Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
статья (старшая группа)

Юлия Юрьевна Култышева

"Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».

Выполнила : воспитатель д/с

Култышева Юлия Юрьевна

Воронеж, 2022г

Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

         Как самостоятельное направление в педагогике «экологическое воспитание и образование» получило распространение в мире с начала 70-x годов XX в. и было выдвинуто ЮНЕСКО и программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

В 70 -80-е годы велось изучение влияния природоведческих знаний на развитие ребенка, поиски путей их систематизации, обучение возможностей усвоения дошкольниками существующих в природе взаимосвязей, воспитание положительного отношения к природе, желание трудиться, заботиться о живых существах, беречь природное окружение (П.Г.Саморукова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Кондратьева и др.).

По определению Н. А. Рыжовой – это «…непрерывный взаимосвязанный процесс образования и развития ребенка, направленный на создание системы экологических представлений и знаний, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».

          Автор Е. В. Михеева в своих трудах отмечает, что «…экологически воспитанная личность являются сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением»  

 С.Н. Николаева в своих исследованиях раскрыта формы и методы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста: « …это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Указанные формы и методы эффективны для обеих возрастных групп».

           Говоря о методах и формах работы по экологическому воспитанию необходимо знать значение этих слов.

            Метод (от греч. methodos - путь к чему-либо)- способ достижения цели.

совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.

            Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, «способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру».

Форма «есть внутренняя организация содержания».  Это есть способ организации воспитательного процесса.

 Слово forma в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного обучения и воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

Таким образом, понятие "метод" характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения, и наоборот.

        «Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру».

      «Методы воспитания – это система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемого, способствующая достижению заданной цели воспитания».

Реализовать экологическое воспитание дошкольников возможно используя определенные, соответствующие возрасту методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

      Автор  С.Н. Николаева дает следующее определение: «педагогический метод – это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность» .

        В нашем исследовании мы рассмотрим классификацию методов обучения и воспитания по экологическому образованию детей, которые прошли проверку временем и широко используются в дошкольном обучении: наглядные, практические, словесные (Рис. 3).

  • словесные (рассказ, объяснения, беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов о природе);
  • практические (экологические игры, эксперименты, опыты, труд в природе) .

         Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д).

          Среди наглядных методов в экологическом воспитании дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению, так как формирование у дошкольников начал экологического воспитания основывается в первую очередь на наблюдении.

      «Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы».  

          В зависимости от поставленных целей наблюдение может быть эпизодическим, длительным и итоговым. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

             Рыжова Н. А. называет выделяет «…общие требования к организации наблюдения:

  • наблюдение должно давать детям новые знания, расширяя и углубляя первоначальные представления;
  • наблюдение должно способствовать развитию умственной и

речевой активности детей, возбуждать интерес к природе;

  • в организации наблюдений следует соблюдать системность;
  • в результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление о том или ином объекте природы, отношение к нему».

           С помощью наблюдений дети не только познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изо-деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

          Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей детей, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Действия педагога при этом направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей познавательный интерес, эстетические переживания и сочувствие.

         Так же по формированию осознанно- правильного отношения к природе посредством наблюдения применяют деятельность моделирования.

«Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью».

«Календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе».

В практической деятельности ДОУ используются три типа календарей, отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частных наблюдений:

  • календарь наблюдений за ростом и развитием живых объектов;
  • календарь наблюдений за сезонными явлениями природы;
  • календарь наблюдений за птицами.

Воспитателю важно научить дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года и отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов – это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а это очень важно для развития личности ребенка.

              Старшие дошкольники с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия.

         Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия.

         В каждом проведенном опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры.

Игровая деятельность, приносящая детям большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию.

 Авторы И.А. Комарова и С.Н. Николаева разработали «различные игровые обучающие ситуации (ИОС) – специальные формы сюжетно – ролевой игры, насыщенные экологическим содержанием. Они специально создаются педагогом для решения конкретной задачи на экологических занятиях, экскурсиях.

Хороший результат дают такие типы ИОС:

- ИОС с привлечением игрушек – аналогов игрушек, изображающих объекты природы – растений, животных;

- ИОС с использованием кукол – персонажей сказок, сюжет которых связан с природой:

- различные варианты игры в путешествие («туристический поход», «экскурсия на Северный полюс» и т. д.)».

