблемы, которые сохраняются годами и требуют к себе пристального внимания.

Важно, если специалист, например невропатолог или логопед, вовремя заметил, обозначил проблему и дал рекомендации. На такие записи мы обращали особое внимание и фиксировали в анамнез-протоколе.

           Затем начинался, собственно, диагностический этап в нашей работе, т.е. мы конкретно работали  с каждым ребенком. Работа проводилась в условиях приближенных к ребенку, в группе, в присутствии воспитателя, в специально организованной среде. Мы опирались на игру, как ведущий вид деятельности  дошкольника. Для наибольшего эффекта были подобраны игры, речевой материал занимательного характера, направленный на выявление тех или  иных  речевых аспектов. Широкое использование игры, различных игровых приемов, занимательных  игрушек.

1. Исследование неречевых психических функций.

В этом разделе мы собрали общие данные о ребенке в процессе наблюдения:

  1. общительность  (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
  2. особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
  3.  характер игровой деятельности (манипулирование с  предметами, играет один или с детьми, делится ли игрушками); индивидуальные особенности.

Исследовали состояние слухового внимания:

  1. определение направления источника звука, дифференциация звучащих игрушек. Дети с удовольствием играли в игры:  «Где звенит колокольчик?», «Куда спряталась Маша от медведя?», «Найдем погремушку» (дудочку, барабан, мышку, цыпленка, петушка, курочку, собачку и др.), «Кто пришел в гости?», «Чей это голосок?», «Где звенит?» и др.

Состояние зрительного восприятия:

  1. восприятие величины (соотносит, не соотносит, обозначает словами  большой-маленький); восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом, 2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый). Дети с удовольствием выполняли просьбу логопеда или воспитателя принести маленький (большой) мячик, маленькую матрешку (дочку) и большую матрешку (маму), большую курочку (маму) и маленького цыпленка, показать большую собачку и маленького щенка, маленькую и большую птичку, найти маленький и большой цветочек, листик или снежинку, показать маленькую ложечку и большую ложку, маленькую чашечку и большую чашку, большого тигра и маленькую кошечку. Привлекательными были для детей красивые разноцветные игрушки. Задания  показать, принести, назвать цвет дети выполняли с интересом. Хотя, если задания показать и принести выполняли большинство детей, то назвать цвет словом мог не каждый ребенок.

Исследование зрительно - пространственного гнозиса  и  праксиса:

  1. ориентировка в пространстве (вверху - внизу), складывание фигур из палочек по образцу (2-3 палочки). «Где летает бабочка?» (птичка, комарик, самолет, живет тучка, солнышко, звездочка и т.п.). «Где сидит цыпленок?» (муха, лисичка, зайка, щенок и т.п.). Показать местонахождение героев сказок детям тоже легче, чем назвать словами (вверху – внизу). Каждый с удовольствием выкладывал из палочек дорожку  или заборчик, чтобы любимые игрушки могли пройти в обозначенное место или спрятаться за заборчиком.

Состояние общей моторики:

  1. нормальная моторика,
  2. нарушенная – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.

Для детей 2-3 лет определили следующие задания:

  1. пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
  2. перешагнуть через препятствие высотой  25-30 см;
  3. медленно покружиться на месте;
  4. бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
  5. поймать брошенный мяч;
  6. подпрыгнуть на двух ногах на месте;
  7. выполнить наклоны вперед  и в стороны.

Состояние ручной  моторики

  1. нормальная,
  2. нарушенная

     Дети 2-3 лет должны были уметь пользоваться ложкой, накормить куклу,         слепить из пластилина палочку, шарик, баранку. Выполняя эти тесты, дети сами превращались в зайчика (лисичку, мышку, медвежонка и т.п.). «Что ищет зайка?» (мишка, ежик, сорока), «Найдем морковку (капусту) для зайки», «Куда спрятался петушок?» и другие игры помогали детям  пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу или выложенной разноцветной веревочкой. Задание сопровождалось словами: «По дорожке зайка шел, он морковочку нашел. По дорожке мишка шел бочку меда он нашел. Колобок туда пошел, зайку под кустом нашел. Вот стоит пенек в лесу, я его перешагну. Мы покружимся немножко, как осенние листочки. Как снежинки мы кружились, на дорожку все садились» или  «Мячик бросим. Прыг да скок, покатился в уголок. Ну-ка, Маша, мяч поймай, да скорее мне бросай! Скачет маленький зайчишка, ножки греет наш трусишка. Как воробышки мы скачем. Дружно крылышками машем. Мы посмотрим влево, вправо и наклонимся вперед. Кто, ребята, самый зоркий, кто игрушечку найдет?».

