Главные вкладки

    Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
    статья (средняя группа) на тему

    Капустина Светлана Анатольевна

     

    Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том, что изучаемая нами проблема является как социальной, так и индивидуальной.

    В младшем дошкольном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса гендерного развития младших дошкольников зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

    На практике делаются попытки найти ответы на эти вопросы: создаются различные воспитательные организации, дифференцированные по половому признаку.

    Содержание образования в этих случаях, однако, имеет экспериментальный или фрагментарный характер, отсутствует целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, что вызывает затруднения в управлении данным процессом.

    Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что:

    В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного воспитания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И. С., Клецина И. С., Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х., Андропова А. П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.

    Современные исследования (Куликова Т. А., Имелинский К., Смагина Л. И.)свидетельствуют о том, что гендерная социализации является процессом идентификации, социальным подкреплением, осознанием половой социальной роли и социальными ожиданиями, т. е теми компонентами, которые не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Для детей дошкольного возраста необходимо организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, который поможет им научиться строить благоприятные межличностные отношения.

    Исследования Кона И. С., Щепкиной И. В., Макаренко А. С., Исеева Д. Н., Кагана В. Е., Кочубея Б. И., Спока Б., и других позволяют сделать вывод о том, что немаловажную роль в гендерном воспитании младших дошкольников играют родители и педагоги. Их воспитание влияет на развитие личности ребенка.

    Психолого-педагогические работы Еремеева В. Д., Хризман Т. П., Лобанова Е. А. указывают на влияние развивающей среды в гендерном воспитании дошкольников, как одной из его составляющих. Благодаря развивающей среде развивается не только личность ребёнка, но и происходит его гендерная социализация.

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современные исследования пока ещё недостаточно изучили проблему гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста у условиях ДОУ.

    Таким образом, чтобы гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста было успешным, необходимо изучить особенности гендерного воспитания младших дошкольников

    Особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников

    Цель: изучить особенности гендерного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    Задачи:

    1. Изучить особенности психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

    2. Выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

    3. Определить влияние родителей и педагогов на гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

    Для решения поставленных задач было проведено 4 этапа диагностики.

    1 этап был направлен на изучение особенностей психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

    Наблюдение за детьми. Цель – выявить особенности полоролевого поведения детей. Наблюдение включало в себя определенные критерии: маскулинные проявления (агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, сообразительность, уверенность в себе, настойчивость); фемининные проявления (уступчивость, пассивность, зависимость, несамостоятельность); андрогинные проявления (эмоциональная чувствительность, привязанность к родителям, игровая деятельность с детьми своего и противоположного пола).

    2 этап позволил выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

    Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки на свободные темы) включил в себя следующие компоненты: аккуратность выполнения, цветовая гамма, выбор изображаемого предмета, законченность деталей и т. д.

    Беседа с детьми содержала 10 вопросов, касающихся знаний детей о различиях мальчиков и девочек, о игрушках, которыми они играют и об одежде, которую они носят.

    3 этап направлен на изучение особенности влияния развивающей среды на гендерное развитие младших дошкольников.

    Наблюдение за детьми. Цель – выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками в различных видах деятельности (игровая, трудовая, изобразительная и пр.).

    Анкета для родителей. Цель - выявить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

    Анкета включала в себя 10 вопросов, которые касались особенностей воспитания и отношения родителей к полоролевому развитию детей. Ответы были как открытого, так и закрытого характера.

    Беседа с воспитателем. Цель – выявить как решаются задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в процессе гендерной социализации. Беседа включала в себя 10 вопросов, касающихся построения педагогического процесса и обогащения развивающей среды в группе детского сада.

    Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года):

    • умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

    • формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

    • усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

    • развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде.

    На основе анализа результатов проведённого исследования были изучены особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    Анализ результатов диагностики

    На 1 этапе было выявлено, что дети соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. Во взаимодействии со сверстниками девочки более агрессивны, чем мальчики. Но мальчики самостоятельнее, сообразительнее девочек, более активные в движениях, увереннее в себе. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Это является нормой. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола. Андрогинные проявления у детей обоего пола одинаковы, за исключением небольшой разницы в игровой деятельности с противоположным полом: мальчики больше, чем девочки предпочитают играть со сверстниками своего пола.

