Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
рабочая программа на тему

В этой работе отражено обобщение своей работы за два года, в которой рассказано о том как сказки помогают детям познавать окружающий мир и мир природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Поэтому каждому человеку необходимо знать родную природу и знать свое место в окружающем мире. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу, как нечто живое, а с помощью сказки он воспринимает знания более полно, осмысленно, ведь сказка дает знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Все это позволяет говорить о необходимости проведения работы по экологическому воспитанию с использованием сказок.

Экологические занятия с дошкольниками должны носить эмоциональный сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передается ребенку именно через переживание сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы. Набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя обмануть, оправдывая жестокое и безнравственное отношение к природе необходимостью. Поэтому так важны игры и сказки в дошкольном детстве. В игровой эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.


Методика работы со сказкой:

I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке

II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения

III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации

IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности

После подбора экологических сказок первым этапом было составление цикла наблюдений в природе в зависимости от сезона (дары природы, комнатные растения, домашние и дикие животные, живая и неживая природа, птицы). Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию экологического содержания сказки.

Во время наблюдений мы решали конкретные задачи:

  • способствовать развитию чувственного восприятия природы, эмоционального отношения к ней;
  • обеспечить формирование представлений об особенностях жизни, роста и развития обитателей различных экологических систем; о зависимости их существования от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ;
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Требования к проведению наблюдений:

  • наблюдения должны носить кратковременный характер, длительность наблюдения 5-10 минут;
  • каждое наблюдение должно быть нового содержания: знакомство с объектом, наблюдение за его морфологией (строением), функционированием и средой обитания;
  • при организации наблюдения необходимо обеспечить доступность наблюдаемого объекта детям, при необходимости – контакт "один на один", самостоятельность в получении информации в момент наблюдения.

Структура наблюдения такова:

  • конкретный вопрос детям по содержанию данного наблюдения;
  • процесс самостоятельного наблюдения (длится секунды);
  • высказывания детей и короткие пояснения воспитателя;
  • новый вопрос по содержанию наблюдения (поискового характера);
  • процесс повторного самостоятельного наблюдения.

Основными приемами руководства кратковременными наблюдениями детей являются: действенные приемы (обследовательские действия, показ руками движений объекта, его строения и т.п.), короткие рассказы, вопросы, пояснения, игровые приемы (для поддержания возникших положительных эмоций).

При взаимодействии с детьми в процессе наблюдения стремились:

  • заинтересовать детей природным объектом;
  • организовать восприятие объекта при получении согласия детей;
  • дать детям возможность удовлетворить возникшее любопытство;
  • проявить заинтересованное отношение к высказываниям детей по поводу увиденного;
  • выразить свое собственное простое и искреннее отношение к объекту;
  • отметить общее эмоциональное и индивидуальные проявления детей;
  • использовать в процессе наблюдения общение с другими детьми и взрослыми.

Можно сфотографировать фрагменты наблюдений, далее, после знакомства со сказкой, фотографии можно рассмотреть, прокомментировать. Наряду с организацией наблюдений, можно использовать другие формы работы, способствующие накоплению детьми эмоционально-чувственного опыта общения с обитателями экологической системы.

Среди них: рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.), просмотр кино- и видеофильмов, дидактические игры, речевые логические задачи, труд в природе, рисование, лепка, аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

Методы работы: собственные рассказы взрослых о наблюдаемых явлениях, беседы по наблюдениям, картинам и т.д.

II этап

Знакомство со сказкой

Задачи:

  • подводить детей к пониманию экологического содержания сказки, опираясь на непосредственный эмоционально-чувственный опыт, приобретенный в процессе наблюдения за объектами природы, с которыми дети встречаются в сказке;
  • способствовать развитию у детей интереса и чуткости к образному языку сказки;
  • обеспечить расширения знаний о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • поощрять желание детей вживаться в образ, передавать его эмоционально и выразительно.

Читаем детям сказку выразительно и эмоционально (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности).

Проводим беседу по заранее подготовленным вопросам экологического содержания, направленным на уточнение последовательности событий и понимание содержания сказки.

В ходе работы со сказкой наблюдаем за характером поведения эмоциональных проявлений детей, отмечаем их заинтересованность сказкой.

Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряем высказывания детей.

III этап

Путешествие по сказке

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению экологического содержания сказки;
  • поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение экологических проблем;
  • поощрять умение внимательно выслушивать ответы товарищей, давать оценку с экологических позиций.

Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов («Жучок Саша»).  Используем различные приемы: речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла.

Следует привлекать других детей и взрослых к разносторонней оценке придуманных сказок, обращая внимание на использование выразительных средств передачи явлений природы, описания природных объектов. Придуманные детьми весте со взрослыми сказки включаем в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструкторскую, театрализованную и др.

IV этап

Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок экологического содержания

Задачи:

  • способствовать развитию у детей интереса к творческому рассказыванию, желания фантазировать и сочинять сказки о природе;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок о природе;
  • побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок экологического содержания, умения создавать несколько вариантов сочинения на одну тему.

Можно использовать разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок экологического содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, сказки о природе для малышей, для сказочного персонажа, для любимого обитателя экологической системы.  Можно поместить сказки в альбом творчества, в книгу "Наши сказки о природе". Сказки могут быть инсценированы, предложены в детском саду для участия в конкурсе на лучшего сказочника-природоведа, участия в КВН.

Добро пожаловать в мир природы и сказок экологического содержания!


Экологический проект «Капелька воды»

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок – это вода. Она дает ребенку благоприятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения.

В нашей группе, исходя из интересов детей, был разработан и реализован совместно с родителями экологический проект («Капелька воды»), рассчитанный на один год обучения (средняя группа).

В рамках проекта проводились беседы с родителями, оформили газету «Где встречается вода в природе», «Отдыхаем, не навредя».

В ходе проекта дети совместно с родителями знакомились со свойствами воды, проводили эксперименты (см. слайд), ежедневно во время прогулок наблюдали за природными явлениями (облака, дождь, снег, лед, сосульки, капель, лужи, ручейки), отмечали изменения состояния воды в зависимости от сезона, проводились игры с водой (запускали бумажные кораблики), создали «центр природы и экспериментирования» в группе.

В ходе проекта у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладели несложными способами экспериментирования с водой, появились исследовательские умения, соответствующие возрасту, повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств...

Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...

Отчёт по самообразованию на тему: «Сказка, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе.Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и пони...

Сказка как средство экологического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение эк...