Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шарипова Татьяна Владимировна

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_1.docx80.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Итоговая работа

На курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной политики в контексте модернизации российского образования»

 22марта- 13мая2013 года

по теме:

«Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ».

Выполнила: воспитатель

МБДОУ д/с № 311

Шарипова.Т.В.

Самара 2013 г.

Оглавление

Введение        

Глава 1. Методологические основы экологического воспитания и   проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста        

1.1.Теоретические основы экологического воспитания детей в условиях ДОУ        

1.2Характеристика проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста        

Глава 2. Содержательные и методические аспекты экологического воспитания детей младшего дошкольного  возраста средством метода проектов вДОУ        

2.1.Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ        

2.2. Проекты экологической направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ        

Заключение        

Список использованных источников        

Приложение 1        

Приложение 2        


Введение

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему, и требуют переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров.  Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан.

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных и формирование предпосылок экологического сознания.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ): Содержание образовательной  области «Безопасность» направлено на достижение целей  и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через  решение следующих    задач:

  •   формирование представлений об опасных  для  окружающего             мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к  потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
        
    В настоящее время экологическое воспитание дошкольников становиться приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Так  психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой и др. позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание.

Однако практика показывает, что большинство педагогов, осознавая актуальность экологических проблем, не владеют технологиями экологического воспитания.

Между тем анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Это обусловило выбор темы настоящего исследования: «Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ». 

Необходимость обновления содержания экологического воспитания в педагогической науке рассматривается в работах: Н.Ф.Виноградова, И.Д.Зверев, Б.Т.Лихачев, В.И.Панов, И.Т.Суравегина, И.В.Цветкова и др.

Собственно проектный метод обучения в своих работах рассматривали: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, В. В. Хуторской и многие др. В своей работе мы опирались в основном на труды А. В. Хуторского и А. И. Савенкова. Этими авторами было рассмотрено содержание основных понятий, классификация и типология проектов.

Цель работы: теоретически изучить проблему экологического воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ и выявить возможности метода проектов в решении данной проблемы.

Задачи:

  1. Охарактеризовать понятие экологическое воспитание ребенка.
  2.  Выявить специфику проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  3. Изучить особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  4. Определить проекты экологической направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ.

   

          Глава 1. Методологические основы экологического воспитания и   проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

    1.1.Теоретические основы экологического воспитания детей в условиях ДОУ

А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни.

В. А. Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.

Рассмотрев теории экологического воспитания необходимо определить его сущность.  Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой. 

 На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления  у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления, постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков  (совокупность  состояний,  конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

В сущности, экологическое воспитание имеет две стороны:

1. экологическое сознание;

2. экологическое поведение.

Мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого могут быть все условия, а экологическое поведение формируется с годами в нерегламентированной деятельности экологической направленности.

Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания:

  1. ступенчатый характер
  • формирование экологических представлений,
  • развитие экологического сознания и чувств,
  • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,
  • выработка навыков и привычек поведения в природе;
  1. длительность;
  2. сложность;
  3. скачкообразность;
  4. активность.

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;
  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  4. воспитание устойчивой воли;
  5. формирование значимых целей экологической деятельности.

В системе экологического образования большое значение имеет начальное  звено – дошкольное детство. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

  • экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;
  • обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии следующих элементов:

  • система знаний о взаимодействии общества и природы;
  • ценностные экологические ориентации;
  • система норм и правил отношения к природе;
  • умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры. 

Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи экологического образования в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя. 

Создание нового  отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая,  но  и  нравственная.  Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру,  формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.  Одним из средств решения данной задачи становится экологическое  воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

Сама природа  понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными,  производственными, межличностными отношениями человека,  охватывает все сферы сознания:  научную,  политическую, идеологическую,  художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1.Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2.Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

3.Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

1.Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

2.Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

3.Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном,  региональном,  локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности,  достигнутое усилиями детей.

Таким образом, начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

           1.2Характеристика проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

       Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

В европейских языках слово «проект» (от лат. projectus – «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать  непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

        Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми  младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. 

Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. 

I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть.

 Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

 Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Так, для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

 Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем - как подготовительный этап к будущему. 

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

 Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. 