    На втором этапе проводился анализ продуктов детской деятельности – рисунков на свободную тему.

    Девочки и мальчики старались изобразить предметы аккуратно. Цветовая гамма рисунков: дети выбирали в основном красный, синий, желтый и зеленый цвета.

    Далее проводилась беседа с детьми, которая помогла выявить знания и отношение младших дошкольников к сверстникам противоположного пола. Все дети четко и точно знают, как их зовут и к какому полу они относятся: мальчик или девочка.

    Из беседы - знания детей о сходстве и различиях мальчиков и девочек в силу маленького возраста очень скудны. Мальчики в большей степени ориентированны на свой пол, девочки на противоположный.

    На третьем этапе проводилось наблюдение за детьми в различных детских деятельностях, которое помогло выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками.

    Около 100% детей обоего пола выстраивают взаимодействия со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, из них почти 50% стремятся контактировать с детьми противоположного пола, что соответствует возрастной норме.

    Следующим методом исследования гендерного воспитания младших дошкольниковбыла анкета для родителей, которая позволила определить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

    Родителям было предложено рассказать о своих детях. Родители ориентированы на своих детей соответственно их полу. В воспитании они употребляют методы характерные гендерному развитию детей.

    Беседа с воспитателем выявила задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, которые решаются в педагогическом процессе. Из беседы видно, что воспитатель в ходе педагогического процесса вырабатывает у детей умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика.

    Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы

    1. Дети младшего дошкольного возраста соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола.

    2. Знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек в недостаточны для данного возраста.

    3. Все младшие дошкольники взаимодействуют со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, половина из них стремится контактировать с противоположным полом, что соответствует возрастной норме.

    4. Родители влияют на гендерное развитие своих детей за счет использования воспитательных методов, соответствующих возрастным и полоролевым особенностям развития детей.

    5. Влияние воспитателя играет не маловажную роль в гендерном воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста, т. к. в ходе педагогического процесса у детей вырабатывается умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика. Также формируются представления о мужчине, как отце, защитнике, солдате и представления о женщине, как матери. Оценка детей воспитателем соответствует их половой принадлежности.

     
     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Гендерное воспитание детей в дошкольном возрасте. Капустина С.А .

    Слайд 2

    Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

    Слайд 3

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста очень важный процесс, который представляет собой систему медицинских и педагогических мер по формированию у них правильного отношения к вопросу собственного и противоположного пола. Что такое гендерное воспитание?

    Слайд 4

    Актуальность - гендерного воспитания в современном обществе огромна. Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребенка. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

    Слайд 5

    Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста: Формирование полоролевых знаний , развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности. Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре. Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.) Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия. Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.

    Слайд 6

    Аспекты гендерного воспитания:

    Слайд 7

    К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; таким образом проявляется гендерная идентификация индивида. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?

    Слайд 8

    Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии: Средства Методы Формы игры • народные сказки • пословицы • колыбельные песни игры познавательно-развивающие этические беседы проблемные ситуации схемы-действия игровая деятельность • экспериментальная • проблемно- поисковая

    Слайд 9

    При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаю обратить внимание на следующее: На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

    Слайд 10

    Особенности развития девочек: Обучение на слуховом восприятии ; Любят похвалу , восхищение ими среди детей и родителей ; Обучение идет от простого к сложному (с поэтапным объяснением ) ; Полезно использовать задания на повторение ; Требуется маленькое пространство для игр ; Любят играть с мелкими игрушками ;

    Слайд 11

    Организация предеметно - развивающей среды по гендерному воспитанию

    Слайд 12

    Туалетная комната

    Слайд 13

    Особенности развития мальчиков: Обучение на зрительном восприятии ; Любят играть и заниматься при ярком свете ; Предпочитают сборно – разборные игрушки ; Необходимо большое пространство для игр ; Предпочитают выполнять любые задания самостоятельно ; Любят разные задания на сообразительность ;

    Слайд 14

    Организация предеметно - развивающей среды по гендерному воспитанию

    Слайд 15

    Туалетная комната

    Слайд 16

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...

    Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

    Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

    Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...

    Поддержание и развитие физического здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.

    Статья о поддержании и развитии двигательной активности детей в условиях детского сада....

    Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)

    Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...