   Исследование фонематической стороны речи.

Начали работу с воспроизведения звукоподражаний. Подобрали нужные игрушки, маски животных. Придумали небольшие  чистоговорки, которые обыгрывали с движениями и словами, детям нужно было четко, ритмично их произносить (дети произносят только гласные или согласные звуки, подражая героям). Задача чистоговорки – помочь в произношении какого-либо звука. Вот некоторые из них:

  1. Кукла Маша громко плачет: а-а-а, а-а-а.

          Покачать ее пора: а—аа, а—аа.

  1. Малыш кричит:  уа-уа, кушать мне давно пора! Уа-уа. Уа-уа!
  2. Паровоз гудит: у-у, у-у! Я ребят домой везу! У-у, у-у!
  1. Ослик наш кричит: иа-иа, иа-иа! Мне домой идти пора! Иа-иа, иа-иа!
  2. Мышка кошку увидала, громко мышка запищала: и-и-и, и-и-и.

          Ну-ка, кошка, уходи! И--,и--,и--!

  1. Заблудился кот в лесу и кричит: ау, ау!

     Помогите мне, ребята,

     я  домой  уже хочу. Ау - ау, ау - ау!

  1. Заблудился еж в лесу и кричит: «Ау-ау!»

          Мы ежонка повстречали, путь дорожку указали.

  1. Не шумите, мыши, кошечка услышит!

          Тише, тише, тише! Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

  1. Говорит жучок ежу: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

          Только выпустишь иголки, накажу, накажу!»

  1. Гусь гогочет: «Га-га-га! Встала радуга-дуга!

          Ох, достать я не могу эту радугу-дугу!»

  1. Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко!»

          Вот кукушка на суку говорит: «Ку-ку! Ку-ку!»

          Повторим с тобой легко: «Ку-ку-ку!» да «Ко-ко-ко!»

     Состояние звукопроизношения фиксировали в процессе всех предыдущих тестов, наблюдая за детскими играми и свободной деятельностью, общением с родителями. Если требовалось уточнение, использовали игрушки, яркие картинки.

     Для правильного произношения звуков имеет  значение строение артикуляционного аппарата. Нам необходимо было определить, нет ли у детей серьезных аномалий  губ, зубов, языка,  челюстей, мягкого и твердого неба, нарушений прикуса.  Дети очень не любят показывать свой ротик, поэтому мы придумали игру-тест «К нам пришел Айболит». Детвора с удовольствием открывала ротик, показывала свои язычок и зубки игрушечному доктору.

Исследование строения артикуляционного аппарата

  1. Игра-тест  «Доктор Айболит»

Доктор, дети, - это я! Айболит зовут меня.

Широко откройте ротик:- А-------------!

Вот это да!

Губки пухлые у вас – это раз!

Зубки крепкие у вас – просто класс!

А заборчик, посмотри, - это три!

Язычок за ним живет, звонко песенки поет:

А - о- у    и    у -а- о! Держит связочка его.

У окошка он сидит и на улицу глядит!

Состояние речевой моторики  зависит от состояния мимической мускулатуры  и артикуляционной моторики. Эти параметры мы исследовали по подражанию. К ребятам в гости приходили медвежонок и зайчишка, которые показывали детям различные движения артикуляционного аппарата или просили повторить выражение лица, и дети с радостью вступали в такой контакт. Мы использовали игры – тесты «Мишутка рассердился», «Веселый зайка», «Зайчишка –трусишка». Упражнения  выполнялись в соответствии с текстом. В дальнейшем использовали  фотографии (рисунки) мишутки и зайки  с различными эмоциями и выполняющими различные  артикуляционные движения.

Исследование состояния мимической мускулатуры

  1. Игра-тест   «Мишутка рассердился»

    Веселится мишка наш: - Мед попробую сейчас,                (улыбается)

Смотрит мишка,  меду нет: - Что же есть мне на обед?    (удивился)

Рассердился наш мишутка и нахмурил бровки,                 (рассердился)

Влево - вправо посмотрел, глаз прищурил ловко.              (щурится)

Мед под лавкой увидал, улыбнулся и сказал:                    (улыбается)

- Меду  уж давно не ел, очень сильно похудел               (втягивает щеки).

Съем сейчас я весь горшок, буду славный толстячок     (надувает щеки).

Исследование артикуляционной моторики

  1. Игра-тест « Веселый зайка»

К нам веселый зайка в гости прискакал.                           (скачет)

Улыбнулся, рассердился, язычок свой показал              (улыбается).