Заключительным, IV этапом работ над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

 Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

 Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

 Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:

  • низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  • нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  • недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
  • низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

 Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

           Глава 2. Содержательные и методические аспекты экологического воспитания детей младшего дошкольного  возраста средством метода проектов в ДОУ

              2.1.Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

В основной  общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир животных и растений)
  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных сезонных и пространственных изменениях в природе
  • формирование экологических представлений ценностных основ отношения к окружающему миру.

 В ознакомлении с миром природы основная цель по программе заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

 Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

 Итак, успех экологического воспитания маленьких детей         могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  • Мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  • Медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • Использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
  • Осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста  - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

 В возрасте трех-четырех  лет, дети должны научиться различать  и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с астениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

 Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

 Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

2.2. Проекты экологической направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Метод проектов - педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

     Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

   Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

   Внедрение проектного метода в нашей группе началось пару лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

  1. Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:
  • тип проекта,
  • участники,
  • возраст детей,
  • проблема,
  • цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей),
  • форма проведения итогового мероприятия,
  • продукты проекта для всех участников,
  • ожидаемые результаты.

2. Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.

1. Подготовительный этап - создание проблемной ситуации.

Пример: Проект «Ферма» - в строительном центре сооружена постройка “мини - ферма”. Воспитатель вносит набор пластмассовых домашних животных, расставляет их. Спрашивает детей: что это за животные? Что они делают? Что они кушают? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них? Почему? Предлагает пофантазировать: что было бы, если не было бы домашних животных? После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: все домашние животные несут определенную пользу людям, но за ними нужен особый уход. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру “а у нас на ферме”.

 2. Основной этап - не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.

Пример: Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал). Так, например,

  • Центр искусства (рисование на тему «Домашние животные», понаблюдать и нарисовать домашних животных.)
  • Центр математики (посчитать собак по пути в детский сад и др., обратить внимание как ведут себя домашние животные на улице, решение задач.)
  • Центр информационный (иллюстрированные задания по теме: «домашние животные» ; книги: «Кот и повар», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Ходит свинка по бору», «Козел», и многие др.; рассматривание плакатов, иллюстраций и альбомов, просмотр презентаций.)
  • Центр строительства  (постройка мини – фермы: жилой дом, сараи, заборы, амбары; сделать макеты из подручного материала; пластмассовый набор «домашние животные» расставить на макете).
  • Центр игры (игра на улице ««Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Ловкие зайчата», игра «Лошадка».)
  • Центр науки  (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т.д.
  • Центр речи (игры «Узнай животное по звуку», «Зверюшки на дорожке», «Угадай, кого загадали».)

Для развития внимания, памяти детей младшего дошкольного возраста также используем многочисленные дидактические игры.

3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться  в различных формах.

В «Ферме» итоги подводятся в виде сюжетной игры с викториной.

На этом этапе ребёнок является  активным участником, он сталкивается с определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний.

Трудности этого этапа может вызывать  разный уровень подготовки детей.

Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.

3.Следующим этапом составления  проекта является «Системная паутинка». В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.

4.И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е. рефлексию.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.


Заключение

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение. И начальным звеном в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство, так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

 А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

Вопросами  экологического  воспитания  и   воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в ДОУ, необходимо использовать, метод проектов – это, достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Так как, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.


Список использованных источников

  1. Большая энциклопедия природы для детей. – М.: гриф-фронд Межкнига, 1994 г.
  2. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? //Дошкольное воспитание. Бобылева Л., 2000г. № 7 с. 38-46
  3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 г. – с. 28
  4. Веракса Н.Е., Комарова Т,С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. –М.: Мозаика – Синтез,2010.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 г. – с. 112
  6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: «Просвещение , 1993 г.
  7. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1993 г.
  8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994 г. – с. 6-9, с. 86-89
  9. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993., № 2- с. 19-21
  10. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. И ст. групп дет. Сада.: кн. Для воспитателей дет. Сада. Николаева С.Н., -М.: Просвещение, 2004 г. – с. 208
  11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. – с. 48-49, 85-87
  12. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание. Кочергина В., 2004 г. № 7 – с. 50-53
  13. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. Рыжова Н., 1998 г. № 7 – с. 26-34
  14. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание № 12, 1994 г.
  15. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996г.
  16. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – с. 208
  17. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд. Пспр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – с.96
  18. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. /Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – с. 116
  19. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. Балаценко Л., 2002 г. № 5, с. 80-82
  20. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. – М., 1993. – Т.1 – с. 567-568
  21. Урмина И.А. инновационная деятельность в ДОУ: программ-метод обеспечение: пособие для рук и адм. работников/ И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.- с. 85-87
  22. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4
  23. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. Зерщикова Т., Ярошевич Т., 2005 № 7, с. 3-9
  24. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. Рыжова Н, 2002 г. № 3 , с. 38-47.

