«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
методическая разработка (младшая группа)

Котлярова Татьяна Викторовна
традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык и речь служат основными каналами приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

МДКОУ «Детский сад №6»

Методическая разработка по теме:

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Подготовила Котлярова Татьяна Викторовна

Город Калач

Воронежская область  

2021 год

Пояснительная записка

Актуальность

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык и речь служат основными каналами приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться именно в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием

Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. В системе дошкольного образования развитие речи занимает очень важное место.                                                                                                                                                                                                                В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).                                                                              

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное в дальнейшем. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Основные задачи развития речи, которые решаются на протяжении всего раннего детства и являются задачами моей работы с детьми в группе раннего возраста: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать, применяя системный подход, своевременно и комплексно. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей раннего возраста должна решаться ежеминутно, ежесекундно, проходя, через все режимные моменты, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать всю работу педагога.

Цель работы: повышение уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста через все режимные моменты.  

Задачи по развитию речи у детей раннего возраста:

  • Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи и способствовать развитию речи как средство общения.
  • Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
  • Во время игр – инсценировок учить детей повторять не сложные фразы.
  • Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
  • Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведение, сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
  • Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге.
  • Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные потешки, сказки.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

   Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию речевого развития. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке, то есть в течение всех режимных моментов.

Для решения проблемы речевого развития у детей использовались следующие формы работы с детьми:

1.Игры на развитие детского словотворчества.

2.Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений.

3.Целевые прогулки и экскурсии.

4.Театрализованная деятельность.

5.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно - поисковый. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

Использование педагогических условий, включающих комплекс методов и приемов, направленных на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в специально-организованном обучении и в совместной деятельности позволят нам достичь следующих результатов:

  • у детей обогатится жизненный опыт знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений устного народного творчества;
  • дети научатся устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • у них появится непосредственный отклик и эмоциональная заинтересованность при восприятии произведений устного народного творчества;
  • дети научатся мысленно представлять, видеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.);
  • расширится словарный запас детей, речь их станет более выразительной.

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес. до 3 лет

возраст

диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1 год

3 месяца

Запас понимаемых слов быстро растёт.

Предметы:

  • Игрушки (часы, машина, мячик, собака и т. д.)
  • Одежда.
  • Ориентировка в окружающем.

Лепет, облегчённые слова в обычной ситуации двигательной активности.

  1.  «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).
  2. Отдельные картинки.

1 год

6 месяца

Обобщает отдельные предметы в понимаемой речи (в конкретной ситуации).

Предметы:

  1. Кошка белая, чёрная, маленькая. Собака белая, большая.
  2. Ложка игрушечная, ложка десертная, совок.

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос: «кто это?». Слово облегчённое и правильное. Материал: кукла, зайчик, машина, котёнок.

  1. Экскурсии в помещении.
  2. Игры звуками.
  3. Игры пальчиками.
  4. Показ предметов в действии.
  5. Обобщения в картинках.

1 год

9 месяца

Понимает изображение нескольких сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

  1. Мальчик кормит собаку.
  2. Мама купает малыша.
  3. Дети обедают.

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении).

  1. Сюжетные показы.
  2. Картинки в действии, несложные.
  3. Выполнение поручений (найти, принести, поставить).
  4.  Рассказы без показа.
  5. Проговаривание четверостиший.

2 года

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка.

При общении со взрослым пользуется трёхсловным предложением в естественной ситуации.

2 года

6 месяцев

грамматика

вопросы

  1. Теневой кукольный театр.
  2. Экскурсии наблюдения
  3. Рассказы без показа сказки.
  4. Рассказы по картинке.
  5. Дидактические игры

В речи используются многословные предложения в естественной ситуации.

«где?»

«когда?»

3 года

В речи ребёнка появляются придаточные предложения

«почему?»,

«когда?»

Критерии диагностики уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Критерии оценки

1.

Выявление уровня развития понимания речи

Слабый – Затрудняется в понимании слов, обозначающих части тела и лица человека, основные цвета предметов, контрастные размеры, формы. Место нахождения предмета, способы передвижения, питания, голосовые реакции животных. Испытывает затруднения в узнавании и показывании знакомых предметов, соотнесении одного и того же действия несколькими предметами, подборе предметов по цвету.

Средний – понимает слова, обозначающие части тела и лица человека, основные цвета предметов, контрастные размеры, формы, состояния, место нахождения предмета, временные и количественные отношения, способы передвижения, питания, голосовые реакции животных, способы передвижения человека, смысл предложения с предлогами в и на. Узнаёт и показывает знакомые предметы, соотносит одно и тоже действие с несколькими предметами, подбирает предметы по цвету.

Высокий – хорошо понимает слова, обозначающие части тела и лица человека, основные цвета предметов, контрастные размеры, формы, состояния, место нахождения предмета, временные и количественные отношения, способы передвижения, питания, голосовые реакции животных, способы передвижения человека, смысл предложения с предлогами в и на. Сам без помощи взрослых узнаёт и показывает знакомые предметы, соотносит одно и тоже действие с несколькими предметами, самостоятельно подбирает предметы по цвету.

2.

Выявление уровня развития активной речи

Слабый – Затрудняется заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, употреблять в речи существительные (названия игрушек, одежды, обуви, посуды и т. д.), глаголы (бытовые, игровые, действия), прилагательные (цвет, величина), наречия. Составлять фразы из 2 – 3 слов, правильно употребляя грамматические формы, использовать предлоги в, на, за, к, с, употреблять вопросительные слова кто, что, куда, где использовать различные поводы для обращения.

Средний – заменяет звукоподражательные слова общеупотребительными; употребляет в речи существительные (названия игрушек, одежды, обуви, посуды и т. д.), глаголы (бытовые, игровые, действия), прилагательные (цвет, величина), наречия. Составляет фразы из 2 – 3 слов, правильно употребляет грамматические формы, использует предлоги в, на, за, к, с, употребляет вопросительные слова кто, что, куда, где использует различные поводы для обращения.

Высокий – использует в речи общеупотребительные слова; употребляет в речи существительные (названия игрушек, одежды, обуви, посуды и т. д.), глаголы (бытовые, игровые, действия), прилагательные (цвет, величина), наречия. Составляет фразы из 3 – 4 слов, правильно употребляет грамматические формы, использует предлоги в, на, за, к, с, употребляет вопросительные слова кто, что, куда, где использует различные поводы для обращения.

 

Результаты диагностики речевого развития у детей младшего дошкольного возраста в группе №8 за 2013-2014 учебный год:

Понимание речи

 

начало года

конец года

низкий

7%

0%

средний

87%

15%

высокий

6%

85%

Активная речь

 

начало года

конец года

низкий

80%

5%

средний

20%

60%

высокий

0%

35%

Выводы:

  •  К концу учебного года существенно обогатился словарный запас детей, сформировалась грамматическая структура речи.
  • Дети научились слушать и понимать небольшие рассказы, народные песенки, сказки, авторские художественные произведения без наглядного сопровождения.
  • Дети старше 2 лет 6 месяцев могут при помощи взрослого участвовать в драматизации отрывков из хорошо знакомых сказок или стихотворений.
  • Дети научились самостоятельно рассматривать картинки и рисунки в книге, а также соотносить их с содержанием.
  • Большинство детей группы овладело речью на хорошем уровне как средством общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Давай, поиграем»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важ...