Вот широкий язычок,  и уже он узкий             (язычок широкий, узкий),

А теперь «качельки», все,выполняйте дружно:

Вверх-вниз, вверх-вниз – язычок наш покажись!    (язык вверх- вниз)

Зайка наш уже устал, рот открыл он и зевал          (широко открывает рот).

Мы положим зайку спать, а потом пойдем гулять    (укладывают спать).

  1. Игра-тест «Зайчишка-трусишка»

Зайка по лесу бежал

И ежонка увидал.

Улыбнулся он ежу

И увидел вдруг лису.

Стал сердитым зайка,

Ну-ка, убегай-ка!

Показал свой язычок,

Толстенький «оладушек»,

Остренькую «змейку»,

Легкие «качельки»,

Часики идут: «тик-так»,

А зевнул наш зайка так:

Х-------------------------- .

Спать пора зайчишке

Милому трусишке.

     Особенности просодической стороны речи отмечали в процессе всего  исследования при наличии у ребенка фразовой речи

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Это исследование помогло  выяснить,  понимает ли ребенок значение конкретных предметов, каков пассивный словарь у малыша. В игровой ситуации просили ребенка показать конкретные предметы, части предмета, части тела и т.п. по словестной инструкции логопеда или воспитателя. Вопросы о том, где девочка ест, играет, спит -помогли выяснению понимания действий (использовались картинки, игрушки). Важно было  узнать, умеют ли дети выполнять поручения по речевой инструкции («Принеси мячик», «Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади Мишку» и т.п.).

  1. Понимание единственного и множественного числа существительных исследовали   на конкретных игрушках, предметах (елочки, матрешки, цыплята, бабочки, куколки и др.) и картинках (мяч-мячи, кукла-куклы, шар-шары, яблоко-яблоки и т.п.)
  2. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных  определили с помощью картинок и игрушек. Дети показывали мяч-мячик, дом-домик, шар-шарик, чашку-чашечку, ложку-ложечку и т.п.

4. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

 Начали с ее характеристики, т.е. определили, есть ли у ребенка речь или она отсутствует. Если есть, то каков ее характер:

  1. лепетная,
  2. отдельными словами,
  3. фразовая.

 В активном словаре отметили наличие:

  1. существительных - дети называли предметы и картинки по  темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.;
  2. глаголов - дети называли, что делает мальчик, по картинкам: ест, пьет, гуляет, играет, спит, рисует, сидит и т.п.;

 Если у ребенка была фразовая речь, исследовалось умение употреблять существительные

  1. в именительном падеже единственного и множественного числа (глаз-глаза, рука-руки, мяч-мячи, нога-ноги и т.п.);
  2. в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках».- «Вижу  мяч, куклу, дом, кошку, собаку и т.п.);
  3. родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

-Это хвост кого? – Лисы.

-Это машинка кого? – Мальчика.

-Это кукла кого? – Девочки.

-Это уши кого? – Зайчика.

 Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

 Исследовали, при помощи задания «Назови маленький предмет» (по картинкам): дом - домик, нос - носик, ложка - ложечка, кукла - куколка и т.п.

5.Состояние связной речи исследовалось при наличии фразовой речи. Ребенка просили рассказать, какая у него машинка, куколка, зайчик, сказку про Колобка, курочку Рябу. Чтобы привлечь ребенка к общению, а тем более, заставить рассказывать о чем-то, нужно его заинтересовать. Для этого мы использовали яркие красочные иллюстрации к сказкам, игрушки, материал для театрализованной деятельности. Просили детей рассказать о том, что очень важно и близко для них (о маме, бабушке, папе, любимой игрушке, кошечке, собачке, которые живут в доме). Помогали наводящими вопросами.                                                                                                            

 

Система диагностических заданий

     Для проведения диагностики нами была разработана система диагностических заданий для детей 2-3 лет, которая позволила нам выявить уровень различных речевых процессов. Все задания были подобраны так, что в результате проведения одного из них, мы получали данные по нескольким аспектам языка.

Задание №1. «Называние объектов»

     Показываем ребенку несколько простых объектов: куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спрашиваем: «Что это?»

     Нормативы: ребенок 2-х лет называет 2-5 объектов,

                                         2,5 года – все объекты.

Задание №2. «Называние изображений»

     Показываем ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шорты, шляпку, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, младенца, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковороду, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

     Вопрос: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»

     Нормативы: 2 года – 3-4 картинки

                          2,5 года – называет многие картинки из групп животные,  

                                           люди, посуда, мебель, одежда,

                          3 года – все, за исключением 1-2 картинок из этих групп.