Приложение 1

Подвижные игры на тему: «Домашние животные».

  1. «Наседка и цыплята». Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне зала (площадки) огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см от уровня пола) – это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «Ко-ко-ко». Они подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!» - цыплята бегут домой. Игра повторяется.
  2. «Найдем цыпленка». Воспитатель заранее прячет игрушку-цыпленка, так чтобы дети не видели. Все ходят по залу (площадке) и стараются найти цыпленка.
  3. «Конь». Дети передвигаются по кругу (можно произвольно с одной стороны на другую) поскоком – как лошадки. По мере продвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:

Гоп – гоп – гоп!
Ты скачи, скачи в галоп!
Все в галоп, все в галоп!
Гоп – гоп – гоп!  

После паузы задание повторяется.

  1. «Воробышки и кошка». Дети изображают воробышек, они располагаются на крыше (сидят на скамейке). В стороне сидит кошка, роль кошки исполняет ребенок. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Дети бегают по всему залу врассыпную, машут поднятыми руками-крыльями. Кошка просыпается, произносит: «Мяу-мяу!» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки и занять свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом (дети пропускают одну игру) Игра повторяется 3-4 раза.
  2. «Лошадки». Ходьба, перешагивая через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка. Два кубика или брусок той же высоты сдвинуты близко друг к другу. Дети держат руки на поясе и идут, выоко поднимая колени – как лошадки, спину и голову держат прямо.
  3. «Кролики». По одну сторону зала (площадки) ставят дуги (4-5 шт.). На противоположной стороне – стул – дом сторожа. Роль сторожа выполняет воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. Дети становятся в кружки (4-5 человек). «Кролики сидят в клетках», - воспитатель говорит, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают под дугой, бегают, прыгают. «Бегите в клетки», - говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, снова пролезая под дугу. Игра повторяется.
  4. «Лохматый пес». Один из детей изображает пса. Он располагается в центре зала (площадки) – ложится на пол и кладет голову на вытянутые вперед руки. Остальные играющие тихонько приближаются к нему по мере произнесения текста воспитателем:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, поизносят его кличку (Шарик), хлопают в ладоши, машут руками. Вдруг пес поднимается и громко лает. Дети разбегаются, ) с изображениями животных: а пес гонится за ними, стараясь кого-нибудь поймать (осалить). Когда все дети убегут и спрячутся в свой дом (за обозначенную линию), пес возвращается на свое место. Игра повторяется.

Дидактические игры на тему: «Домашние животные»

  1. «Зверюшки на дорожках»

Задачи: учить детей пользоваться заместителями –уметь соотносить картинки с определенными значками. Формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания.

Материал: набор картинок (размер 4х4 см) с изображениями животных: петух, собака, цыпленок, кошка, лошадь. По 50 изображений каждого животного. 10 полосок бумаги с различными значками (треугольник, квадрат, круг, овал, «плюс»). На каждой полоске по 6 значков. Каждая пара значков отделена друг от друга вертикальной чертой. Разные значки (от двух до пяти) повторяются в разных сочетаниях. 5 полосок – образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значков) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.

Руководство: Педагог показывает играющим материал: картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоска-образец (шифр), полоски бумаги со значками.

Картинки  кладутся в центр стола, за которым рассаживаются дети для игры. Полоска-образец ставится ребром, чтобы дети все ее хорошо видели. Ребята получают полоски со значками.

Воспитатель говорит, что нужно все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, предлагает всем смотреть на общую полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует (например, петушком надо закрыть треугольник, а собачкой – квадрат, и так до конца полоски). Затем предлагается задание: «Накройте свои значки нужными картинками» или «Посадите на дорожки зверюшек». После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении тгры ребята меняются дорожками или получают новые.