    Типы игровых обучающих ситуаций (ИОС) (Рис. 4)

                  Рисунок 1. Типы игровых обучающих ситуаций.

Игра, специально организованная воспитателем для процесса познания природ, выполняет функцию метода экологического воспитания, которая облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно – правильное отношение к природе и к их содержанию.

         Одновременно с наглядными и практическими методами в экологическом воспитании старших дошкольников активно применяются словесные методы.

Важно правильное использование словесного метода в разных формах работы с детьми.

Наибольшее значение имеет беседа. «Беседа – это последовательная цепочка вопросов, помогающих понять причинно-следственные связи, сделать обобщения, выводы». Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью. Учебный диалог способствует выработке осознанно – правильного отношения к природе, если педагог правильно подбирает слова, выстраивает высказывания, объясняет. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

          Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально–положительное отношение к природе.

Трудовым умениям и навыкам при ознакомлении с природными объектами уделяется особое внимание.

 В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т.е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т .д), выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать), животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя – направить детей, прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе.

             Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

            Экологическим проектом можно считать это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности.

            Приведем пример некоторых экологических проектов, которые можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста: 

- «Мастерская природы» - позволяет узнать какой природный материал (семена, листья, ветки) можно использовать для декорирования бытовых предметов;

- «Растение – доктор» - дети учатся распознавать лекарственные растения, узнают об их целебных свойствах;

- «Метеобюро по народным приметам» - позволяет изучить погодные явления и научиться предсказывать их по подсказкам природы.

Так же можно провести следующие интересные проекты: «Кто живет в лесу?», «Что мы знаем о воде?», «Этажи леса» и другие.

        Работу над проектом стоит проводить регулярно. Важной заинтересовать детей исследуемой проблемой.

Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта — это его защита — он всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

        Не стоит забывать о и том, что начиная работу над экологическим проектом, следуют обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе: создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.

                         Рисунок 2. Классификация методов обучения.

            Таким образом можно сделать вывод, что в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

         Основные формы работы с детьми по экологическому воспитанию.

          Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему, ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему, работа с родителями.

  1. Образовательная деятельность (занятие).

         Занятия считаются главной формой по ознакомлению детей с природой и окружающей средой, с помощью них педагогу, возможно, классифицировать и формировать знания детей старшего дошкольного возраста о природе и ее системе с учетом возраста ребенка и окружающей среде. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.

         Из трудов С. Н. Николаевой возможно отметить следующие типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного, углубленно -познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа. Занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.

Занятия обобщающего типа. 

На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе.

Такие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия особенно полезно проводить со старшими дошкольниками.

2.Экскурсии.

         Большое значение в экологическом развитии детей придается экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.

         Как отмечает Маханева М.Д, «особое внимание при проведении экскурсии важно уделить организации деятельности детей: Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины» (Л.П.Симонова). Следующая немаловажная заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными). Третья заповедь – это внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей)».

  1. Экологические праздники и досуги.

         Огромный вклад в работу по экологическому воспитанию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «Масленица», праздник «Пасха».

              Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий нужно использовать материал, который детям хорошо знаком.

  1. Экологические акции.

        «Природоохранные акции - это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы». Проведение таких акций сформировывает у детей и взрослых экологическую: культуру, сознание и мировоззрение.

Такими акциями могут быть: «Голубой патруль», «Птичья столовая» и т.д.

  1. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

        Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

       Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д.

  1. Труд детей в природе

           В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе это необходимая составляющая процесса формирования экологической воспитания у старших дошкольников.

  1. Работа с родителями

       Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:

  • Анкетирование, проведение опросов
  • Родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, консультации;
  • Оформление наглядной информации экологической направленности для родителей;
  • Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д.
  • Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

        Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Рисунок 3. Формы организации работы по экологическому воспитанию.

Таким образом, экологическое воспитание старших дошкольников предполагает использование различных методов и форм работы с детьми.

          Cуществование  целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям;

- формы и методы организации детей по экологическому воспитанию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. 

в основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Список литературы

      1. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е М., «Советская энциклопедия».1974.

       2. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников [Текст] / Е.В. Михеева.- Волгоград: «Учитель», 2012. - 22

       3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

        4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 184 с.

       5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.

        6. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

        7. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». Программа эколог. образ. дошк.  М.: Linka-Press, 1998.128 c.  

        8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Формы, методы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающей его природе и окружающей среде, к се...