Задание №3. «Понимание простых инструкций».

     Предлагаем ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай маме мячик», «Положи его на стул», «Дай мне мячик», «Подними упавший кубик» и т. д.

     Нормативы: 2 года – 4 инструкции,

                          2,5 – 10 инструкций.

Задание №4. «Найди игрушку».

     Цель: выявить понимание речи взрослого.

     Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы).

   Процедура проведения: в процессе игровой деятельности наблюдали, как ребенок реагирует на предметы, сосредоточенно всматривается, берет в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли  обращенную к нему речь.

3 балла – в речи ребенка все 5 приведенных фрагментов,

2 балла – 3-4 фрагмента,

1 балл – 1-2 фрагмента.

Задание №5. «Кто это».

    Цель: выявить объем активного словаря.

    Материал: предметные картинки.

    Процедура проведения: для оценки словарного запаса ребенка весь материал условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи.

1 балл – правильный ответ,

0 баллов – неправильный ответ.

Задание №6. «Назови, что ты видишь».

   Цель: выявить состояние звукопроизношения.

   Материал: предметные картинки (подбирался так, чтобы в названия входили проверяемые звуки в начале, середине, конце слова).

1 балл – правильный ответ.

0 баллов – неправильный ответ.

Задание №7. «Расскажи по картинке».

   Цель: определить уровень активного словаря детей.

   Материал: серия сюжетных картинок.

   Процедура проведения: показываем ребёнку серию сюжетных картинок.

  1. Девочка играет с куклой.
  2. Девочка кушает.
  3. Девочка умывается.

Обработка данных: фиксировали наличие и частоту употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

3 балла – высокий уровень.

2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

Задание №8. «Где собачка?»

     Цель: понимание и правильное употребление пространственных предлогов.

    Материал: игрушка-собачка, кукольная мебель.

    Процедура проведения: обыгрываем с ребенком ситуацию, когда собачка прячется от ребенка за шкаф.

3 балла – высокий уровень,

2 балла – средний уровень,

1 балл – низкий уровень.

Задание №9,10. « Чей ребёнок?».

    Цель: умение образовывать название детенышей животных, употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

    Материал:  кошка - котенок - котята; коза - козленок – козлята; курица – цыпленок – цыплята; собака – щенок – щенята.

    Процедура проведения: рассказываем историю, которая произошла летом, когда в солнечный день на лужок по очереди приходили указанные животные.

    При оценке умения самостоятельно образовывать слова с суффиксом.

3 балла – получает ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов – енок, - ята.

2 балла – ставится ребенку, если он называет  детеныша (детенышей) после предъявления картинки.

1 балл – получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

   При оценке умения употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественно числа.

3 балла – правильный ответ (котенка, котят),

2 балла – словотворческий ответ (котенков),

1 балл – нет ответа (или с наводящими вопросами).

                         

 

Оценка и анализ  уровня речевого развития детей 2-3 лет

     От правильной организации процедуры обследования зависит не только ее эффективность и объективность, но и успех дальнейшей работы по предупреждению и коррекции речевых нарушений у детей.

     Важнейший вопрос при этом, как оценивать уровень развития того или иного аспекта речи, т.е. какой системой оценки пользоваться. Используя трехбалльную или трехуровневую систему: 1-низкий уровень; 2- средний уровень; 3- высокий уровень – мы отметили, что она не отражает переходные состояния в развитии речи детей, когда ребенок уже отошел от низкого уровня, но еще не подошел к среднему или отошел от среднего, но еще не подошел к высокому. Отмечая такое положение мы пользовались выражениями «средне-низкий» и «средне-высокий». Обязательно отмечали очень высокий уровень развития речи и наличие  выраженной патологии. Для фиксации результатов обследования велись протоколы, где отмечалось, как ребенок выполняет задание, какие ошибки допускает, давались образцы неправильной речи. На основе протоколов заполнялась речевая карта на каждого ребенка, которая, в свою очередь, помогала  определить направления коррекционной работы с каждым  конкретным ребенком.

     Анализ анамнестические данных, полученных от родителей, в результате бесед с воспитателями  группы, дал возможность выделить из потока информации  некоторые тревожные факты, указывающие на вероятность речевого недоразвития у детей (наличие гипоксии, позднее появление,  гуления, лепета и др.) Исследуя речевые и неречевые психические, функции подбирали задания так, чтобы в результате проведения одного из них, получить данные по нескольким исследуемым аспектам (например, исследуя у ребенка словарный запас, одновременно получали данные о звукопроизношении и грамматике).

     

2.2.Содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы по развитию речи младших дошкольников.

     Опираясь на полученные диагностические данные, программу второй младшей группы, учитывая индивидуальные особенности детей, мы постарались построить  работу так, чтобы  провести коррекцию через все моменты  жизни ребенка в дошкольном учреждении. Логопед стал для малышей своим человеком в группе, участником игр, сказочником, помощником. Каждую свободную минуту, в любой режимный момент проводились игры на развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики , развитие слухового внимания , памяти, пространственных ориентировок и др. С детьми, у которых были выявлены предпосылки формирования неправильной речи, логопед занимался индивидуально.

Совместно с педагогами мы  постарались ввести коррекционные упражнения в каждое занятие в соответствие с его темой и содержанием. Это были упражнения на развитие речевого дыхания, слухового внимания, развития моторики.  Классифицировали по темам речевой материал. Большое значение придавали использованию в работе с малышами фольклора. Вместе с воспитателями подобрали потешки, которые использовали  в различных ситуациях (при подъеме после сна, при умывании, при еде, на прогулке и т.п.); небольшие стихи, в которых использовались звукоподражания; чистоговорки на различные звуки, опираясь на правильно произносимые; театрализованные представления сказок, различных жизненных ситуаций, происходящих с куклами, мишками, зайками, мышками, кошечками, героями мультфильмов и    т.п.

     Воспитатели группы по рекомендациям логопеда  большое внимание уделяли организации пространственной развивающей среды. Были подобраны различные  игрушки для развития мелкой моторики: шнуровка, застегивание пуговиц, пирамидки, палочки, мелкий  природный материал, бассейны для игр с водой и пескотерапии. Для развития слухового восприятия в группе очень много  звучащих игрушек. Волшебная карусель используется  для развития моторики, памяти, внимания, воображения. Помогает вызвать у детей различные эмоциональные переживания. Различные горки, дорожки, кубики, пенечки, веревочки, по которым можно пройти, проползти, пролезть, пробежать, проскакать, способствуют развитию общей моторики. Дети с удовольствием грают мячиками, машинами, куклами. В группе большое количество материала для организации продуктивной деятельности малышей. Весь игровой материал яркий, красочный и соответствует дидактическим требованиям.

   А самое главное – это тесная взаимосвязь в работе всех  специалистов дошкольного учреждения, которая и способствует успешному преодолению трудностей в речевом развитии наших малышей. На основании имеющихся фактов и их осмысления, мы определили основные направления коррекционной работы с детьми  и разработали содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы, которую мы проводили в течение года. См. в приложении №1

2.3 Динамика речевого развития детей двух-трех лет

     Сравнение результатов итоговой диагностики, проведенной в конце учебного года  после  определенной коррекционной работы, с результатами первичного обследования, позволяет установить положительную динамику в речевом развитии  детей 2-3 летнего возраста

     Если в начале учебного года мы увидели, в основном, средний и низкий уровень по всем показателям, то в конце года  результаты значительно выросли.

     Проведя сравнительный анализ уровня развития моторики, отметили, что на начало учебного года высокий уровень составил 4%, средний – 68%, низкий -28%. В конце года показатели выглядели следующим образом: высокий уровень -54%, средний – 42%, низкий – 4%. Высокий уровень вырос на 50% за счет уменьшения показателей среднего и низкого уровней развития моторики.

     Сравнительный анализ общего развития речевых процессов дал следующие показатели на начало учебного года: высокий – 0%, средний – 40%, низкий – 60%. Итоговая диагностика показала следующие результаты: высокий – 40%, средний- 50%, низкий – 10%.Здесь тоже прослеживается явная динамика высокого и среднего уровня и значительное уменьшение низкого уровня  речевого развития детей.

     Анализируя динамику речевого развития каждого конкретного ребенка, мы тоже увидели плавный переход  от низкого уровня к среднему или средне - высокому, от среднего  и средне - высокого к высокому уровню.

     У малышей значительно расширился  пассивный и активный словарь, грамматический строй и  связная речь. Исчезли нарушения звукопроизношения возрастного характера и несложной артикуляции. Нарушенным осталось произношение звуков позднего генеза.

     Кроме этого дети дали хорошие показатели по неречевым психическим процессам и моторному развитию.

Направления

коррекционной работы

Развитие общей и артикуляционной моторики

Формирование звукопроизноше-ния

Развитие слухового внимания

Развитие связной речи

Формирование грамматического строя речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Давай, поиграем»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейши...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важ...