Примечание: Вместо одноцветных значков можно использовать кружки разного цвета. Тогда надо иметь новые наборы материала.

  1. «Загадки и отгадки».

Задачи: Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Материал: 12 пустых карточек (8х10 см); 12 карточек (5х10 см) с загадками; 4 таблицы (16х20 см), на каждой из которых нарисованы по 3 разных картинки-отгадки.

Загадки:

Идет, бредет, бородой трясет, травки просит: «Ме-е-ее». (Козел)

На заборе сидит, «ку-ка-ре-ку» кричит. (Петух)

Мычит: «Му-у». Кто это? – Не пойму. (Корова) и др. загадки.

Руководство. Детям раздаются таблички с картинками. Взрослый берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему. Такое объяснение помогает ему проанализировать как смысл загадки, так и «структуру» имеющейся отгадки – картинки. Анализ одного и того же предмета или явления двумя встречными способами очень полезен детям, так как способствует умственному развитию.

Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, то взрослый объясняет ошибку, но не дает отгадки и карточка с загадкой снова кладется в общую стопку. Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый его дополняет.

Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками.

Примечание. Очень полезно после каждой игры предлагать детям придумывать загадки такого же типа о хорошо известных им предметах.

  1. «Найди такого же».

Игра на развитие внимания.

Предложите малышам выбрать из 4-6 животных точно таких же (по цвету, по величине, по рисунку), как у вас в руках. Чтобы ребятам было интереснее играть, можно загадывать с ними животных по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыши обязательно заметят. Порадуйтесь вместе их догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количеством рисунков, различия которых не так заметны.

  1. «Угадай, кого загадали».

Эта игра поможет детям лучше ориентироваться в пространстве.

В ней вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки (домашние животные). Например, петушок, собака, кошка. Важно, чтобы они были достаточно крупные, и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что задумали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева.

  1. «Чудесный мешочек».

В этой игре ребенок научится узнавать предметы на ощупь, будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления.

Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов – игрушек (домашних животных). Положите один набор в мешочек (из плотной ткани), затянутый резинкой. Задача играющего – на ощупь отыскать в мешочке фигурку, показанную ведущим. Меняйтесь с ребенком ролями – будьте по очереди то играющим, то ведущим.

Другой вариант игры – второй набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант – ведущий просто называет предмет, который нужно найти: «Найди корову», «Найди кошку» и т.п.

  1. «Угадай животное по звуку».

Задачи: рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с животным.

Игровые действия. Прислушиваться к звукам, издаваемым разными животными, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.

Правила игры. Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.

Тот, кто правильно узнал, получает какой-либо значок: кружок, звездочку, цветной билетик и др. тот кто соберет больше всех значков, тот и выиграл.

Оборудование игры. Магнитофон с записью звуков издаваемых домашними животными.  Поднос со значками – для тех, кто правильно узнает животного по звуку.

Руководство. Воспитатель объясняет детям для чего нужно нам глаза и уши. Затем говорит, что все животные издают разные звуки. Их мы и будем узнавать по звукам. Дает установку, чтобы было тихо и включает звукозапись с одним из животных. Кто угадывает животное, тот может положить один значок перед собой. Это будет означать, что он выиграл. У кого будет больше кружочков, тот станет победителем.

Примечание. Дети сразу могут и не ответить на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти ответ.

  1. «Четвертый лишний».

Это игра на развитие логического мышления.

Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: лошадь, кошка, собака и волк, и т.п. не удивляйтесь, если ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадывается что нужно убрать. Подскажите ему правильный ответ: «собака, кошка, лошадь – это домашние животные, а волк – дикое животное, поэтому его и надо убрать». Если ребенку сложно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...

Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В этой работе отражено обобщение своей работы за два года, в которой рассказано о том как сказки помогают детям познавать окружающий мир и мир природы....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

Самообразование на тему: "Нетрадиционные методы рисования как средство эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Теория, практический материал из опыта работы, сетка занятий по изодеятельности на год по месяцам, фотоотчёт....

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...

План работы по самообразованию: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности»

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения....